Изменения, динамика и перспективы развития инфляции (на примере Республики Беларусь)

 

Предпосылки роста инфляции были заложены прежде всего в самой структуре экономики республики. Ее корни лежат в истории, в уникальной диспропорциональности советской экономики. Начиная с 30-х годов, с периода индустриализации, бурный  рост тяжелой промышленности сочетался с медленным увеличением и даже относительным снижением выпуска потребительских товаров, а именно последние обеспечивают ценность денег. В результате в экономике возникли значительные структурные перекосы. Около 80% средств в экономической системе состав­ляли средства производства и только 20% — предметы потребления.

В Беларуси получили развитие такие отрасли народного хо­зяйства как машиностроение, станкостроение, приборостроение, химическая и нефтехимическая. В то же время отрасли, которые должны были обеспечивать потребности населения республики в товарах потребительского назначения и сбалансировать экономику, не были достаточно развиты. Так, в 1990 г. в отраслях тяжелой промышленности было сконцентрировано более 80% стоимости основных производственных фондов. На долю же пищевой промышленности приходилось только 6,2% основные производственных фондов, на долю легкой промышленности — 7,4%.

Все это в конце концов привело к значительному снижению
доли потребительского сектора в валовой продукции промыш­ленности. Так, если в 1940 г. он составлял в Беларуси 59%, то в 1990 г.  его доля снизилась до 32,6%.       

Ситуацию усугубила неэффективность сельского хозяйства и неразвитость сферы услуг. Недостаточное развитие получили в республике торговая сеть, связь, транспортные услуги.                            

Кроме всего прочего, следует особо отметить такой фактор, как высокая милитаризация отечественной экономики, которая также отвлекала значительную долю средств от потребления. В этом же направле­нии, порождая потоки необеспеченных товарами денег, "работала" и нерациональная инвестиционная политика с харак­терным для нее долгостроем и распылением средств по многим объектам. Из-за всех этих факторов фонд потребления, идущий на удовлетворение платежеспособных потребностей домашних хозяйств, неуклонно падал. К началу 1990 г, он составлял менее 40% в   валовом национальном продукте республики. В итоге возник дисбаланс между спросом и предложением. Начали расти цены, но при этом они росли не только как при классической инфляции, но помимо всего прочего и потому, что все меньше и меньше товаров являлось недефицитными. По оценочным данным, потребительская корзина в начале 90-х годов на 80% состояла из дефицитных товаров, а за дефицит нужно было пере­плачивать. Все это — предпосылки роста инфляции.

Таким образом, к моменту начала экономических реформ инфляция существовала в экономике республики в скрытом виде. Такая скрытая, или подавленная, инфляция имела следующие сущностные характеристики:

1. общее превышение спроса над предложением (в потенциале — инфляция спроса);

2. искаженные ценовые пропорции, отражающие деформированность структуры экономики: заниженность цен на сырье и преобладание неконкурентоспособной на мировом рынке продукции;

3. высокие инфляционные ожидания населения.[13,с.21-25]

Либерализация цен в январе 1992 г. превратила подавленную инфляцию в открытую, создав условия для реагирования на на­личный спрос повышением цен. Однако скачкообразный рост цен привел к значительному превышению предложения над пла­тежеспособным спросом. Такая ситуация привела к весьма спе­цифическому поведению белорусских предприятий. В ответ на ограничение спроса предприятия не сдерживали рост зарплаты и не увольняли работников, а переставали платить по своим обя­зательствам. Из-за обвального роста цен стало не хватать денежной массы для обслуживания существующего спроса, что привело к отсрочке платежей, и следовательно, росту задолженности, а также нарастанию неплатежей вообще. При этом неплатежи происходили как по вине государства, которое не выполняло своих обязательств по утвержденному бюджету, так ипо вине хозяйствующих субъектов, задерживающих платежи своим партнерам и банкам. В экономике республики возник кризис неплатежей. Неплатежи отражали  и отражают до сих пор подразумеваемое обязательство правительства поддерживать национальную промышленность. Это объясняется во многом отсутствием эффективного механизма банкротства. Надеясь на правительство, предприятия стали требовать обеспечения платежеспособного спроса на их продукцию в рамках уже возросших цен посредством следующих мер: государственных льготных кредитов и прочих льгот; покрытия частных товарных кредитов друг другу; прямой выплаты зарплаты независимо от реализации продукции. Проводимые взаимозачеты платежных требований и кредитная эмиссия Национального банка позволяют лишь временно разрядить ситуацию.          

Увеличение денежной массы в результате кредитных вливаний не успевало за ростом суммарных предложений товаров и услуг и платежеспособный спрос не удовлетворялся. Платежи либо переносились с согласия сторон на новый срок, расширяя задолженность, либо вообще прекращались хозяйствующими субъектами, что выражалось в принудительной отсрочке платежа и нарастании долга с учетом штрафных санкций.  
       В целом, мягкая финансовая политика государства в этот
период стала одним из генераторов инфляции. Причем вместо
открытой инфляции спроса в экономике республики проявилась
и стала развиваться преимущественно инфляция издержек. Инфляционный процесс в данном  случае вызывается тем, что перемещение спроса из одной отрасли в другую приводит не к относительному изменению цен, а к их росту в отраслях, спрос на продукцию которых повышается, при одновременном сохранении уровня цен в отраслях падающего спроса. Пока продолжается инфляция издержек, отсутствуют стимулы экономии издержек на всех стадиях промышленной переработки, и цены поднимаются по цепочке — от первичной обработки сырья до конечного потребления. Инфляция издержек распространяется в экономике медленнее, чеминфляция спроса, но она гораздо устойчивее и бороться с ней значительно труднее, ибо это связано как с организацией рынка (степень конкуренции, развитие рыночной инфраструктуры), так и с существующей структурой национального производства, определяющей структуру и уровни издержек.

 Исследователи феномена инфляции в белорусской экономике постсоветского периода в числе основных ее причин структурно-воспроизводственного порядка выделяют следующие:

1. кризис в сфере производства, носящий характер дефицита и обусловленный как технологической отсталостью (высокая энерго-, материало- и трудоемкость производимой продукции), так и хроническими неплатежами;

2. монопольный характер белорусской экономики, препятствующий ее быстрой и эффективной структурной перестройке, а также либерализация цен в условиях монополизма роизводителя;

3. режим малого взаимодействия с мировым рынком, при котором рыночное поведение внутренних производителей не подкрепляется необходимой степенью открытости экономи­ки. Слабая включенность белорусских производителей в мировое разделение труда объясняется низкой экспортоспособностью их товаров не только на мировом рынке, но даже на рынках стран СНГ из-за несоответствия среднего качества и высокой цены предлагаемых ими товаров;

4. "импортируемая", прежде всего из России, ин­фляция. Значительную роль в инфляционных процессах в рес­публике играет именно раскручивание спирали "цены на сырье (особенно на энергоресурсы)— общий уровень цен".

Каждая из названных причин сама по себе может и не объ­яснять феномена столь высокой инфляции. Дейст­вительно, отсталая неконкурентная экономика может отгоро­диться административными барьерами от мирового рынка и добиться прекращения инфляции за счет политики финансовой стабилизации. Монополизированная — способна в широких масштабах выходить на внешний рынок и, будучи жестко привязанной к мировым ценам, может избежать инфляции.

Сочетание всех вышеперечисленных факторов создает осо­бую ситуацию. Получив право на свободное установление цен и прямое взаимодействие с зарубежными партнерами, произво­дители начинают повышать цены в соответствии с их мировым уровнем. При этом они мало считаются с возможным падением спроса, поскольку могут компенсировать его не за счет сниже­ния цены, а за счет сокращения объемов производства.

Подпитка инфляционных процессов на основе высокого уровня монополизма, обусловливается еще и тем, что экономи­ческая мощь крупных производств опирается не на собственные ресурсы, а на ресурсы государства. Монопольные предприятия часто монополизируют каналы доступа к государственному бюджету и пытаются переложить трудности своего существования во внешней конкурентной среде на плечи правительства, апеллируя к интересам сохранения и развития национальной промышленности.

Кроме того, рост цен на сырье и энергоносители, получаемые, главным образом, из России, привели к тому, что белорусские перерабатывающие предприятия оказались в ситуации, когда под влиянием роста издержек были вынуждены повышать цены на свою продукцию в гораздо большей степени, чем это диктует уровень инфляции. В этом состоит специфика инфляции издержек на основе изменения отраслевой структуры спроса,— когда ценовая политика перерабатывающих предприятий становится генератором инфляции.

Социальные последствия инфляции проявляются прежде всего в ухудшении уровня жизни населения. Реальная заработная плата постоянно отстает от инфляционного прироста цен на товары и услуги. В итоге падают стимулы к труду, ухудшается его качество. В условиях инфляции особенно страдают наименее защищенные слои населения – пенсионеры, студенты, безработные. несмотря на то, что их доходы растут в результате корректировки и индексации, проводимых правительством, этот рост постоянно отстает от темпов инфляции.

Обесцениваются сбережения населения, что подрывает стимулы к денежному накоплению. Налоговое законодательство обычно не успевает за темпами инфляции. В результате многие налогоплательщики автоматически из-за роста их номинального дохода попадают в более высокую группу налогообложения. Так происходит скрытая конфискация денежных средств у населения через налоги. [14, с.31-34]

Динамику инфляции можно проследить в рамках четырех периодов.

Первый период (1991—1994 гг.).Это был самый трудный пе­риод, связанный с углублением экономического кризиса из-за разрыва хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, разрушением единой рублевой зоны, переходом на националь­ную денежную систему, построением институтов белорусской государственности. Эти процессы вместе с нарастанием экспансионистской денежной политики обусловили гиперинфляцию в 1993—1994гг., когда цены вырастали в год более чем в 20 раз (табл. 1). Реальные процентные ставки на кредитно-депозитном рынке по рублевым инструментам были отрицательные. Уровень монетизации ВВП сократился с 71 % в 1990 г. до 7 % в 1994 г., а обменный курс за этот же период девальвировал более чем в 64 тыс. раз. В 1994 г. среднемесячная заработная плата (в пересчете на доллары) составляла 20—25 дол. США.

Второй период (ноябрь 1994—1996 гг.).В результате осу­ществления комплекса антиинфляционных мер монетарной политики была достигнута определенная финансовая стабили­зация на макроэкономическом уровне. Темп прироста индекса потребительских цен снизился в 1995 г. до 244 %, а в 1996 г. — До 39,3 % (в 1994 г. — до 1959 %). Изменение ситуации было связано с переходом к жесткой денежно-кредитной политике, которая выразилась в ограничении темпов роста денежной мас­сы путем сокращения объемов прямого централизованного кре­дитования коммерческих банков, увеличении доли аукционно­го размещения кредитных ресурсов по рыночным ставкам, в политике положительных реальных процентных ставок. Основным принципом новой депозитной политики стало регулирование месячных ставок в зависимости от уровня инфляции. Поддержание реальных процентных ставок на положительном уровне и стабилизация обменного курса белорусского рубля, связанная с резким снижением денежного предложения в национальной валюте, обеспечили устойчивое преимущество рублевых срочных сбережений по доходности относительно финан­совых инструментов в свободно конвертируемых валютах (СКВ). Уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе в
1996 г. вырос до 9 %. Однако в конце периода произошел отход
от завоеванных позиций, усилились элементы административного регулирования хозяйственной жизни с использованием
денежной экспансии с целью поддержки реального сектора эко­номики. Это ухудшило ситуацию в 1997—1999 гг.
    Третий период (1997—1999 гг.). Высокая инфляция в рес­публике в 1998—1999 гг. имела ярко выраженный монетарный характер и была обусловлена главным образом экспансионистской денежно-кредитной политикой, в том числе эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищ­ного строительства и АПК, административным поддержанием официального обменного курса белорусского рубля (на завышенном уровне по сравнению с его рыночными котировками).
В этот период в течение каждого года существенно превыша­лись утвержденные в Основных направлениях денежно-кредит­ной политики параметры кредитной эмиссии, прироста чистого
рублевого внутреннего кредита Национального банка и роста
денежной массы в национальной валюте.

Вместе с административным сдерживанием цен это привело к образованию инфляционного навеса. Несмотря на высокие темпы экономического роста, инфляция в 1999 г. выросла до максимального в данном периоде уровня — 350 % за год, а уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе снизился до 6 %. Вследствие отрицательного в реальном выражении уровня процентных ставок удельный вес срочных рублевых сбережений в общем объеме рублевой денежной массы сокра­тился до 5,3 %.

Четвертый период (2000—2010 гг.).В 2000 г. произошел переход к более взвешенной, умеренно жесткой денежно-кре­дитной политике, что дало свои положительные результаты. Несмотря на отклонения денежно-кредитных параметров (уров­ня кредитной эмиссии, роста денежной массы) от их целевых прогнозных значений, имело место снижение темпов инфляции. По итогам 2001 г. рост ИПЦ составил 146,0 %, в 2002 г. 134,8 %, в 2003 г. — 125,4 %, в 2004 г.— 114,4 %. Впервые 1996 г. было обеспечено поддержание реальных процентных ставок по срочным рублевым депозитам на положительном уровне. К середине сентября 2000 г. был осуществлен переход на единый курс на всех сегментах валютного рынка. [15, с.95-96]

 

 

Таблица 1 - Индексы потребительских цен (ИПЦ) и цен производителей промышленной продукции (ИЦПП), %

Год   ИПЦ к декабрю пре­дыдущего года   ИЦПП к декабрю предыдущего года  
2000   128,2   268,0  
2001   112,0   139,1  
2002   100,8   142,6  
2003   105,2   128,1  
2004   109,0   118,8  
2005   113,5   110,0  
2006   109,1   109,0  
2007   112,8   116,8  
2008   125,2   116,4  
2009   104,1   111,1  

 [17,18]

Таким образом, текущая ситуация в экономике Беларуси по своим характеристикам в целом не только соответствует при­знакам финансовой стабилизации (в качестве критерия кото­рой международные финансовые организации принимают уро­вень инфляции, не превышающий прирост цен за год на 40 %), но и располагает потенциалом устойчивого развития страны в перспективе.

Тем не менее в экономике сохраняются мощные инфляцион­ные факторы структурного, технологического, институцио­нального характера. Медленные темпы структурной перестрой­ки народного хозяйства, технологического переоборудования предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развития рыночных институтов и прочего создают долговремен­ные предпосылки развития инфляционных процессов. В связи с этим исключительно актуальной остается проблема антиин­фляционного регулирования экономического развития страны.

Индекс потребительских цен рассчитывается как частное суммы произведений цен текущего года на выпуск базового года на сумму произведения уровня цен и выпуска базисного года. Из таблицы мы видим, что практически нет резких увеличений цен, что свидетельствовало бы о высоких темпах инфляции, за исключением кризисного 2008 г. Однако уже в декабре 2009 г. по сравнению с декабрем 2008 г. рост цен значительно уменьшился.















Заключение

 

Тема инфляции актуальна в любое время и для любой страны. Особенно важную роль она играет для стран с переходной экономикой. В первом разделе курсовой работы я рассмотрел сущность, причины, виды и последствия инфляции. Инфляция - явление, не только связанное с движением денег, а является сложным социально-экономическим явлением, затрагивающим все стороны жизнедеятельности государства.

Причинами инфляции могут быть:

– Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения;

– Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях;

– Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту темпов инфляции, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег;

– падение курса национальной денежной единицы по отношению к валютам других стран. В результате этого растут внутренние цены на импортируемые товары;

– долларизация;

– мировые экономические кризисы;

– состояние платежного баланса страны, ее валютная и внешнеторговая политика;

– расходы на социальные цели, не адекватные эффективности национальной экономики. В случаях экономических кризисов, спада производства уровень жизни населения снижается;

– инфляционные ожидания. Когда начинается население начинает приобретать товары сверх своих текущих потребностей. Спрос начинает стимулировать предложение, что подстегивает рост цен;

– структурные нарушения в экономике – диспропорции между накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства и другие факторы.

Более подробно я рассмотрел две основные причины инфляции:

1. увеличение совокупного спроса;

2. сокращение совокупного предложения.

Определили, что в результате сочетания инфляции спроса и инфляции издержек возникает инфляционная спираль, из которой, согласно графиков, видно, что рост уровня цен провоцирует повышение заработной платы, а рост заработной платы ведет к повышению уровня цен. Инфляция классифицируется по трем критериям: формами проявления, темпами обесценения денег, факторами инфляции. По формам проявления: ценовая инфляция, инфляция сбережений и девальвация;

По темпам обесценивания денег: ползучая, умеренная, открытая, галопирующая инфляции и гиперинфляция;

По факторам, вызывающим инфляционный процесс: инфляция издержек и инфляция спроса.

Но на практике инфляции одного какого-то вида не бывает, она всегда включает в себя практически все подвиды.

Были выявление основных причин инфляции в Республике Беларусь и антиинфляционные меры, принимаемые правительством по снижению инфляции в стране.Основными причинами инфляции в Республике Беларусь являются:

1. Дефицит государственного бюджета;

2. Ограничение конкуренции;

3. Долларизация экономики;

4. Мировой кризис.

Все вышеперечисленные причины являются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране. Как и во всем мире у нас, в Республике Беларусь, разработан комплекс мер антиинфляционного регулирования, как на долгосрочную перспективу, так и на короткий отрезок времени. Большое значение для обуздания инфляции имеет правильная долгосрочная денежная политика, направленная на введение жестких ограничений роста денежной массы, независимо от состояния бюджета, уровня безработицы и т.д. Как правило, при решении этой задачи используется арсенал инструментов, находящихся в распоряжении Центрального банка: изменение ставки межбанковского кредита и нормы обязательных резервов, проведение операций на рынке ценных бумаг с государственными долговыми обязательствами. Повышая ставку процента и норму обязательных резервов, Центральный банк задает всем звеньям банковской системы не инфляционную линию поведения, а осуществляя операции на открытом рынке, он непосредственно влияет на состояние денежного обращения. Несмотря, на мировой экономический кризис, наше правительство принимает меры по стабилизации экономики в стране. Так, за последние несколько лет, сделаны значительные шаги для снижения инфляции. Ведется активная антимонопольная политика, акционируются предприятия, повышается конкуренция. Благодаря проводимой Нацбанком процентной политике, растут вклады населения в национальной валюте. Подводя черту под сделанной курсовой работой, хочется сказать, что у Беларуси есть хороший потенциал, как у любой страны, в которой только зарождается система рыночных отношений.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: