Внешнеэкономические проблемы

Во всё более расширяющихся с либерализацией нашего рынка взаимоотношениях с зарубежными партнёрами и в рамках взятого российским правительством курса на интеграцию нашей страны в мировое хозяйство большое значение стала приобретать внешнеэкономическая деятельность отечественных предприятий (как экспорт, так и импорт) и соответствующая ей внешнеэкономическая политика государства.

Поэтому, ещё одним немаловажным фактором, ограничивающим возможность ускоренного роста промышленного производства России, является общеэкономические тенденции, складывающиеся в последнее время во внешнеэкономических отношениях, – это усиление международной конкуренции на фоне растущей государственной поддержки экспорта за рубежом и активного, зачастую на дискриминационной основе, применения мер в интересах своих национальных производителей.

Основные факторы, негативно влияющие на расширение российского экспорта, можно условно разделить на три крупные группы: экономические, организационные и торгово-политические.

Среди экономических факторов, тормозящих отечественный экспорт, в свою очередь особо выделяются:

· Недостаточная конкурентоспособность многих российских товаров как на мировом рынке, так и внутри страны по сравнению с иностранными конкурентами. В большинстве случаев это связано с тем, что они не отвечают возросшим международным стандартам качества, в первую очередь по таким сравнительно новым критериям как безопасность для потребителя и соответствие экологическим нормам, в результате чего возникают препятствия для допуска этих товаров на рынки многих индустриальных и ряда развивающихся стран. В России до сих пор не налажен квалифицированный и эффективный контроль за качеством экспортной продукции; ощущается нехватка испытательных центров и лабораторий, отвечающим по своему уровню международным требованиям. Это создаёт дополнительные проблемы с сертификацией отечественных товаров (поскольку российские сертификаты, за редким исключением, не признаются в индустриальных странах), а необходимая сертификация за рубежом обходится достаточно дорого, затраты по которой также отрицательно влияют на их конкурентоспособность.

· Низкая доля в российском экспорте принципиально новых видов товаров и услуг и достаточно устаревшая структура экспортной специализации. Здесь показательно, что в зарубежных странах с динамично увеличивающимся экспортом доля инновационных товаров и услуг обычно значительно выше общего среднемирового уровня.

· Скромные масштабы международного производственного кооперирования российских промышленных предприятий с передовыми в техническом отношении зарубежными предприятиями. Это лишает Россию возможности получения ряда существенных преимуществ от международного разделения труда, научно-технического прогресса. Международное кооперирование обеспечивает его участникам решение таких двух ключевых проблем как снижение уровня цен на совместно выпускаемую продукцию и повышение качества продукции за счёт специализации и применения инновационных достижений партнёров.

· Ограниченная государственная финансовая поддержка отечественных экспортёров, что значительно отличается от сложившейся в развитых странах практики, где созданы специальные государственные экспортные компании, направленные, вследствие неудовлетворительного финансирования соответствующих программ в области кредитования и страхования экспорта, на всестороннюю поддержку и стимулирования национального экспорта. В результате отсутствия у нас такой поддержки даже конкурентоспособная российская продукция зачастую не находит покупателей на мировом рынке.

Под организационными факторами подразумеваются недостаточные знания и опыт международных коммерческих операций у большинства из 450 тысяч российских участников ВЭД.

Многие из них, сравнительно недавно приобщившиеся к международной торговли, не имеют возможности на должном уровне изучать товарные рынки и импортные потребности зарубежных стран, их торговые и таможенные режимы, в том числе льготы, международные соглашения и конвенции, правила оформления контрактов, а также эффективно и адекватно защищать свои интересы при обвинении в демпинге (что для российских товаров на международных рынках не редкость) или других неправомерных действиях стран-импортёров, кроме того они часто становятся жертвами недобросовестной коммерческой практики, широко распространённой на мировых рынках (справедливости ради следует отметить, что наши в накладе тоже не остаются – привычка “кидать” весьма живуча у многих наших предпринимателей).

В России оказывается довольно слабая информационная, консультационная и правовая поддержка экспортёрам, в то время как во многих зарубежных странах это входит в число первоочередных прямых обязанностей торгово-промышленных палат и лично послов в тех странах, где их национальные экспортёры осуществляют свою деятельность.

Под торгово-политическими факторами понимаются, во-первых, всё ещё сохраняющиеся элементы дискриминации в зарубежных странах по отношению к российским контрагентам (в частности, выдвигаются не всегда достаточно обоснованные обвинения в демпинге, за которыми следуют довольно жёсткие санкции, и устанавливаются количественные и другие ограничения импорта для отдельных видов товаров и услуг, так в США до сих пор действует так называемая “поправка Джексона-Вэника” времён “холодной войны”); во-вторых, ограниченная практика в России создания региональных экономических объединений с более благоприятными торговым и инвестиционном режимом для стран-членов, в частности, зон свободной торговли, получивших широкое признание и распространение в мире; в-третьих, всё ещё сохраняющиеся неоправданно высокие таможенные пошлины и прочие сборы с импортных товаров, используемых при изготовлении экспортной продукции или для предоставления экспортных услуг.

К тому же вызывает тревогу структура импорта в нашу страну.

В последние годы экономика России находится в значительной зависимости от закупок продовольственных товаров и сырья для их производства (в российском импорте на них приходится 26%). В 1998г. импорт продовольствия составил 10,3 млрд. долларов, причём 85% (8,7 млрд. долларов) – из дальнего зарубежья, что является самой крупной статьёй оттока капитала за границу в структуре импорта (конечно, здесь имеется в виду легальный импорт, а не всем печально известный “импорт капитала”) [34, c. 1]. Определяющую роль в продовольственном обеспечении России играют страны дальнего зарубежья, и значение этих стран постоянно возрастает.

Ещё одной важной товарной позицией в российском импорте являются лекарственные средства – плачевно, но Россия на 2/3 зависит от их ввоза [34, c. 1].

Также не внушает оптимизма снижение поставок импортного оборудования, так необходимого для развития и модернизации отечественного производства: в 1998г. импорт данных товаров уменьшился на 16%, в 1999г. – аж на 40% [34, c. 1].

К тому же, огорчает низкое качество импортируемых товаров, которое далеко не всегда отвечает требованиям нормативной документации по безопасности применяемого сырья, материалов, компонентов, санитарным нормам и медико-биологическим требованиям (особенно это характерно для рынка потребительских товаров). Так, в 1998г. из проинспектированного количества было забраковано и снижено в сортности: тканей – 97%, швейных изделий – 31%, чулочно-носочных изделий – 38%, верхнего трикотажа – 38%, бельевого трикотажа – 53%, кожаной обуви – 36%, мебели – 52%, телевизоров и видеомагнитофон – 12%, радиоаппаратуры – 18%.

Таким образом, в России сложилась ситуация когда, при экспорте, в основном, сырьевых товаров, мы импортируем в значительных количествах продовольствие, медикаменты, машины и оборудование – что это как ни типичная структура внешнеэкономического оборота сырьевой колонии со своими метрополиями?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: