Результаты опытно-экспериментальной работы

 

Для проведения контрольного эксперимента использовались задания аналогичные заданиям констатирующего эксперимента, но с другим словесным материалом.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что у участвующих в формирующем эксперименте значительно повысился уровень развития фонематического восприятия, по сравнению с результатами. Это наглядно видно в таблице 3.

Таблица 3

Сравнительная таблица результатов

 констатирующего и контрольного эксперимента (в %)

Задания

Уровни

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
Высокий 5% 5% - 5% 15% 20% 30% 35% 25% 50%
Средний 30% 25% 30% 35% 45% 35% 50% 50% 60% 45%
Низкий 65% 70% 70% 60% 40% 45% 20% 15% 15% 5%

 

После обучения отсутствовали отказы выполнять задание, тогда как до обучения (в ходе констатирующего эксперимента) их было зафиксировано более 15 случаев.

В первом задании, «Звуковые прятки», находя заданный звук в словах, большинство детей внимательно выслушивали экспериментатора. Многие из них обращали внимание на то, что гласные звуки [а], [о] произносятся с ударением на искомый звук. Отсутствовали и такие ответы, когда нужный звук был, по мнению детей, во всех словах. Ранее (в ходе констатирующего эксперимента) мы относили такие ответы к низкому уровню, а все совпадения считали случайными. Однако результаты мониторинга показали, что 45 % детей все же остались на низком уровне проверяемого умения, хотя по сравнению с констатирующим экспериментом количество таких детей снизилось на 20%. Ответы этих детей были не достаточно осознаны.    

Наблюдалось неумение правильно находить звук в словах, произнесенных экспериментатором.

Радует то, что после осуществления игровой технологии количество детей с высоким уровнем выросло на 15 %.

Рис.6. Уровни развития фонематического восприятия детей

(умение находить заданный звук в словах, произнесенных другими)

Во втором задании контрольного эксперимента дети также были более внимательны. Лишь 20 % детей отнесенных к низкому уровню (Ирина Г., Артем К., Костя Т., Евгения Т.) отметили на звуковой карте не все картинки с заданным звуком и допустили по 2 ошибки. Нужно отметить, что Ирина Г. не достаточно проявила себя в ходе констатирующего эксперимента, путалась, ответы были неуверенными (случайными). Практически во всех заданиях она показала низкий уровень проверяемых умений. После обучения, ошибок стало меньше, был заметен интерес к работе со звуками (словами).

По сравнению с констатирующим экспериментом, вырос показатель количества детей отнесенных к среднему уровню. Раньше он составлял 25%, после обучения увеличился вдвое. Процент детей отнесенных к высокому уровню также увеличился на 25%.   

Рис.7. Уровни развития фонематического восприятия детей

(умение находить заданный звук в словах, произносимых детьми)

 

В третьем задании «Диктант», дети должны были определить место звука в словах. Анализ выполнения данного задания показал, что после обучения значительно увеличилось число правильных (точных) ответов. 35% ответов детей были отнесены к высокому уровню. В ходе констатирующего эксперимента детей с таким уровнем не наблюдалось.

Низкий уровень проверяемых у детей умений снизился с 70% (в ходе констатирующего эксперимента), до 15% (в контрольном). Так же как и во втором задании наибольшее количество неправильных ответов (3 ошибки) допустила Ирина Г. Называя слова верно, она затруднялась указать место звука на своем бланке.

Рис. 8. Уровни развития фонематического восприятия детей

(умение детей определять место звука в словах)

Анализируя выполнение детьми четвертого задания «Разложи картинки», направленного на выявление уровня сформированности умений подбирать слова с заданной позицией определенного звука, можно отметить позитивные изменения (рис.9).

Рис. 9. Уровень фонематического восприятия детей

(умение подбирать слова с заданной позицией определенного звука)

 

Как показывает диаграмма, высокий уровень проверяемого умения был зафиксирован у 25% детей, против 5 % полученных ранее. Дети более четко стали отделять картинки, в названии которых заданного звука не было (ваза, гриб, лампочка, мышь и т.д.). Более осознано раскладывали картинки с искомым звуком по конвертам, выделяя нужную позицию. В ходе констатирующего эксперимента данное задание не смогли выполнить 60% детей, тогда как после обучения, данный показатель снизился до 15 %.

Углубление в осознании звукового анализа слов дети проявили при выполнении 5 задания «Схемы слов». Большинство детей отнесенных к высокому уровню (50%), как правило, верно выкладывали схему предлагаемых слов, определяли и называли звуки и их последовательность, давали им характеристику четко определяя какие звуки можно отнести к гласным или согласным. По сравнению с данными констатирующего эксперимента показатель детей отнесенных к среднему уровню овладения звуковым анализом слов остался прежним (45%), однако низкий уровень снизился с 40% и был зафиксирован у одного ребенка (Татьяны Г.)

 

Рис. 10. Уровни развития фонематического восприятия детей

(овладение звуковым анализом слов)

 

Обобщая результаты контрольного эксперимента, можно говорить о том, что качество данных умений заметно повысилось.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: