Глава I. Теоретические основы развития фонематического восприятия посредством игр

Игровая технология развития фонематического восприятия у старших дошкольников

Выпускная квалификационная работа

 

по специальности 050707.65

«Педагогика и методика дошкольного образования»

 

 

     
Рецензент:    

 

 

Допущена к защите решением кафедры Пр.№ ___ от «___»___________2009 г. Зав. кафедрой ____________________   Дата защиты «___»____________ 2009 г. Отметка ___________________________ Подпись ___________________________ (председатель ИАК)

 

 

Нижневартовск, 2009



Оглавление

 

Введение

3-5
     
Глава 1. Теоретические основы развития фонематического восприятия посредством игр  
     
1.1. Развитие фонематического восприятия как одна из задач подготовки дошкольников к обучению грамоте 6-13
     
1.2. Технологии развития фонематического восприятия в теории и практике дошкольного образования 13-28
     
1.3. Игровые приёмы и методы развития фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста 28-37
     

Выводы по первой главе

37-38
     
Глава 2. Экспериментальное изучение использования игровых технологий в практике развития фонематического восприятия детей  
     
2.1. Мониторинг развития фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста 39-46
     
2.2. Апробация игровой технологии развития фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста 46-54
     
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 54-58
     

Выводы по второй главе

58

 

Заключение

59
     

Список литературы

60-62
     

Приложения

 

ВВЕДЕНИЕ

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе.

Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по формированию фонематического восприятия.

Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. При усвоении грамматического строя родного языка дошкольник проходит путь от ориентировки на звуковую форму морфем к ориентировке на отдельные фонематические признаки. Культура фонематического слуха занимает в этом процессе одно из ведущих мест.

Многие исследователи подчеркивают роль развития осознания детьми фонетической стороны речи. Дети рано начинают замечать недостатки в своей и чужой речи (А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, М.Е. Хватцев, Д.Б. Эльконин, М.М. Алексеева). От понимания, особенностей звуковой стороны речи можно протянуть нить к осознанию речи в широком смысле слова - как осознание явлений языка и речи детьми дошкольного возраста, как условие формирования произвольности речи.

Проблема формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста является одной из наиболее значимых для специальной подготовки детей к обучению грамоте.

Формирование фонематического восприятия очень важно, так как его несформированность приводит к недостаткам усвоения письма, т.е. к дисграфии, а также вызывает трудности и в овладении чтением. При своевременном развитии фонематического восприятия, легче корректируется и звукопроизношение детей.

Психолого-педагогические исследования убедительно доказали позитивную роль игры в развитии и обучении дошкольников. Думается, что в педагогическом процессе развития фонематического восприятия игры и игровые приемы сделают его более привлекательным для детей, а следовательно, и более результативным.

Цель исследования – разработать и апробировать игровую технологию развития фонематического восприятия у старших дошкольников.

Объектом исследования является развитие фонематического восприятия у старших дошкольников.

Предметом исследования: игровая технология развития фонематического восприятия у старших дошкольников.

Гипотеза исследования: развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:

- будут разработаны критерии и показатели для определения уровней развития фонематического восприятия;

- будет осуществляться мониторинг данного процесса;

- будет разработана и использована игровая технология, включающая различные игры, ориентированные на развитие у детей дифференцированной ориентировки в звуковой структуре речи;

В соответствии с целью исследования и гипотезой были поставлены следующие задачи:

1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития фонематического восприятия у дошкольников.

2. Установить критерии, показатели и уровни развития фонематического восприятия у старших дошкольников.

3. Разработать игровую технологию развития фонематического восприятия старших дошкольников

Методы исследования: теоретический анализ; наблюдение; беседы; анализ уровня развития фонематического восприятия детьми дошкольного возраста;

Теоретической основой исследования является:

Исследования психологов, педагогов, лингвистов создавших предпосылки для комплексного подхода к решению задач подготовки детей к обучению грамоте (А.Н. Гвоздев, Д.Б. Эльконин, В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова и др.), положения дошкольной педагогики о роли педагогического содействия в речевом развитии дошкольников (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, ЕА Флёрина, Ф.А. Сохин), концепции о развивающем влиянии игр (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова и др.).

Педагогическая значимость исследования заключается в том, что материалы проведённого исследования могут использоваться в педагогическом просвещении родителей, рекомендованы педагогам для использования в практике.

Глава I. Теоретические основы развития фонематического восприятия посредством игр


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: