КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СЛАБОВИДЯЩИХ ШКОЛЬНИКОВ
(Автор – Н.Я. РЯБКОВА, учитель химии, Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа IV вида № 1).
В статье приведена система заданий по неорганической химии для слабовидящих школьников, которая предусматривает не только активизацию общей познавательной деятельности учеников, но и формирование у них прослеживающих функций и фиксации взора, предметных представлений и понятий, ориентировочных действий.
Для более успешной коррекционной работы при выполнении предложенных заданий можно использовать в раздаточном дидактическом материале элементы предметной цветовой унификации.
Известно, что при нарушениях зрения возникает ряд вторичных отклонений в развитии детей. У них страдают познавательные процессы (восприятие, память, речь, воображение, наглядно-образное мышление), что предопределяет недостаточный уровень усвоения учебных предметов. Поэтому процесс обучения слабовидящих школьников должен нести коррекционно-компенсаторную направленность, включающую:
|
|
• преодоление, ослабление или устранение недостатков познавательной деятельности;
• облегчение восприятия детьми сообщаемых им знаний;
• формирование приемов и способов самоконтроля.
Для решения указанных выше задач на уроках химии необходимо применять специальные задания, вовлекающие учащихся в разнообразную познавательную деятельность. Предлагаемые ниже задания на обобщение, классификацию, поиск закономерностей, комбинирование могут быть использованы при объяснении, закреплении и систематизации учебного материала. Их можно выполнять как на уроке, так и во внеурочное время (домашнее задание, внеклассная работа). Эти задания можно давать в начале урока, чтобы привлечь внимание учащихся к новому материалу, в середине урока в качестве повторения, чтобы сменить вид работы и поднять интерес к изучаемой теме, или в конце урока для закрепления пройденного материала.
1. «Наложенные» изображения знаков химических элементов.
Предъявляется несколько знаков химических элементов, «наложенных» друг на друга. Необходимо назвать все химические элементы и определить их относительные атомные массы, используя периодическую таблицу Д.И.Менделеева.
2. «Спрятанные» химические формулы.
а) Приведен ряд знаков химических элементов и индексов, в котором «спрятаны» формулы кислот, солей. Нужно их подчеркнуть и назвать.
H2OSOHBrNa2CO3SO4KOHMgBaH2CO3
H3PO4P2O5CaH2SHPH3NO2CS2NH3CO3
HClBaSHKSHH2Na2OH2SiO3NaClH2SO4
б) Необходимо внимательно просмотреть нижеприведенную таблицу и сосчитать, сколько раз в ней встречаются записи, показывающие:
|
|
· одну молекулу простого вещества, состоящую из двух атомов;
· два атома любого химического элемента;
· две молекулы сложного вещества;
· одну молекулу сложного вещества.
Примечание. При выполнении данного задания можно учитывать время, которое требуется для подсчета, и число ошибок.
2Н | 2О2 | СО2 | 2NH3 | 2CI | о2 | о2 |
N2 | 2СО2 | N2 | 2О2 | О | 2О | 3со2 |
2SO2 | С12 | СО | ci2 | 2CI | 4N | 4СС14 |
2N | 4H2SO4 | 4Н2 | 4О | 2HNO3 | Н2О | 2Н |
о2 | 2С12 | 4Н3РО4 | 4Н3РО4 | н2 | 2О2 | N2O |
4N2 | 4N2 | 2CI | 2Н | 4О2 | 2О2 | 4NO2 |
3. «Перекрытые» химические формулы.
Учащимся предъявляются карточки с формулами химических веществ, верхняя или нижняя часть которых скрыта под полоской бумаги. Требуется внимательно просмотреть строчки, в которых записаны верхние или нижние половины формул, дописать их, прочитать, назвать формулы веществ.
4. «Комбинированные» химические формулы.
а) Какие формулы кислот можно образовать на основе следующих составных частей?
Н Н2 Н3 S Cl NO3 SO4 PO4
б) Нужно составить формулы десяти разных кислот, комбинируя нижеприведенные составные части по горизонтали (слева направо) и вертикали (сверху вниз) при условии, что кислотообразующие составные части стоят рядом.
Н
Н2 CI Н
Н SO4 Н2 NO3 Н
Н2 Br Н2 S Н3 PO4 Н2
Н Br Н SO3 Н I Н4 SiO3 Н
в) Сколько формул сложных веществ можно составить на основе нижеприведенных знаков химических элементов и индексов, используя их только один раз? Записать эти формулы.