Межгосударственные инициативы по созданию хранилищ в Российской Федерации в 90-е годы

 

Параллельно с международными инициативами руководство российского ядерного комплекса в 90-х годах в новых экономических условиях начало новую внешнюю политику. При участии руководства Министерства Российской Федерации по атомной энергетике появился ряд двусторонних инициатив, цель которых – организация международных хранилищ отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов на территории России.  

 

Этим инициативам предшествовала первая неудачная попытка Минатома по легализации ввоза отработавшего ядерного топлива с АЭС западного образца на хранение. 25 января 1995 года был принят Указ Президента Российской Федерации, разрешавший такой ввоз. 4 апреля 1996 года соответствующий пункт Указа был отменен решением Верховного суда по иску представителей Гринпис России. Тем не менее, после первой неудачной попытки Минатом и другие профильные ведомства начали поиск потенциальных клиентов для организации международного могильника.

 

16 июля 1997 года правительство РФ по инициативе Минатома приняло закрытое распоряжение по организации приема ограниченного количества отработавшего ядерного топлива атомной электростанции «Пакш». Исходя из этого решения, в Российской Федерации предполагалось оставлять продукты переработки отработавшего ядерного топлива с венгерской атомной станции: «Выражая добрую волю и идя навстречу обращению венгерского правительства, принять в виде исключения ОЯТ АЭС «Пакш» в количестве 3550 отработавших сборок в «переходный период» на условиях предшествующей практики, т.е. без последующего возврата отвержденных радиоактивных отходов и продуктов переработки в Венгерскую Республику». Распоряжение правительства Российской Федерации, в соответствии с которым было принято это решение, было отменено решением Верховного суда РФ 26 февраля 2002 г.

 

В сентябре 1998 года был заключен секретный протокол о намерениях между Минатомом, швейцарской фирмой “Electrizitatagesellschaft” и германской фирмой «Internexco», в соответствии с которым швейцарская сторона выразила желание о доставке в Россию 2000 тонн ОЯТ швейцарского происхождения «для переработки на безвозвратной основе». Радиоактивные отходы, образующиеся в результате переработки ОЯТ, было предложено захоранивать в России. Российская сторона в лице Минатома подчеркнула, что подобные методы управления отработавшим ядерным топливом могут быть осуществлены «с учетом того, что в действующее российское законодательство будут внесены соответствующие поправки».

 

21 октября 1998 года официальные представители Российского научного центра «Курчатовский институт» совместно с компанией Asia Tat Trading Co. Ltd. (партнер компании The Thaipower company) подписали многосторонний протокол о намерении создания на острове Симушир (Сахалинская область) международного хранилища радиоактивных отходов.

 

В конце 90-х годов также начались активные консультации с коммерческими кругами США по вопросу о возможном захоронении в России отработавшего ядерного топлива американского происхождения на коммерческой основе. Как один из результатов такой деятельности в США появилась организация «Траст по нераспространению» (Nonproliferation Trust - NPT). NTP предложил проект захоронения в России 6000 тонн ОЯТ американского происхождения из Тайваня. Для контроля за проектом предложено создать так называемый Фонд развития Минатома. В качестве попечителя Фонда предложено поставить бывшего высокопоставленного сотрудника ЦРУ (цитируется по тексту приложения к проекту российско-американскому контракта).

 

31 января 2000 года Департамент по энергетике США подготовил доклад «Technical Framework to Facilitate Foreign Spent Fuel Storage and Geologic in Russia» об организации могильника для отработавшего ядерного топлива американского происхождения. В докладе указывалось на невозможность организации такого хранилища при действующем российском законодательстве и необходимость изменения законодательства: «Российскому правительству следует изменить ряд действующих законов и войти в договор с правительством США, чтобы гарантировать создание хранилища для ОЯТ из Тайваня…»  

 

Необходимо отметить, что между Росатомом и администрацией США пока существуют разногласия, препятствующие организации такого могильника на территории России. Администрация США отказывается передать ОЯТ американского происхождения на хранение Росатому по двум причинам: строительство АЭС в Иране и желание Росатома не захоранивать, а перерабатывать ОЯТ, в результате чего будет выделено 200 тонн плутония. Руководство Росатома и министр Румянцев лично ведут переговоры с администрацией США с целью преодоления позиции США по вопросу об АЭС в Иране и переработке ОЯТ.

 

Таким образом, с конца 90-х Минатом осуществлял и, возможно, осуществляет до сих пор совместные с правительством США и рядом других стран проекты по организации временных хранилищ ОЯТ и могильников для РАО (в том числе для неперерабатываемого ОЯТ) на территории Российской Федерации. В рамках этого проекта уже изменено российское законодательство о ввозе тепловыделяющих сборок из-за рубежа.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: