Система заданий по химии

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СЛАБОВИДЯЩИХ ШКОЛЬНИКОВ

(Автор – Н.Я. РЯБКОВА, учитель химии, Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа IV вида № 1).

В статье приведена система заданий по неорганической химии для слабовидя­щих школьников, которая предусматривает не только активизацию общей по­знавательной деятельности учеников, но и формирование у них прослеживаю­щих функций и фиксации взора, предметных представлений и понятий, ориен­тировочных действий.

Для более успешной коррекционной работы при выполнении предложенных за­даний можно использовать в раздаточном дидактическом материале элемен­ты предметной цветовой унификации.

Известно, что при нарушениях зрения возникает ряд вторичных отклоне­ний в развитии детей. У них страдают познавательные процессы (восприятие, память, речь, воображение, наглядно-образное мышление), что предопределя­ет недостаточный уровень усвоения учебных предметов. Поэтому процесс обучения слабовидящих школьников должен нести коррекционно-компенсаторную направленность, включающую:

• преодоление, ослабление или устра­нение недостатков познавательной деятельности;

• облегчение восприятия детьми сооб­щаемых им знаний;

• формирование приемов и способов самоконтроля.

Для решения указанных выше задач на уроках химии необходимо применять специальные задания, вовлекающие уча­щихся в разнообразную познавательную деятельность. Предлагаемые ниже зада­ния на обобщение, классификацию, по­иск закономерностей, комбинирование могут быть использованы при объясне­нии, закреплении и систематизации учеб­ного материала. Их можно выполнять как на уроке, так и во внеурочное время (до­машнее задание, внеклассная работа). Эти задания можно давать в начале уро­ка, чтобы привлечь внимание учащихся к новому материалу, в середине урока в ка­честве повторения, чтобы сменить вид ра­боты и поднять интерес к изучаемой теме, или в конце урока для закрепления прой­денного материала.

1. «Наложенные» изображения знаков химических элементов.

Предъявляется несколько знаков хи­мических элементов, «наложенных» друг на друга. Необходимо назвать все хими­ческие элементы и определить их относи­тельные атомные массы, используя пери­одическую таблицу Д.И.Менделеева.

2. «Спрятанные» химические формулы.

а) Приведен ряд знаков химических элементов и индексов, в котором «спрятаны» формулы кислот, солей. Нужно их подчеркнуть и назвать.

H2OSOHBrNa2CO3SO4KOHMgBaH2CO3

H3PO4P2O5CaH2SHPH3NO2CS2NH3CO3

HClBaSHKSHH2Na2OH2SiO3NaClH2SO4

б) Необходимо внимательно просмо­треть нижеприведенную таблицу и сосчитать, сколько раз в ней встречаются записи, показывающие:

· одну молекулу простого вещества, состоящую из двух атомов;

· два атома любого химического эле­мента;

· две молекулы сложного вещества;

· одну молекулу сложного вещества.

Примечание. При выполнении данного задания можно учитывать вре­мя, которое требуется для подсчета, и число ошибок.

2 СО2 2NH3 2CI о2 о2
N2 2СО2 N2 2 О 3со2
2SO2 С12 СО ci2 2CI 4N 4СС14
2N 4H2SO4 2 2HNO3 Н2О
о2 2С12 3РО4 3РО4 н2 2 N2O
4N2 4N2 2CI 2 2 4NO2

 

3. «Перекрытые» химические формулы.

Учащимся предъявляются карточки с формулами химических веществ, верх­няя или нижняя часть которых скрыта под полоской бумаги. Требуется внимательно просмотреть строчки, в которых записаны верхние или нижние половины формул, дописать их, прочитать, назвать формулы веществ.

4. «Комбинированные» химические фор­мулы.

а) Какие формулы кислот можно об­разовать на основе следующих составных частей?

Н Н2 Н3 S Cl NO3 SO4 PO4

б) Нужно составить формулы десяти разных кислот, комбинируя нижеприве­денные составные части по горизонтали (слева направо) и вертикали (сверху вниз) при условии, что кислотообразую­щие составные части стоят рядом.

Н

Н2  CI Н

Н SO4 НNOН

                       Н2 Br Н2      S  Н3   PO4 Н2

                Н Br Н SO3     Н  I   Н4   SiO3 Н

в) Сколько формул сложных веществ можно составить на основе нижеприве­денных знаков химических элементов и индексов, используя их только один раз? Записать эти формулы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: