Глава 1. Понятие и сущность референдума

Введение

Согласно статье 3 Конституции Российской Федерации единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Референдум Российской Федерации на ряду со свободными выборами является высшим и непосредственным выражением власти народа. Именно через референдум граждане осуществляют своё право на непосредственное участие в осуществлении государственной власти. Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например, принятие конституции или внесение в неё поправок), что специально предусмотрено в соответствующих конституциях. Другим наиболее распространённым поводом поведения референдума является желание государственной власти получить одобрение, какого – то своего акта, когда она не решается брать на себя ответственность.

В Российской Федерации референдум впервые закреплён Законом о референдуме

1990 г. Это был во многом противоречивый закон, что предопределило сравнительно редкое использование референдума, несмотря на то, что в 90-е гг. в стране проходили глубокие реформы и власти нуждались в выявлении воли народа. В истории нашей страны были поведены 3 референдума: 1) в 1991 г. (неконституционно упразднениесоюзного государства и его институтов); 2) апрель 1993 г. (как арбитр в конфликте законодательной и исполнительной властью); 3) декабрь 1993 г. (референдум проводился для принятия Конституции). В истории нашей страны в этом году предвидится ещё один референдум 26 марта 2000 г. досрочные выборы Президента Российской Федерации.

Референдум по Конституции таит в себе ряд опасностей. Наша правовая наука традиционно считала, что процедура народного голосования «создаёт оптимальные условия для навязывания народу воли реакционных кругов». Здесь есть известная доля истины: в истории были случаи, когда определённая группировка сначала захватывает власть силой, а затем организует легализацию государственного переворота ею же подготовленным подобием выборов или референдума, на котором граждане не в состоянии оценить проработанность обширного проекта. Референдум по его основным принципам делает Конституцию высшим законом, отличным по способу принятия от обычного закона.

Референдум, как и выборы, представляет собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Так граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют своё право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан.

Референдум как политико-правовой институт занимает особое место в системе современной демократии. С одной стороны, он традиционен, коренится в глубокой истории, напоминает времена древнего прямого народоправства, когда каждый участник народного собрания (агора, вече и т. д.) должен был не просто выразить своё мнение по обсуждаемому важному для всего сообщества вопросу, но и активно участвовать в выработке решения, выражающего общую позицию, общую волю. Люди собирались вместе на площади древнего города или поселения не просто для того, чтобы высказаться, но с целью договориться, достичь согласия. Насколько можно судить по этнографическим и историческим материалам, древнее народное правление (включая родоплеменное, общинное, ранних государств-полисов и т. д.), там, где оно процветало, вырабатывало совершенные механизмы достижения согласия между полноправными членами сообщества, участниками народного собрания.

В своём реферате мы хотели бы по глубже рассмотреть особенности референдума, его характеристики, институт референдума, значение референдума в жизни общества и людей. Изучить особенности подготовки и проведения референдума, подведения итогов, юридическую силу решений, принятых на референдуме. Рассмотреть Российское законодательство о референдуме: его состояние и перспективы.

 

 

Глава 1. Понятие и сущность референдума

Референдум – голосование граждан, имеющих активное избирательное право, по вопросам, которые в установленном законом порядке вынесены на референдум в целях получения от участников референдума чётко выраженного однозначного ответа типа «да» или «нет», «за» или «против», - определяется в российском законодательстве применительно к видам референдума в Российской Федерации. Таковых три: референдум Российской Федерации (федеральный институт референдума), референдум субъекта Российской федерации, местный референдум.

В мировой практике референдум - это осуществляемое путём тайного голосования утверждение (или не утверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или не согласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства.

Согласно статье 3 Конституции Российской Федерации референдум Российской Федерации на ряду со свободными выборами является высшим и непосредственным выражением власти народа. Референдум Российской Федерации проводится на всей территории Российской Федерации, на основе равного всеобщего и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума обладает только одним голосом. Гражданин Российской Федерации голосует в референдуме лично. Участие является свободным, контроль за волеизъявлением не допускается.

Референдум Российской Федерации – всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения.

Конституция Российской Федерации, предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме. 10 октября 1995 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации». Согласно этому Закону, референдум Российской Федерации – всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум регулируется также Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г.

Референдум субъекта Российской Федерации – голосование граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации, по важным вопросам государственного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, законами субъектов Российской Федерации. Сегодня данный вид референдума фактически закреплён всеми конституциями и уставами субъектов Российской Федерации, во многих субъектах Федерации приняты законы, регулирующие отношения, возникающие в связи с проведением в субъектах Российской Федерации референдумов.

Местный референдум - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований, однако вполне достаточным юридическим основанием для их поведения являются федеральное законодательство и законодательство соответствующего субъекта Федерации.

В основе института референдума в Российской Федерации лежат политические права и свободы человека и гражданина. Поэтому все виды референдумов заняли прочное место в системе конституционных институтов, выступают в качестве гарантии права граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32 Конституции Российской Федерации). Проведение референдума предполагает реализацию комплекса конституционных прав и свобод. В целом же можно сказать, что референдум - это институт, относящийся к системе прав и свобод человека и гражданина, и в этом качестве он обладает высокой гуманитарной ценностью. Законодательство о референдуме подтверждает юридический характер данного института, его особое место в системе права среди институтов конституционного права как его под отрасли.

Право на участие в референдуме, как и активное избирательное право, является равным и прямым для всех граждан Российской Федерации. Никто из них не имеет каких-либо преимуществ перед другими. Гражданин Российской Федерации, проживающий за её пределами, обладает всей полнотой права избирать и права на участие в референдуме Российской Федерации. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов или референдума не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, а также права участвовать в референдуме Российской Федерации. Круг лиц, не имеющих права избирать и участвовать в референдуме, один и тот же - это граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Гражданин Российской федерации участвует в референдуме на основе принципа свободы и добровольности. Он сам решает, принять участие в голосовании или нет, сам определяет свою волю при голосовании. Никто не в праве оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме, а также на его свободное волеизъявление. Законодательство о выборах и референдуме устанавливает гарантии свободного волеизъявления граждан.

Хотя референдум существенно отличается от форм выявления общего согласия в древнем обществе, его, тем не менее, можно назвать их приемником: у них более или менее сходная цель – сформулировать, а в некоторых случаях и сформировать общую волю, убедиться в достаточной степени согласия членов сообщества по тому или иному жизненно важному вопросу. Сходны и методы, посредством которых сторонники доминирующей точки зрения пытаются склонить к ней сомневающихся и несогласных (разъяснение, убеждение, психическое принуждение и т. д.).

Первичной целью референдумов является принятие государственных решений на основе единства мнений граждан в условиях, когда другие формы прямой демократии применяются ограниченно или не дают должного результата. В Российской Федерации признаётся идеологическое и политическое многообразие, многопартийность (ч.1 и 3 ст. 13 Конституции Российской Федерации). Иначе говоря, мы живём в условиях идеологического плюрализма, который характеризует состояние элементов общественной системы, представляющей собой определённую целостность, единство. Ex pluribus Unum – единство в многообразии – вот то, что должны устанавливать некоторые демократические институты, включая институт референдума. Многообразные элементы общественной системы не могут быть сведены друг к другу, обладают относительно самостоятельными функциями и структурно связаны между собой.

Референдум, как и другие демократические институты, направленные на достижение общественного согласия, имеет ярко выраженные интегративные функции, проявляющиеся как на государственном уровне, так и на уровне местного самоуправления. Наличие многообразных социальных структур предполагает высокую степень самостоятельности отдельных частей общественного целого - коллективов, предприятий, регионов, республик и так далее. Здесь также должны быть приведены в действие интегративные механизмы, созданные институты достижения и выявления единства мнений граждан. Вот почему местный референдум - необходимый институциональный элемент системы местного самоуправления в Российской Федерации.

Жизнь любого общества, а тем более сложного и массового, каким является наше, изолирует ситуациями, когда люди должны делать единый и общий выбор на референдуме. Необходима высокая степень согласия и ответственности людей, вынужденных сообща делать выбор в обычных и особенно в экстремальных ситуациях. Плюралистическая демократия - демократия большинства, мнение которого имеет перевес над мнением меньшинства.

Большинство и меньшинство определяется в ходе согласования социальных интересов и принятия политических решений. Азбукой демократии является правило, согласно которому решение, принятое большинством, является обязательным для меньшинства, которое должно подчиняться, несмотря на своё несогласие.

В России вопрос о референдуме впервые возник как теоретический вопрос на рубеже XIX – XX веков, когда стремительно развивавшаяся Россия остро ощущала узость и анахронизм существовавшей тогда формы правления - царского самодержавия. В годы, предшествующие революционным событиям 1905 г., русская общественная и юридическая мысль искала пути и способы реформирования политической системы с целью сделать её более современной и эффективной. Именно тогда на повестку дня встали вопросы демократии, правового государства, равных всеобщих и прямых выборов, федерализма. Тогда в России впервые заговорили об институтах парламента и президента, о многих других идеях, которые в то время были новыми и для Запада. Тем не менее, русские учёные - юристы на достаточно высоком научном уровне обсуждали проблемы сущности референдума и возможности введения его в России.

В практическом плане вопрос о введении института референдума в России активно обсуждался после февраля 1917 г., но был решён отрицательно. В частности, Особая комиссия по составлению проектов основных законов при Временном правительстве официально высказалась против этого института, ссылаясь не только на отсутствие демократического опыта в стране, но и аргументы структурно-организационного характера. Большинство членов Особой комиссии считали, что образование верхней палаты будущего российского парламента снимает необходимость референдума, применимость которого к русским условиям более чем сомнительна.

В нашей стране институт референдума юридически существует с 1977 г.: согласно статьям 5 и 108 Конституции СССР наиболее важные вопросы государственной жизни могли ставиться на всенародное голосование (референдум), законы могли быть вынесены на референдум решением Верховного Совета СССР. Фактически же референдумы не проводились. Единственный, первый и последний, советский референдум, проведённый в марте 1991 г. по вопросу о сохранении Союза ССР как обновлённой федерации, отставил о себе достаточно тяжёлое и противоречивое впечатление. В целом же можно считать, что до настоящего времени Россия не располагает необходимым практическим опытом проведения референдумов и излучение соответствующей теории и практики является актуальной и жизненно важной задачей.

Законом регламентируется характер вопросов, выносимых на референдум. На референдуме Российской Федерации в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции при условии, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции. Вопросы, выносимые на референдум не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации. Однако определённые вопросы не могут выноситься на общероссийский референдум. Среди них вопросы:

1) изменения статуса субъектов Российской Федерации;

2) досрочного принятия или продления срока полномочий Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования);

3) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;

5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

6) амнистии и помилования.

Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трёх месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный референдум не проводится в течение года после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: