Договор о нераспространении ядерного оружия

Договор вступил в силу в 1970 году. В соответствии со статьей 4 этого договора, Стороны берут на себя обязательства по сотрудничеству в развитии атомной энергетики в мирных целях. Несмотря на явное отсутствие в Договоре упоминания о необходимости создания международных могильников, тем не менее, именно эта статья используется МАГАТЭ и руководством Росатома для обоснования идеи интернационализации хранилищ ОЯТ и радиоактивных отходов. Интернационализация национальных хранилищ и могильников в контексте этой статьи гарантирует, по мнению МАГАТЭ и руководства Росатома, нераспространение ядерных материалов.

 

Бамакская конвенция о запрете импорта и контроле трансграничной транспортировки и утилизации токсических отходов в Африке

Конвенция принята 30 января 1991 года, Бамако, Мали. Конвенция запрещает ввоз в страны-участницы Конвенции опасных отходов, включая радиоактивные. 

 

Межгосударственные соглашения

 

Межгосударственные соглашения о хранении и захоронении ОЯТ

 

На сегодня в мире нет межгосударственных соглашений о хранении или захоронении отработавшего ядерного топлива на территории других стран.

 

Тем не менее, здесь необходимо остановиться подробнее на вопросе о межгосударственных соглашениях между СССР и странами-получателями свежего топлива из СССР (Российской Федерации), заключенных в 1970-1980 гг.

 

По этим соглашениям, возврат ОЯТ не регламентировался. Право решать этот вопрос предоставлялось государственным организациям, уполномоченным в выполнении внешнеторговых контрактов. Согласно этим контрактам и учитывая тот факт, что СССР (Российская Федерация) провозгласили замкнутый топливный цикл, возврат осуществлялся, в основном, для переработки. Исключение составляет ОЯТ АЭС с реакторами типа КС-150, ввезенное из ЧССР. Все остальное топливо (с реакторов ВВЭР-440) перерабатывалось.

 

В 1992 году вступил в силу Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», который ввел запрет на ввоз радиоактивных материалов на хранение и захоронение. В 1997 году было издано постановление правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка приема для последующей переработки на российских предприятиях отработавшего ядерного топлива зарубежных атомных электростанций и возврата образующихся при его переработке радиоактивных отходов и материалов», по которому ввоз ОЯТ был возможен только на переработку.

 

Но так как в СССР и Российской Федерации существовали и существуют мощности только для переработки ОЯТ, находящегося в тепловыделяющих сборках определенного типа, ввоз после 1992 года осуществлялся и осуществляется де-факто просто на хранение.

 

На единственном заводе РТ-1, перерабатывающем ОЯТ гражданских АЭС, возможна переработка только тепловыделяющих сборок реакторов ВВЭР-440. В отношении отработавшего ядерного топлива реакторов типа ВВЭР-1000, завозимого из Украины и Болгарии, ситуация сложилась таким образом, что де-юре такое топливо поступает на переработку, но в отсутствии мощностей для его переработки де-факто (а значит незаконно) это ОЯТ будет храниться, причем храниться неопределенно долгий срок. 

 

Скорее всего, для избежания подобных коллизий в 2001 году было изменено законодательство (см. соответствующий раздел). Кроме того начиная с 2000 года с момента начала изменения российского законодательства в отношении ввоза ОЯТ начало внедряться (пока в теории) понятие международного лизинга. С тех пор МАГАТЭ пытается активно легализовать ввоз ОЯТ через внедрение понятия лизинга в систему возврата ОЯТ в страну поставщика свежего топлива.

 

Однако, в соответствии с российским законодательством, институт лизинга неприменим к схемам возврата ОЯТ в страну-поставщика свежего топлива.

 

Лизинг - это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

 

В отношении ОЯТ лизинговые схемы предлагается использовать следующим образом. Российская Федерация передает во временное пользование свежее урановое топливо другой стране и по истечении эксплуатации возвращает это топливо уже в виде ОЯТ. При этом ОЯТ остается российской собственностью. Страна-получатель уранового топлива не выкупает его, а оплачивает только период его эксплуатации.

 

Однако в отношении ОЯТ лизинговые схемы неприменимы. В соответствии с российским законодательством, предметом лизинга могут быть непотребляемые вещи. На основании статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, непотребляемыми являются вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования. Это условие не имеет отношения к отработавшему ядерному топливу, так как при эксплуатации урановое топливо теряет свои ключевые свойства в процессе «выгорания» делящихся материалов и накопления внутри топлива нежелательных радиоактивных продуктов деления. Указанные обстоятельства приводят к существенному отличию свойств ОЯТ от свойств свежего топлива. Поэтому в случае возвращения ОЯТ лизингодателю они не могут быть повторно использованы по назначению в ядерных реакторах. Исходя из вышеуказанного, ОЯТ нельзя отнести к предмету лизинга, поскольку оно имеет отличные от свежего топлива свойства, то есть не является непотребляемой вещью.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: