Процесса обучения подростков с отклонениями в развитии

Коррекционная направленность педагогического процесса предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений. Эффективность коррекционно-педагогических приемов возможна только при систематическом и своевременном их применении с учетом дифференцированного подхода в зависимости от структуры нарушенного развития, клинического диагноза, характера ведущего нарушения. Успех коррекционной работы определяется также индивидуальными особенностями ребенка, его склонностями, интересами, способностями, особенно при возможно более раннем их выявлении и развитии.

Успешность освоения учащимися программного материала является тем показателем, который наиболее наглядно демонстри­рует результативность учебной и коррекционной работы. Уровень интеллектуального развития школьника с особыми образовательными потребностями играет здесь ведущую роль. К моменту перехода на основную ступень обучения развитие мышления ребенка приводит к качественной пе­рестройке восприятия и памяти, они превращаются в регулируемые, произ­вольные процессы. Как отмечал Д. Б. Эльконин, память становится мыслящей, а восприятие — думающим.

Если по каким-либо причинам в дошкольном и младшем школьном возрасте с ребенком не проводились занятия, направленные на развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, то это еще не поздно сделать в подростковом возрасте. С другой стороны, если ребенок с особыми образовательными потребностями получал коррекционную помощь на этапе обучения в начальной школе, но продолжает испытывать трудности в обучении в средних классах, то он тоже нуждается в психолого-педагогическом сопровождении.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа с учащимися обязательным, если не ведущим элемен­том должна включать развитие познава­тельных процессов, формирование умений самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравни­вать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые законо­мерности. Под влиянием обучения и специально организованной развиваю­щей работы память должна развиваться как в направлении удельного веса смыс­лового запоминания, так и в направлении сознательного управления своей па­мятью. Развитие внимания должно проводиться в сторону усиления произвольности, при этом необходимо учитывать ограниченность возмож­ности волевого регулирования внимания учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Разумеется, индивидуальные программы коррекционно-развивающей работы с конкретными учащимися будут существенно различаться в зависимости от характера затруднений, испытываемых ребенком.

Учитель-предметник, работающий в интегрированном классе основной школы, наряду с общеобразовательными задачами должен решать задачи коррекционные: формирование познавательной активности учащихся, самостоятельности, гибкости мышления, развитие умений работать с разными видами информации, создание психологического комфорта на уроках.

Коррекционная направленность предметного обучения детей с отклонениями в развитии предполагает:

ü включение в урок наряду с общеобразовательными задачами задач активизации познавательной деятельности, формирования общеин­теллектуальных умений и навыков;

ü построение необходимых «обходных путей» обучения, использо­вание специфических методов, приемов, средств обучения, эффек­тивное сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения на всех этапах урока, более дифференцированное, «пошаговое» обучение, которое в большинстве случаев не требуется в об­разовании нормально развивающегося ребенка;

ü индивидуализация обучения, построение учебного процесса на основе максимальной активизации зоны ближайшего развития учащихся, предусматривающего индивидуальную помощь ребенку как на этапе сообщения новых знаний, так и на этапе их закрепле­ния и самостоятельного применения.

Коррекционная направленность обучения обуславливается характером и структурой дефекта, возрастом, в котором он возник, уровнем и потенциальными возможностями развития, разнообрази­ем осложняющих развитие ребенка нарушенных функций. На всех этапах выбор методов, средств обучения, форм организации учеб­ной деятельности определяется образовательными потребностями и индивидуальными особенностями детей. Направленность на кор­рекцию нарушенных функций, пробуждение познавательной актив­ности и реализацию резервных возможностей детей отражается в структурировании содержания образования и фиксируется в тема­тическом планировании.

Примерная форма учебно-тематического планирования уроков в интегрированных классах на основной ступени обучения представлена в таблице:

 

Тематическое планирование по

Дата прове-дения Изучаемый вопрос (тема)

Знания, необходимые для:

Умения, навыки, вырабатываемые на программгых практических работах

Средства обучения Формы организа-ции обучения Способы контроля за усвоением знаний и умений Коррек-ционные задачи
      Усво-ения Ознаком-ления Обще-учебные Специи-альные        
                     
                     

Урок в коррекционном классе проходит с максимальным ис­пользованием наблюдений и практической деятельности учащихся, сопровождающихся словесным отчетом детей, их ответами на во­просы учителя. Усвоение нового материала органично сочетается с закреплением, повторением, проверкой и оценкой.

Можно выделить следующие особенности организации урока при обучении детей с отклонениями в развитии:

1. Соблюдение психогигиенических требований к организации урока (чередование различных видов деятельности, динамических пауз, инровых и проблемных ситуаций);

2. Обеспечение мотивационной готовности школьников к решению стоящих на уроке задач (использование упреждающего предъявления задач, предварительной подготовки к их решению, контроля за успешностью);

3. Учет психофизиологических возможностей учащихся;

4. Построение учебных заданий с преобладанием продуктивных методов учебной деятельности;

5. Включение в учебную деятельность всех детей, использование различных форм фронтальной и индивидуальной помощи школьникам с отклонениями в развитии;

6. Оснащение учебного занятия дидактическими пособиями (таблицы, схемы, алгоритмы, правила, памятки), средствами обеспечения оперативной обратной связи (сигнальные карточки).

Учащиеся с отклонениями в развитии могут быть ранимы, обидчивы, у них ослаблена нервная система. В связи с этим в оценочной деятельности особенно следует учитывать индивидуальные особенности, а также отношения ребенка с одноклассниками, с членами семьи. Важно ровное, доброжелательное отношение ко всем ученикам, без выделения «хороших» и «плохих». Это помогает созданию климата психологического комфорта в классе, что чрезвычайно важно для детей с отклонениями в развитии. Нужно постараться избегать отрицательных оценок и замечаний типа: «ты сегодня плохо работал, не старался» или «Ты некрасиво написал», «Не думаешь, невнимателен» и т. д.

Необходимо добиваться, чтобы оценка была не только внешним стимулом для ученика, а стала неотрывным компонентом всей его учебно-познавательной деятельности.

  Уровень достижений учащихся оценивается по 4 параметрам:

ü Знания программного содержания предмета;

ü Уровень речевого оформления знаний;

ü Способность к добыванию новых знаний (обучаемость);

ü Способность к применению знаний в практической деятельности.

В современной школе одной из важных целей является индивидуальный подход к личности каждого ребёнка, особенно это важно в подростковом возрасте. Задачи развития ВПФ можно успешно решить при помощи технологии игровых форм обучения. Но учителя средних и старших классов, как правило, очень редко применяют игру на своих уроках, считая этот метод наиболее действенным в начальных классах. Однако психологические особенности детей с особыми образовательными потребностями, в частности, детей с ЗПР, таковы, что даже в подростковом возрасте наряду с учебной значительное место занимает игровая деятельность. Поэтому введение в урок элементов игры или игровая подача материала повышает работоспособность учащихся на уроке и способствует развитию у них познавательных интересов.

Роль развивающих игр и приемов в образовании и психологии чрезвычайно важна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности учащихся. Именно это и делает применение игровых методов актуальным в работе с подростками.

Л. С. Выготский видел в игре ведущее средство развития детского сознания и его функций. В ней своеобразными путями осуществляется формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения произвольного запоминания и т.д.

О результатах применения развивающих игр в целом свидетельствуют многочисленные исследования отечественных специалистов, которые отмечают, что эта технология позволяет повысить эффективность обучения в среднем в 3 раза.

Таким образом, использование развивающих игр и упражнений на уроках способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению школьников.

Отсюда следует, что использование развивающих приемов, игр и упражнений на уроках является неотъемлемой частью учебного процесса. Цель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: