И регулированию его поведения

Взрослые отмечают, что решать проблемы с гостящими детьми им помогал опыт воспитания собственных детей. Кроме того, многие моменты в поведении исчезали при неоднократном посещении семьи, возникали иные проблемы. Например, если в первый раз девочка с удовольствием играла с малышом, то впоследствии толкала его, стукала, когда не видели взрослые, отбирала игрушки.

Главное, что теперь вам понадобится – терпение и терпимость. Не надо думать, что все эти визиты будут наполнены сплошной радостью. Будут и проблемы. Да и не нужно, чтобы был сплошной праздник. Ваша главная задача – сделать жизнь ребенка чуть более комфортной в психологическом (да и в материальном, возможно) отношении и научить его тому, чему в детском доме он никогда не научится.

Чем заняться с ребенком .

Очень хорошо, если у вас в семье у кого-нибудь есть какое-то хобби, к которому можно привлечь нового ребенка. Чтобы он понимал, что личные интересы могут не ограничиваться исключительно разглядыванием телевизора или игрой на компьютере. Хотя эти дети довольно апатичны и не любознательны, нужно присмотреться, что же все-таки он любит. Любит рисовать, идете смотреть картины и обсуждаете, как такое можно нарисовать. Интересуется животными – идете в зоопарк или зоологический (дарвиновский) музей. Не сводит глаз с машин? Посещаете политехнический музей или автомастерскую. Танцует или поет? Покупаете билеты на концерт. При этом надо показывать свою искреннюю заинтересованность тем, что видите, обсуждаете, заставляете ребенка формировать свои мысли и высказывать собственное мнение.

Очень полезно помочь научиться определять время - очень многие детдомовские в этом весьма нетверды. Поэтому полезно знакомить и учить определять время по часам. Если есть возможность, купить для этого недорогие, детские часы.

Рассматривая книги, нужно научиться составлять связные рассказы по картинкам, выделять главное, анализировать задачи. Как правило, детдомовские дети отстают в когнитивном развитии на два-три года.

Очень полезны поездки на разных видах транспорта.

Не стоит ориентироваться на фактический возраст ребенка. Ему «юридически» может быть 9, а фактически – по физическому, умственному развитию – не более 6-7. И на это надо делать поправку. И не обижаться на них, если они ведут себя слишком по-детски. И это, опять же, не потому, что все они дураки и дебилы, а просто так жизнь сложилась. Все это в большинстве случаев восстанавливается и компенсируется.

Об удовольствиях и подарках. Они должны быть заслуженными. А не даваться просто потому, что «ты бедная сиротка из детского дома». Этого «добра» у них в ДД и так достаточно и, кроме иждивенчества, ничего им не сулит в будущем.

Почитай, прежде чем сядешь поиграть за компьютер; помоги мне, прежде, чем усаживаться перед телевизором; выучи стишок, если хочешь получить игрушку в подарок – такими нехитрыми предложениями можно учить ценить удовольствия.

 Вряд ли вам удастся избежать походов в магазины, да и ребенку полезно там побывать. Но, собираясь в магазин, сразу же договоритесь, зачем вы туда идете, что собираетесь купить, какой суммой вы располагаете. «И уж ни в коем случае не должно быть так: пришли в игрушечный магазин, глаза разбежались – это хочу, это, это… (у них ведь тоже своеобразные ожидания от гостей присутствуют – в их представлении это чуть ли не рай, где все можно, все разрешают, спать можно не ложиться допоздна, где купят все, что ни пожелаешь и т.п. - жалко, конечно, их в этом разочаровывать, но ведь для их же пользы!). Ведь своим родным детям вы тоже все подряд покупаете? Или объясняете, что денег иногда нет или они отложены на другие нужды? И то, что это сиротка из ДД ничуть не оправдывает такого его поведения». С этим нужно разобраться с самого начала, чтобы не было потом проблем.

Если вы хотите что-то купить ребенку, скажите об этом и сообщите, сколько денег вы можете на это выделить. Можно и спросить и о его желании. Вот как советует поступить один из опытных родителей. «Например, он захочет мобильный телефон. У нас на подарок всего 100 рублей. Цены на всех товарах есть, выбирай, что тебе нужнее. Мобильный? Хорошо, только он стоит 1500 рублей. Значит, нам надо будет 15 раз не сходить в магазин и не покупать подарков, чтобы скопилась нужная сумма. Как раз к новому году накопим. Значит, до нового года в магазин мы ходить за подарком не будем, будем копить на мобильный».

Самое интересное, что сами дети к такой постановке вопроса привыкают мгновенно и резко перестают выпрашивать. Иногда, конечно, высказывают какие-то пожелания (дети все-таки!), но уже без истерик и обид.

Посещая магазин, учите обращаться с деньгами, для чего полезно поиграть в магазин дома.

Неплохо показать, что деньги зарабатываются и показать как-нибудь - за что они платятся, что все не с неба валится, а зарабатывается. Можете побывать с ним на своей работе или каком-то интересном производстве, чтобы они представляли, что такое труд. Это очень важно, и возможно определит в будущем, куда они пойдут - работать и учиться, или воровать и на панель.

Когда «ничего не хочется».

Вообще, практически поголовная беда всех детдомовцев – неумение себя занимать. Вы им – пойдем в театр, в музей, а они – не хочу, лучше дома телек посмотрю… Иногда придется развлекать и культурную программу «вдалбливать» насильно, но с учетом их интересов и наклонностей. Просто потому, что у детдомовцев чаще всего опыта такого нет, и они не представляют, что поход в тот же музей может иметь для них интерес. Но, во-первых, не надо это делать прямо с первых дней посещения вашего дома, а, во-вторых, не стоит их сразу тянуть в картинную галерею – не поймут, однозначно. Такой постановкой вопроса вы у них отобьете интерес к подобным походам надолго, если не навсегда. Вот, например, в Дарвиновский музей – очень даже интересным поход может оказаться, особенно, если там ребенка взвесят и окажется, что он весит 1,5 тысячи мышей. Идти лучше всего туда, где не только посмотреть можно, но и пощупать что-то. И на спектакли для начала желательно водить такие, где ребенок сам активно вовлечен в процесс, а не только смотрит на сцену. Если этим заинтересовать, то затем они в более серьезные спектакли и музеи потом пойдут легко. Но, с другой стороны, с культурной программой тоже не стоит перебарщивать. Избыток впечатлений для детдомовцев может быть порой даже вреден, они перевозбуждаются или быстро устают, капризничают. Лучше иной раз чем-нибудь позаниматься с ребенком дома или просто погулять и позаниматься спортом.

Если у вас есть время и возможность надо проверить ребенка у врачей-специалистов, хотя бы у основных. Плюс у тех специалистов, по профилю которых у ребенка уже есть какие-то показания, исходя из его детдомовской истории. У большинства ребятишек из ДД те или иные (чаще всего, не фатальные) расстройства, зрения, слуха, моторики, неявные физические недостатки присутствуют. Все это очень влияет на учебу, восприятие нового материала, способность сконцентрироваться, на поведение и стиль общения с другими людьми. Они быстро устают, не могут и не умеют долго заниматься одним и тем же делом, даже самым для них интересным. Поэтому идут по пути наименьшего сопротивления и физических и моральных затрат – например, легче посмотреть телевизор, чем пособирать что-то из конструктора.

«В кукольном театре была довольно детская сказка «Деревянный король». Хорошо, что в спектакле предусмотрено активное вовлечение детей в действие, иначе девочки не высидели бы. Для меня было неожиданностью, что девочки не могут хотя бы пять минут высидеть посмотреть мультик или послушать книжку. Ни Андерсен, ни Чуковский, ни «Бременские музыканты» их не заинтересовали. Единственное, что привлекло их внимание – попсовый концерт по телевизору, который они включали на полную мощность».

НО: если вы не будете с тем же конструктором бросать ребенка «на произвол судьбы», а будете это делать вместе с ним, то сфокусировать его внимание на этом будет легче. Поэтому еще одно правило – если вы берете ребенка на выходные, забудьте об отдыхе - им надо заниматься постоянно, по крайней мере, до тех пор, пока у него не сформируются те или иные навыки самостоятельности (а это будет очень не скоро).

Основные принципы регулирования поведения ребенка.

Попадая в семью, первое время ребенок демонстрирует достаточно приемлемое поведение. Он с удовольствием выполняет все требования, охотно принимает все указания, откликается на просьбы (медовый месяц). Это время самое благоприятное для установления контакта. Именно сейчас его знакомят с режимом дня, с правилами поведения в семье.

Несколько советов, знание которых поможет выбрать правильную тактику в регулировании поведения ребенка.

Учить, а не искоренять. Правило поведения должно четко указывать на то, ребенок должен делать, вместо того, чтобы заострять внимание на том, чего он не должен делать. Вместо запрета (нельзя…) употребить такое правило, в котором названо, что нужно делать (надо…). Только в тех случаях, когда это невозможно, тогда правило поведения необходимо сформулировать в форме запрета (Нельзя зажигать газ).

Язык правила должен быть понятен всем. Формулируя правила поведения важно использовать язык понятный ребенку, и не употреблять трудных слов.

Объясняйте, зачем нужны правила. Предпочтительно, чтобы правило исходило из интересов ребенка. Если интересы ребенка нечетко отражены в данном правиле, оно должно исходить из интересов других членов семьи.

Правила должны быть гибкими. Если правило не оправдывает себя, его быстро заменяют другим.

В этот период важно дать ребенку понять, что его здесь ждали, к его появлению готовились все члены семьи.




double arrow
Сейчас читают про: