Выводы по второй главе

Результаты мониторинга уровня развития фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют о положительном влиянии экспериментального обучения, в центре которого была работа над развитием фонематического восприятия.

Анализ каждого задания контрольного эксперимента показал, что дети научились:

- определять наличие звука в словах (произнесенных другими, самим ребенком);

- определять местоположение звука в словах («слышать» заданный звук в начале, середине, конце слова)

- выполнять звуковой анализ слов (устанавливать количество звуков в слове, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки).

Предложенная игровая технология, разработанные методы и содержание работы могут быть предложены воспитателям старших групп для использования в практике.

 



Заключение

Проведенный мониторинг показал возможность и необходимость специальной работы над развитием фонематического восприятия. Она обеспечивает сознательное овладение дошкольниками звуковой культуры родного языка, что имеет большое значение для речевого и умственного развития, последующего обучения в школе.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что у старших дошкольников развитие фонематического восприятия будет проходить, если:

- будут разработаны критерии и показатели для определения уровней развития фонематического восприятия;

- будет разработана и использована игровая технология, включающая различные игры, ориентированные на развитие у детей дифференцированной ориентировки в звуковой структуре речи;

Проведенная работа позволяет утверждать, что для развития фонематического восприятия и звуковой стороны слова в целом, наиболее эффективны такие методы, как:

- словесные игры;

- дидактические игры с игрушками на звукоподражание; 

- игровые упражнения для развития или уточне­ния движения артикуляционного аппарата, выработки определенных положений, способству­ющих правильной артикуляции звуков.

- подвижные игры с текстом;

- игры – драматизации;

- чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, рассказы, стихи, сказки.

Игровую технологию следует организовывать так, чтобы с самого начала овладение звуковой стороной речи носило творческий характер, опиралось на ориентировочную (поисковую) активность ребенка в окружающем мире и в слове, на языковые обобщения, экспериментирование со словом.

Список литературы

1. Алексеева М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]/ М.М.Алексеева, В.И.Яшина - М.: Академия, 2000.-286 с.

2. Алексеева М.М. К методике обучения звукопроизношению [Текст]/Алексеева М.М.// Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1978.- с. 112- 140.

3. Бородич A.M. Методика развития речи детей [Текст]/ А.М. Бородич. – М: Просвещение, 1984.- 297с.

4. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре [Текст]/ А.К.Бондаренко//Под ред. Д.В. Менджерицкой. – М: Просвещение, 1979.- 269 с.

5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]/ А.Н.Гвоздев. - М., 1961.- 147с.

6. Гризик Т.И. Развитие речи детей 4-5 лет [Текст]/ Т.И.Гризик, Л.Е. Тимощук. – М.: Просвещение, 2007. – 220 с.

7. Диагностика речевого развития дошкольников [Текст]/Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Академия, 1997.- 68 с.

8. Жукова О.С. Энциклопедия развития и обучения дошкольника [Текст] /О.С.Жукова.– СПб.: Гелиос, 2006.- 384 с.

 

9. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить [Текст]/ М.М.Кольцова. - М.: Просвещение, 1992.- 161с.

10. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет [Текст] /Л.М.Козырева.– Ярославль: Слово, 2002. – 128 с.

 

11. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/ Л.П.Федоренко, Г.А. Фомичева/Под ред. Л.П.Федосеенко. - М.: Просвещение, 1984. - 301 с.

12. Максаков А.И. Звуковая культура речи [Текст]/ А.И. Максаков// Развитие речи детей дошкольного возраста/ под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1976. - с.- 218-243.

13. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] /Под ред. Л.П. Федоренко.- М.: Просвещение, 1984.- 269 с.

14. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников [Текст] /Н.В. Новоторцева.- Ярославль: ТИЗА, 1995.-с. 112.

15. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст]/С.А. Смирнов, И.Б. Котова и др.; Под ред. С.А. Смирнова. - М.: ВЛАДОС, 2000.- с. 310.

16. Психология дошкольника. Хрестоматия [Текст]/Сост. Г.А. Урунтаева. – М.: Просвещение, 1997. – с. 267.

17. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]/ Под ред. Ф.А.Сохина. - М.: Просвещение, 1979. – с. 255.

18. Развитие речи: тематическое планирование занятий [Текст]/ Сост. В.Ю. Дьяченко и др. – Волгоград: Учитель, 2008. –с.237.

19. Струнина Е.М., Ушакова О.С. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Дошкольное воспитание. - 1991 - № 6.- с. 34-42.

20. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]/ Н.А.Стародубова.- М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с.255.

21. Тамбовцева Л.Г. Формирование грамматического строя речи [Текст] /Л.Г.Тамбовцева//Развитие речи детей в дошкольном возрасте / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984.- с. 165-187.

22. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Е.И.Тихеева. – М.: Просвещение, 1981.- 260 с.

23. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в

24. детском саду [Текст]. - М.: Совершенство, 2002.- 284 с.

25. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/О.С. Ушакова, Е.М. Струнина - М.: ВЛАДОС, 2004.- 278 с.

26. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] /  М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1999.- 289 с.

27. Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у дошкольника [Текст]/ Н.Х.Швачкин - М.: ВЛАДОС, 1995.- 198 с.

Приложение 1

Протокол к заданию № 1 «Звуковые прятки» (начало года)

Имя ребенка

а

о

ш

с

Колич.

ошибок

1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6
Габил А. + + - + + - + + - + + + + + + - + + + + - - + + 6
Вика А. + + + + + + - - + + + + - + + + + + + + - + + + 4
Степан А. - + + + + + + + + + + + + - + + + + + + + + + - 3
Сергей Б. + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + - + 1
Лиза Б. - + + + + - + + - + + + - + + + + - + - + - - + 8
Ирина Г. + + - + - + + + - + + + + + + + + + + + + + + + 3
Татьяна Г. + + + + + + + + + + - + + + + + + + + + + + + + 1
Саша К. - - - + - + - + + + + + + - + + + + + + - + + + 7
Артем К. + + + + + - + + + + + + + + + + + + + + + + + + 1
Дина М. + + + - - - + + + + + + + - - + - + + + + - + - 8
Даша Н. + - + + + - + + + + - + + + - + + + + + + + + + 4
Артем П. + - + + + + + + - + + + + + + + + + + + + + + + 2
Сергей Р. + + + + + + + + - + + + + - + - - - + - + + - + 7
Елена Р. - + - - - + + + + - - - + + + - + + - + + + + + 9
Семен С. + - + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + 1
Костя Т. + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + 0
Татьяна Т. + + + + + + - - - + + - - - + + + + + - + + + + 7
Софья Т. + + + + + + + + + + + + + + + + + - + + + + + + 1
Евгения Т. + - + + + - + - - - + + + - + + - + + - + - + + 9
Полина Т. + + + + + + + - + + + + + + + + + + + + + + + + 1

  В задании № 1 использовались слова со звуками:

[а] – рука, масло, нога, чай, шкаф, сказка;

[о] – зонтик, рот, кот, дом, конь, картошка;

[ш] – шторы, шишка, шапка, шарик, штанга, шарф;

[с] – стул, стол, лист, мост, свеча, совок.

Правильные ответы детей (без единой ошибки) были отнесены к высокому уровню проверяемого умения. Средний уровень – 1 ошибка.      Низкий уровень диагностировался в случае, если ребенок допускал 2 и более ошибки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: