Методы и формы повышения квалификации учителей-предметников в области ИКТ

Рассмотрим технологический инструментарий (методы и формы обучения) образования взрослых, применяемые нами при организации повышении квалификации учителей физики в рамках курса «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности учителя физики».

В современной дидактике [1], [24], [33], [61], [117], [165] принято выделять: методы организации учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебная дискуссия, диспут, работа с книгой, упражнение, демонстрация, наблюдение и т.д.); методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (создание проблемной ситуации, эвристическая беседа, показ перспективы работы, «методика успеха», поиск нового решения, создание атмосферы сотрудничества); методы контроля (устный, письменный, лабораторный, практический, тестирование и др.) и самоконтроля в процессе обучения. При этом выделяются типичные компоненты деятельности преподавателя:

– целевая установка;

– определение содержания и порядка деятельности обучаемого (обучающегося);

– собственно обучающая деятельность;

– руководство познавательной деятельностью обучаемого (обучающегося);

– коррекция;

– подведение итогов.

Специфика образования взрослых требует особых подходов уже на самом первом этапе обучения: прежде чем приступать к объяснению того или иного раздела, необходимо с особой четкостью и тщательной детализацией объяснять слушателям, для чего им необходимо изучить ту или иную, пусть даже самую элементарную тему (операцию). Для практика в плане повышения мотивации чрезвычайно важно видеть конечную цель своего обучения. Например, при изучении работы с применением приложения Excel вместо лаконичного объявления темы «Формулы» необходимо объяснить, что¢ учитель сможет впоследствии сделать, опираясь на изучаемый на данном занятии материал. Следует записать какую-либо конкретную физическую формулу, описывающую соответствующий физический процесс, и показать конечный продукт, полученный в результате работы с применением Excel, например, график функции. Так или иначе, цель каждого конкретного занятия должна бать изначально понятной для любого слушателя. Сложившегося учителя-физики следует убедить, что средства ИКТ – это универсальный и совершеннейший инструмент, способный существенно облегчить ход и улучшить результаты его профессиональной деятельности в рамках любой традиционной технологии обучения. С учетом этого перспективной является задача разработки методического обеспечения курсовой подготовки, раскрывающего аспекты применения средств ИКТ в рамках различных технологии обучения физике.

Рассмотрим подробно методы, применяемые при повышения квалификации учителей физики в рамках курса «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности учителя физики».

1. Рассказ-объяснение – комплексный метод, сочетающий изложение учебного материала с подробными объяснениями, сравнениями, сопоставлениями, обоснованиями, выводами и опорой на профессиональный опыт обучающихся. Целесообразно компьютерное сопровождение занятий в демонстрационном режиме.

2. Лекция – преподаватель в течение сравнительно продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя при этом приемы активизации познавательной деятельности обучающихся. Преподаватель, как правило, заранее готовит соответствующую компьютерную презентацию, содержащую разнообразные информационные объекты: фотографии, схемы, диаграммы, видеофрагменты, анимации. Это позволяет не только активизировать внимание обучающихся, более качественно изложить новый материал, но и способствует погружению обучающихся в образовательную информационно-коммуникационную среду, формирует навыки обучающегося, обучаемого (ученика) и обучающего (учителя) в этой среде.

3. Беседа – путем поставленных вопросов педагог побуждает обучающихся рассуждать, анализировать изучаемые факты и явления в определенной логической последовательности и самостоятельно подходить к соответствующим теоретическим выводам и обобщениям. При ведении беседы необходимо выдерживать логический план, вопросы и ответы должны отражать последовательность развития темы.

4. Практическая работа с информационными источниками (текстами на бумажных носителях, электронными изданиями образовательного назначения на CD, реализующими возможности технологии Мультимедиа, работу в условиях Интернет/Интернет-технологий и пр.) и с инструментальным программным обеспечением (например, для создания презентаций). Овладение новыми знаниями осуществляется самостоятельно каждым обучающимся путем изучения материала, представленного на бумажном или электронном носителе, и осмысления содержащихся в нем фактов, примеров и вытекающих из них теоретических обобщений, при этом одновременно с усвоением знаний обучаемые приобретают навыки информационной деятельности и информационного взаимодействия, автоматизации учебно-методической деятельности на базе средств ИКТ.

5. Метод упражнений, тренинг (репродуктивные упражнения) - обучающиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие навыки. Этот метод очень важен для обучающихся, ранее не имевших опыта работы со средствами ИКТ.

6. Исследовательская лабораторная работа – обучаемые под руководством преподавателя и по заранее подготовленному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания, направленные на формирование умений осуществлять: автоматизацию вычислительной и информационно-поисковой деятельности; создание физических и математических моделей; управление созданными моделями; управление лабораторной установкой с помощью удаленного доступа; организацию физического исследования с использованием средств ИКТ для непосредственного измерения значений физических величин в качестве реальной измерительной установки; обработку получаемой информации о наблюдаемых или изучаемых объектах, явлениях, процессах или их моделях для формулирования гипотезы о выявляемой физической закономерности с последующим прогнозированием результатов эксперимента, формулирования выводов и обобщений. В процессе этой деятельности обучающиеся воспринимают и осмысливают новые подходы к изложению хорошо знакомого им материала, а также осваивают технологические приемы работы со средствами ИКТ и иными техническими средствами, связанными со средствами ИКТ.

7. Самостоятельная работа – деятельность обучающихся, включаемая в процесс обучения, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время. Особое значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, осуществляемая в межсеминарский период (на базе средств ИКТ, имеющихся в собственном образовательном учреждении или дома).

8. Творческие упражнения – обучающиеся используют знания и умения в различных комбинациях, самостоятельно находят оригинальное решение поставленных задач. Именно успешное применение этого метода позволяет говорить о том, что в ходе курсовой подготовки у обучающихся формируются не просто знания, умения и навыки, а возникает некоторая компетентность в изучаемой области.

 Остановимся на методических аспектах реализации модуля «Физические основы средств ИКТ». В соответствии с предложенной программой курса на весь блок «Теоретические аспекты информатики как основы информационных и коммуникационных технологий» отводится 16 часов, что соответствует двум семинарским занятиям. Считаем целесообразным в рамках 4-часовой лекции осветить отдельные вопросы рассматриваемого модуля и предложить обучающимся самостоятельно найти в печатных или сетевых источниках недостающую информацию. В межсеминарский период целесообразно поручить обучающимся разработать план-конспекты интегрированных уроков физики-информатики и обсудить их на семинаре.

Выделим особенности организации обучения в рамках курса «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности учителя физики».

1. Сравнительно небольшой объем изучаемого и закрепляемого в рамках курсов учебного материала, касающегося общепользовательских навыков в области ИКТ. По нашему мнению, курсы должны научить слушателей начальным приемам работы со средствами ИКТ, дать им прочную целевую установку на самостоятельное добывание соответствующих знаний с использованием уже давно существующих электронных изданий, например, таких как мультимедийные самоучители «Word для начинающих 2000» и «Excel для начинающих 2000» (TeachProTM), «Использование Microsoft Office в школе» и т.д. На первых занятиях слушатели осваивают методику самообразования с использованием средств ИКТ; дальнейшее их обучение ориентировано на изучение специфических для физического образования аспектах информационной деятельности и информационного взаимодействия на базе средств ИКТ.

2. Освоение средств ИКТ в рамках курса не является самоцелью, а происходит в процессе решения профессионально значимых для обучающихся задач. Учебный процесс сопровождается комплексом упражнений, позволяющих закрепить основные умения и навыки. Для эффективного усвоения курса используются специально разработанные учебные материалы, содержащие основные теоретические сведения, подборку упражнений на закрепление пройденного и дополнительные задания для самостоятельного выполнения. Все упражнения выполняются на единой «сквозной» задаче, что позволяет не тратить время на разбор постановки задачи, а наращивать умения на одной и той же задаче, постепенно расширяя ее условия по мере освоения нового знания. Система «сквозных» заданий позволяет за счет интенсификации учебного труда нарастить объем изученного материала и закрепить его на большом количестве практических заданий.

Реализация учителем полученных в ходе курсовой подготовки знаний, умений и навыков в области информатики и ИКТ в своей профессиональной деятельности свидетельствует об уровне его ИКТ-компетентности. В связи с этим слушателям предлагается ряд разработанных нами сценариев уроков физики, построенных с использованием средств ИКТ, которые они могут апробировать в своей педагогической практике. Сценарий одного из таких уроков приводится в приложении. В качестве зачетных работ каждый слушатель курсов представляет описание собственного опыта практического применения средств и методов информатики и ИКТ в учебно-воспитательном процессе: интегрированного урока (физика-информатика) по физическим основам технических средств ИКТ, урока по использованию электронных таблиц в процессе решения физических задач, урока с использованием ЭИОН по физике и т.д.

Таким образом, на основе возрастающей мотивации и образовательной активности учителей в области информатики и ИКТ в системе повышения квалификации формируются условия, способствующие воспитанию педагогических кадров школы, уровень ИКТ-компетентности которых соответствует требованиям современного этапа информатизации образования.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: