С конца 70-х и до начала 80-х годов возможность создания международных центров по обращению с ОЯТ обсуждалась в рамках различных международных инициатив. Но вопрос о создании международных могильников или хранилищ не стоял так остро, как сейчас, учитывая наличие в тот период планов по широкомасштабной переработке ОЯТ. Под международными центрами понимались в первую очередь центры по переработке ОЯТ.
В качестве точки отсчета, когда хранение ОЯТ (пока в национальных рамках) начало приобретать интерес, можно указать начало 90-х годов – именно тогда проявилась невыгодность переработки ОЯТ, а пристанционные хранилища ОЯТ начали переполняться.
(Следует отметить, что еще с начала 70-х годов США, имеющие юрисдикцию над большой частью ОЯТ, отказались от его переработки в пользу прямого захоронения).
В 1997 году была подписана Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и безопасности обращения с радиоактивными отходами, в соответствии с которой возможно размещение ОЯТ на территории другой страны при условии соблюдения требований безопасности и т.д., зафиксированных в Конвенции.
|
|
В 1998 году «в ответ на просьбу нескольких государств-участников, выражающих интерес в международном могильнике», МАГАТЭ подготовило принципиальной важности документ «Технические, институциональные и экономические факторы, необходимые для развития международных ядерных могильников» (TECDOC-1021), очертив те факторы, которые необходимо учитывать при реализации такого проекта.
С тех пор, по оценке МАГАТЭ, была проделана большая исследовательская работа, но среди практических результатов МАГАТЭ выделяет только возврат ОЯТ исследовательских реакторов, отличающегося высоким обогащением урана, и возврат ОЯТ с АЭС советского дизайна в СССР и Российскую Федерацию (см. раздел «Межгосударственные соглашения»).