Результаты мониторинга уровня развития фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют о положительном влиянии экспериментального обучения, в центре которого была работа над развитием фонематического восприятия.
Анализ каждого задания контрольного эксперимента показал, что дети научились:
- определять наличие звука в словах (произнесенных другими, самим ребенком);
- определять местоположение звука в словах («слышать» заданный звук в начале, середине, конце слова)
- выполнять звуковой анализ слов (устанавливать количество звуков в слове, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки).
Предложенная игровая технология, разработанные методы и содержание работы могут быть предложены воспитателям старших групп для использования в практике.
Заключение
Проведенный мониторинг показал возможность и необходимость специальной работы над развитием фонематического восприятия. Она обеспечивает сознательное овладение дошкольниками звуковой культуры родного языка, что имеет большое значение для речевого и умственного развития, последующего обучения в школе.
|
|
Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что у старших дошкольников развитие фонематического восприятия будет проходить, если:
- будут разработаны критерии и показатели для определения уровней развития фонематического восприятия;
- будет разработана и использована игровая технология, включающая различные игры, ориентированные на развитие у детей дифференцированной ориентировки в звуковой структуре речи;
Проведенная работа позволяет утверждать, что для развития фонематического восприятия и звуковой стороны слова в целом, наиболее эффективны такие методы, как:
- словесные игры;
- дидактические игры с игрушками на звукоподражание;
- игровые упражнения для развития или уточнения движения артикуляционного аппарата, выработки определенных положений, способствующих правильной артикуляции звуков.
- подвижные игры с текстом;
- игры – драматизации;
- чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, рассказы, стихи, сказки.
Игровую технологию следует организовывать так, чтобы с самого начала овладение звуковой стороной речи носило творческий характер, опиралось на ориентировочную (поисковую) активность ребенка в окружающем мире и в слове, на языковые обобщения, экспериментирование со словом.
Список литературы
1. Алексеева М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]/ М.М.Алексеева, В.И.Яшина - М.: Академия, 2000.-286 с.
|
|
2. Алексеева М.М. К методике обучения звукопроизношению [Текст]/Алексеева М.М.// Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1978.- с. 112- 140.
3. Бородич A.M. Методика развития речи детей [Текст]/ А.М. Бородич. – М: Просвещение, 1984.- 297с.
4. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре [Текст]/ А.К.Бондаренко//Под ред. Д.В. Менджерицкой. – М: Просвещение, 1979.- 269 с.
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]/ А.Н.Гвоздев. - М., 1961.- 147с.
6. Гризик Т.И. Развитие речи детей 4-5 лет [Текст]/ Т.И.Гризик, Л.Е. Тимощук. – М.: Просвещение, 2007. – 220 с.
7. Диагностика речевого развития дошкольников [Текст]/Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Академия, 1997.- 68 с.
8. Жукова О.С. Энциклопедия развития и обучения дошкольника [Текст] /О.С.Жукова.– СПб.: Гелиос, 2006.- 384 с.
9. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить [Текст]/ М.М.Кольцова. - М.: Просвещение, 1992.- 161с.
10. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет [Текст] /Л.М.Козырева.– Ярославль: Слово, 2002. – 128 с.
11. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/ Л.П.Федоренко, Г.А. Фомичева/Под ред. Л.П.Федосеенко. - М.: Просвещение, 1984. - 301 с.
12. Максаков А.И. Звуковая культура речи [Текст]/ А.И. Максаков// Развитие речи детей дошкольного возраста/ под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1976. - с.- 218-243.
13. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] /Под ред. Л.П. Федоренко.- М.: Просвещение, 1984.- 269 с.
14. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников [Текст] /Н.В. Новоторцева.- Ярославль: ТИЗА, 1995.-с. 112.
15. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст]/С.А. Смирнов, И.Б. Котова и др.; Под ред. С.А. Смирнова. - М.: ВЛАДОС, 2000.- с. 310.
16. Психология дошкольника. Хрестоматия [Текст]/Сост. Г.А. Урунтаева. – М.: Просвещение, 1997. – с. 267.
17. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]/ Под ред. Ф.А.Сохина. - М.: Просвещение, 1979. – с. 255.
18. Развитие речи: тематическое планирование занятий [Текст]/ Сост. В.Ю. Дьяченко и др. – Волгоград: Учитель, 2008. –с.237.
19. Струнина Е.М., Ушакова О.С. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Дошкольное воспитание. - 1991 - № 6.- с. 34-42.
20. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]/ Н.А.Стародубова.- М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с.255.
21. Тамбовцева Л.Г. Формирование грамматического строя речи [Текст] /Л.Г.Тамбовцева//Развитие речи детей в дошкольном возрасте / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984.- с. 165-187.
22. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Е.И.Тихеева. – М.: Просвещение, 1981.- 260 с.
23. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в
24. детском саду [Текст]. - М.: Совершенство, 2002.- 284 с.
25. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/О.С. Ушакова, Е.М. Струнина - М.: ВЛАДОС, 2004.- 278 с.
26. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1999.- 289 с.
27. Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у дошкольника [Текст]/ Н.Х.Швачкин - М.: ВЛАДОС, 1995.- 198 с.
Приложение 1
Протокол к заданию № 1 «Звуковые прятки» (начало года)
Имя ребенка | а | о | ш | с | Колич. ошибок | ||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Габил А. | + | + | - | + | + | - | + | + | - | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | - | - | + | + | 6 |
Вика А. | + | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | 4 |
Степан А. | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | 3 |
Сергей Б. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | 1 |
Лиза Б. | - | + | + | + | + | - | + | + | - | + | + | + | - | + | + | + | + | - | + | - | + | - | - | + | 8 |
Ирина Г. | + | + | - | + | - | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 3 |
Татьяна Г. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 1 |
Саша К. | - | - | - | + | - | + | - | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | 7 |
Артем К. | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 1 |
Дина М. | + | + | + | - | - | - | + | + | + | + | + | + | + | - | - | + | - | + | + | + | + | - | + | - | 8 |
Даша Н. | + | - | + | + | + | - | + | + | + | + | - | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 4 |
Артем П. | + | - | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 2 |
Сергей Р. | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | - | + | - | - | - | + | - | + | + | - | + | 7 |
Елена Р. | - | + | - | - | - | + | + | + | + | - | - | - | + | + | + | - | + | + | - | + | + | + | + | + | 9 |
Семен С. | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 1 |
Костя Т. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 0 |
Татьяна Т. | + | + | + | + | + | + | - | - | - | + | + | - | - | - | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | 7 |
Софья Т. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | 1 |
Евгения Т. | + | - | + | + | + | - | + | - | - | - | + | + | + | - | + | + | - | + | + | - | + | - | + | + | 9 |
Полина Т. | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 1 |
В задании № 1 использовались слова со звуками:
|
|
[а] – рука, масло, нога, чай, шкаф, сказка;
[о] – зонтик, рот, кот, дом, конь, картошка;
[ш] – шторы, шишка, шапка, шарик, штанга, шарф;
[с] – стул, стол, лист, мост, свеча, совок.
Правильные ответы детей (без единой ошибки) были отнесены к высокому уровню проверяемого умения. Средний уровень – 1 ошибка. Низкий уровень диагностировался в случае, если ребенок допускал 2 и более ошибки.