В последние годы максимизация стоимости компании все больше осознается в странах бывшего СССР как главная цель предприятия. Это обусловлено тем, что рост стоимости является главной целью любого собственника. Поэтому множество показателей, характеризующих эффективность тех или иных сторон деятельности предприятия, в системе УСК рассматриваются как факторы, влияющие на стоимость. Опыт развитых стран показывает, что успешное внедрение системы УСК возможно только в том случае, если в этом заинтересован высший управляющий предприятия. Соответственно собственник должен обеспечить такую заинтересованность, поставив материальные интересы управляющего в прямую зависимость от роста стоимости предприятия.
В России фондовый рынок еще развит достаточно слабо, и поэтому котировка акций открытых компаний не дает четкого представления об их стоимости. На настоящий момент стоимость любого предприятия может быть наиболее точно определена только прямой оценкой его стоимости. Наиболее часто используемый метод оценки, как было выделено ранее, - метод ДДП.
Для решения вопроса об эффективных рычагах воздействия на стоимость компании необходимо оценить чувствительность стоимости к изменению ее составляющих. [3] Для этих целей удобно рассмотреть эластичность стоимости по ключевым переменным, составляющим свободного денежного потока.
FCF = ЕВIТ(1 - Т) - I= (S - Сс)(1 - Т) – I (1)
Где: S — выручка от продаж; Сс — себестоимость продукции; Т — ставка налога на прибыль; I — постоянные инвестиции сверх амортизации, используемые для поддержания заданного уровня продаж и себестоимости; ЕВIТ — прибыль до вычета процентов и налогов.
Нетрудно видеть, что составляющие свободного денежного потока соответствуют данным из отчета о прибылях и убытках в составе финансовой отчетности компании.
Далее приведены выражения для эластичности оценки стоимости компании по ключевым факторам.
а) Эластичность оценки стоимости компании по себестоимости реализуемой продукции показывает, на сколько процентов изменится оценка стоимости компании, если себестоимость изменится на 1%. Формула расчета эластичности стоимости компании по себестоимости имеет следующий вид:
Еlcc = -(1 - T)/(FCF/Cc)
Выводы: увеличение себестоимости реализуемой продукции при прочих равных условиях приводит к уменьшению стоимости компании. При уменьшении себестоимости реализуемой продукции на 1% стоимость компании увеличивается обратно пропорционально уменьшению рентабельности производства. При этом: чем больше доля себестоимости в выручке от реализации, тем сильнее в процентном отношении ее влияние на изменение стоимости компании;
б) Эластичность стоимости по выручке от реализации показывает, на сколько процентов изменится оценка стоимости компании, если выручка изменится на 1%. Формула расчета эластичности стоимости компании по выручке имеет следующий вид:
Еls = (1 - T)/(FCF/S)
Выводы: увеличение выручки от продаж при прочих равных условиях приводит к увеличению стоимости компании, причем зависимость нелинейная, т.е. чем ниже рентабельность продаж, тем сильнее в процентном отношении влияние выручки на изменение стоимости компании;
в) Эластичность стоимости по прибыли показывает, на сколько процентов изменится оценка стоимости компании, если прибыль изменится на 1%.
ElEBIT= (1 - T)/(FCF/EBIT)
Выводы: увеличение прибыли приводит к пропорциональному увеличению стоимости компании; эластичность оценки стоимости компании от изменения прибыли никогда не бывает меньше 1.
Подведем итоги: все компании, акции которых свободно обращаются либо планируются к обращению на рынке ценных бумаг, неизбежно сталкиваются с необходимостью создания стоимости для своих акционеров. Возможно, из-за неразвитости фондового рынка в России данный вопрос является менее актуальным для российских компаний. Однако в том, что за стоимостным подходом в оценке результатов работы бизнеса стоит будущее, большинство российских менеджеров уже давно не сомневается. Уже сейчас многие отечественные компании взяли для себя за ориентир максимизацию своей рыночной стоимости, и это относится не только к акционерным обществам. Каждой компании приходится прокладывать собственный путь к цели, исходя из своих стартовых позиций и индивидуальных установок.
Заключение
Все компании, акции которых свободно обращаются на рынке ценных бумаг, неизбежно сталкиваются с необходимостью создания стоимости для своих акционеров. Каждой из них приходится прокладывать собственный путь к цели, исходя из своих стартовых позиций и индивидуальных установок.
В данной курсовой работе были рассмотрены финансовые, стратегические и организационные аспекты процесса извлечения стоимости, причем важнейшими для "стоимостного мышления" являются следующие компоненты - формирование целевых установок и индикаторов, управление бизнес-портфелем, разработка организационной структуры, определение факторов создания стоимости, управление эффективностью функционирования бизнеса и управление эффективностью работы персонала. Добившись порядка в этих областях, компании смогут успешно организовать процесс управления, нацеленного на создание стоимости.
Последние два-три года в российскую практику управления постепенно внедряется современная зарубежная концепция управления предприятием - концепция управления стоимостью, которая и была рассмотрена в данной курсовой работе. В основу концепции положено понимание того факта, что для акционеров (владельцев) предприятий и организаций центральным вопросом является прирост их благосостояния, в результате функционирования объектов владения. При этом, рост благосостояния акционеров измеряется не мощностью введенных мощностей, не количеством нанятых сотрудников, не оборотом компании, а стоимостью предприятия, которым они владеют, что соответствует исследуемой теме.






