5. Заштриховав клетки в таблице с правильными ответами на вопросы о признаках, сопровождающих физические и химические явления, вы получите изображение одного из знаков химических элементов V группы периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.
Физические и химические явления | Выделение теплоты | Изменение цвета | Запах | Появление осадка | Появление газа |
Горение угля | |||||
Продувание воздуха через известковую воду | |||||
Диффузия паров духов |
6. Добавь к слову новое.
Один из учеников называет первый химический элемент I группы главной подгруппы. Второй повторяет его и добавляет еще один. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все химические элементы данной группы.
7. Картинка-слово.
На доске в столбик расположены несколько карточек со знаками химических элементов (S, Р, С, N, О, Н и т.д.). На столе у учителя лежат карточки с названиями данных химических элементов (сера, фосфор, углерод, кислород, водород и т. д.). Ученики первого ряда по очереди подходят к доске и прикрепляют названия к карточкам со знаками. Затем учитель снимает карточки со знаками и кладет их на стол. Ученикам второго ряда предлагается, наоборот, подобрать знак химического элемента к соответствующему названию.
|
|
8. Характеристика вещества по заданным признакам.
а) Учащимся предлагается из приведенного ниже перечня признаков веществ выписать только те, которые соответствуют металлам.
1. Агрегатное состояние: твердое.
2. Электропроводны.
3. Ковкие.
4. Не имеют металлического блеска.
5. Жидкие.
6. Пластичные.
7. В твердом состоянии — хрупкие.
8. Газообразные.
9. Нетеплопроводные.
10. Имеют металлический блеск.
По признакам, свойственным металлам, опишите физические свойства алюминия.
б) Изучите свойства предложенных вам веществ. Результаты наблюдений занесите в таблицу 1.
Для последнего столбца таблицы выберите вещество самостоятельно.
Таблица 1
Физические свойства (признаки) | Сера | Железо | |
Агрегатное состояние | |||
Цвет | |||
Блеск | |||
Запах | |||
Твердость | |||
Пластичность | |||
Плотность | |||
Намагничиваемость | |||
Растворимость в воде | |||
Смачиваемость водой |
9. Выбор двух признаков веществ из списка: тяжелое, легкое, бесцветное, безвкусное, сладкое, соленое, хрупкое, пластичное, прозрачное, проводит электрический ток, блестящее, зловонное, летучее, растворимое, нерастворимое, ядовитое, голубое, черное, зеленое.
|
|
Назовите как можно больше веществ, которые обладают выбранными признаками.
10. Узнавание веществ по описанию их физических свойств.
Учащимся предлагается ознакомиться с выданными им веществами (серой, углем, медью, цинком) и выбрать вещество, имеющее следующие свойства: твердое в обычных условиях, желтого цвета, блестит на гладких срезах, хрупкое, непластичное, плохо проводит электрический ток и тепло, не растворяется в воде и не смачивается водой, легкоплавкое. Показать найденное вещество. Определить, по каким свойствам оно отличается и в чем имеет сходство с другими веществами.
11. Сравнение веществ.
Заполните таблицу 2 «Сравнение химических свойств солей».
Таблица 2
Признаки сходства | Формулы солей | Признаки различия |
| СаС12 | |
СаСО3 | ||
| Си (NO3)2 | |
Ba(NO3)2 | ||
| FeCl2 | |
FeCl3 |
12. Группировка веществ по их свойствам.
Среди трех веществ, указанных ниже, оставьте только два, которые сходны по какому-либо признаку, а одно — «лишнее», не обладающее этим признаком, исключите. Найдите как можно больше: 1) вариантов исключения «лишнего» слова; 2) признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару веществ; 3) признаков, не присущих исключенному «лишнему».
а) золото, сера, свинец;
б) природный газ, аммиак, нефть.
13. Классификация веществ по заданному признаку.
Даны вещества: кислород, натрий, сера, хлор, алюминий, железо, озон, водород, кальций. Проведите классификацию перечисленных веществ по типу образующего их элемента. Составьте схему классификации.
14. Группировка веществ:
Запишите формулы: оксида азота (II), оксида магния, оксида фосфора (V),
оксида азота (IV), оксида серы (VI), оксида железа (III), оксида меди (II), оксида
натрия, оксида азота (V), оксида алюминия, оксида водорода, оксида фосфора (V),
Составьте из веществ, похожих друг на друга по одному или нескольким признакам, группы, и дайте им название.
15. Начав движение с верхней левой клетки и передвигаясь по горизонтали (направо, налево) или по вертикали (вниз, вверх), пройти все клетки таким образом, чтобы из букв, приведенных в клетках, получилось правило по мерам предосторожности при обращении с химическими реактивами (химические реактивы нельзя пробовать на вкус). Каждая клетка может быть пройдена только один раз.
X | и | Р | Е | А | К | П | Р | О | Б | О | У | с |
и | м | Е | И | И | Т | Я | 3 | Ь | А | В | к | в |
ч | Е | С | К | В | Ы | Н | Е | Л | Т | Ь | н | А |
16. Расставить понятия «простые вещества», «вещества», «металлы», «сложные вещества», «неметаллы» на соответствующие им места в схеме.
Определить основание классификации. Заполнить схему конкретными примерами, вписав их в соответствующее место.
17. В каждом задании имеются две пары слов. Между словами первой пары существует определенная связь. Такая же смысловая связь объединяет вторую пару слов. Известно только первое слово второй пары. Нужно подобрать для него второе слово из тех, которые записаны в скобках. Ответ считается правильным, если к нему даны пояснения (почему одна пара слов похожа на другую).
а) Стекло — колба, сталь — (руда, чугун, ложка);
б) алюминий — твердый, ртуть — (блестящая, серебристо-белая, жидкая);
в) кислород — без запаха, аммиак — (легче воздуха, бесцветный, имеет резкий запах);
г) батарея — чугун, ваза — (вода, стекло, вещество).
18. Установить при помощи цифр правильную последовательность действий,
производимых при разделении смеси поваренной соли (сахара) и речного песка:
—отфильтровать раствор
—перемешать раствор
—подготовить фильтр
—растворить смесь поваренной соли (сахара) с речным песком в воде
—собрать прибор для фильтрования
—выпарить раствор
—собрать прибор для выпаривания
|
|
—высыпать чистую соль (сахар) из выпариваемой части
19. Установить соответствие:
Масса SO2 Количество вещества
1. 1,32 г А. 4 моль
2. 6,4 г Б. 0,5 моль
3. 128 г В. 0,1 моль
4. 256 г Г. 0,2 моль
Д.2 моль Е.5 моль
20. Какие суждения о строении и свойствах атомов, приведенные в левом столбце, соответствуют понятиям из правого столбца:
1) Атомные радиусы а) Главная
уменьшаются с увеличе- подгруппа,
нием заряда ядер атомов.
2) Одинаковое число б) Группа,
электронов в наружных
электронных слоях ато
мов.
3) Металлические свой- в) Период,
ства ослабевают с увели
чением заряда ядер.
4) Высшая степень оки- г) Побочная
сления не меняется. подгруппа.
21. Вставить в приведенные ниже предложения названия веществ и соответствующие пояснения, чтобы закончить фразу:
а) вещества, например..., называют электролитами, потому что...
б) вещества, например..., называют неэлектролитами, потому что...
22. Вписать в клетки таблицы формулы следующих соединений: сульфат натрия, угольная кислота, оксид углерода (IV), хлорид цинка, оксид кальция, гидроксид алюминия, серная кислота, гидроксид бария, распределив их по классам неорганических соединений на основании химического состава.
Химический состав соединений | Оксиды | Кислоты | Основания | Соли |
Состоит из атомов металлов и кислотных остатков | ||||
Состоит из атомов металлов и гидроксидных групп | ||||
Состоит из двух элементов, один из которых кислород | ||||
Состоит из атомов водорода и кислотных остатков |
23. В каждом ряду найдите одно вещество, которое не входит в этот ряд по одному из приведенных в правом столбце признаков:
1) НСl, LiCl, а) Единственное вещество с полярной связью среди
КС1, NaCl ионных соединений
2) Br2, HBr, б) Единственное вещество с ионной связью среди
AgBr, NaBr соединений с ковалентной связью.
|
|
3) HBr, HC1, в) Единственное нерастворимое вещество среди
AgCl, HF растворимых в воде веществ.
24. Игра в «Крестики и нолики». Найдите выигрышные комбинации в следующих таблицах, если их определяют:
а) одинаковое значение степени окисления азота,
б) одинаковое значение степени окисления серы.
а)
KNO3 | Mg3N2 | NH3 |
KNO2 | N2O3 | NaNO2 |
N2 | HNO3 | NaNO3 |
б)
so3 | H2SO3 | Na2SO4 |
ZnSO4 | H2SO4 | s |
H2S | so2 | MgSO4 |
25. Образовать из слогова, во, ди, же, зо, зот, ле, ли, ме, ноя, не, ние, сое, тан, топ, цо, яй ответ на каждое из следующих суждений:
1. Металл, при взаимодействии которого с водяным паром образуется водород.
2. Кислота, при взаимодействии которой с металлами не образуется водород.
3. Природный газ, в состав которого входят водород и углерод.
4. Тип реакции между водородом и кислородом.
5. Перспективная область применения водорода.
6. Пищевой продукт, при гниении которого образуется газ со специфическим запахом — сероводород
ПРИЛОЖЕНИЕ 2