Б. Платоновские темы христианской культуры и Ориген

В первую очередь именно ряд доктрин Платона легли в основание онтологии христианской культуры. Падение тварных духов и последствия этого. Платон один из столпов античной культуры. Мера приятия его учения многое может сказать о влиянии античности на христианство.

Происхождение души

Ориген в этом пункте своей системы вошёл в историю христианской мысли с прочной репутацией сторонника предсуществования души. Но следует отметить, что в этом вопросе он говорит гипотетически, указывая на то, что не существует ещё бесспорного церковного учения. Бог сотворил в начале чисто духовные существа, т.к. от Бога-Духа только духовное могло иметь своё происхождение. Первоначальное состояние этих духов Ориген представляет совершенно равным. Они все совершенны, ибо этого “требует мудрость и правда Божия”. Только личные заслуги или грехи могут быть причиной последующей разной судьбы, т.е. неравенства. Ведь Бог нелицеприятен. Всё это говорится Оригеном для того, чтобы понять, в чём причина разделения людей.

Падение духов происходит от охлаждения их любви к Богу. Но это охлаждение разное и поэтому степень падения разная. История мира началась с падения. В греческом слове katabolh/ 49, которым воспользовался Христос 50, чтобы обозначить творение, вместо обычного poie/w, Ориген любит подчёркивать именно момент отпадения, низриновения. Это один из его филологических аргументов. Коренная порча духовной природы человека окрасила всё миропонимание великого александрийца. Создав определённое число духов, Бог создаёт и определённое количество материи для обитания в ней этих духов. Эта материя, которая по существу своему тоже была совершенна, падает соответственно с тем падшим духом, оболочкою которого она служит, и принимает более или менее грубую телесную форму. Душа, облечённая в тело, направляется для исправления на землю. В связи с учением о вселении души в тело и об их взаимной связи, он развивает мысль и о том, что тела, в которые души должны были снизойти по своём падении, представляют вид и свойства душ, принятых ими, и служат вполне соответствующим им сосудом. Душа приобретает соответствующую своему состоянию форму и особую индивидуальную печать, по которой душа от души отличается. Во всём этом Ориген сильно повлиял на Григория Нисского.

Учение о свободе и разуме

В учении о человеке тема свободы занимает первое место. Ни один из писателей не только первых веков, но и дохалкиноских писателей не обратил такого внимания на тему свободы человеческой воли. Она потому интересна, что касается самой сути человека, того, что вечно в нём. В учении о свободном падении духов ещё прежде бытия этого мира Ориген, как и всегда, очень вольно поступил с библейским текстом. От буквы Писания он на лёгких крыльях аллегорий унёсся ввысь, из своих предпосылок сделал логические выводы, и удалился от традиционного понимания шестоднева. Этого нельзя не заметить. Но нельзя не признать того, что Ориген ощутил всю остроту и важность проблемы свободы в учении о человеке. Дух не столько против материи и против тела, сколько до них, независим от них. Он правильно понял примат человеческого ума, а с этим связан примат свободы во всём миробытии. Кроме свободы человека вообще Ориген говорит и о свободе воли в более узком смысле.

Исходя в целом из стоиков, Ориген различает следующее. Существа делятся, прежде всего, на движущиеся по внешней или по внутренней причине. По внешней причине двигаются те, которые переносятся с места на место и потеряли способность роста, - одним словом, всякая материя, принципом единства которой являются свойства, способности. В себе имеют движущую причину животные и растения, т.е. те существа, соединяющее начало которых находится в природе, в естестве или в душе. Но одни двигаются из себя потому, что они не имеют души, но лишь простое естество. Другие двигаются не из себя, но от себя и являются существами одушевлёнными, и им присуще воображение. К этим трём разделам стоической психологии (буквально, учение о душе) Ориген добавляет ещё и четвёртый раздел, а именно движение существ разумных двигающихся через себя. Деятельность разума (здесь Ориген употребляет даже стоический термин ήγεμονικόν состоит в том именно, что он судит предстающие перед существом образы или влечения и выбирает между ними. Эта свобода и есть свобода выбора мотивов. Таким образом, по примеру всех древних философов, Ориген не проводил различия между волею и разумом. Именно свобода послужила причиной различения духов и их падения.

Грехопадение

Этот вопрос очень сложен для Оригена, т.к. решить его без изменения уже устоявшегося понимания грехопадения он не может. Поэтому иногда он трактует его как исторический факт, а иногда аллегорически трактуя падение духов. А иногда совмещает оба взгляда. Но в целом нужно сказать, что историческую реальность он у этого события отнимает. Однако Ориген отмечает наследственность греха Адама и Евы. Но под этим, видимо, нужно понимать всеобщность падения. Таким образом, Ориген не способен привнести должный вклад в формирование христианской культуры там, где собственно философское понимание некоторого явления становится самоцелью, переставая быть средством объяснения, интеграции в античное миропонимание понятий христианской религиозности.

Заключение. Греческие теории (особенно Платона в интерпретации мезоплатоников и стоиков) использованы им как концептуальные элементы рациональной интерпретации Священного Писания. Иерархичность его концепции - результат как влияния мезоплатонизма, так и предшествовавшей традиции. В то время как Отец есть абсолютное единство, Сын, будучи сам един, включает в себя множество активностей, а потому в Писании назван различными именами, в соответствии с той или иной активностью. Типичное представление греков, воспринятое Оригеном, состоит в том, чтобы понимать мир как серию миров. Этот взгляд подразумевает, что всё духовное в конце концов очистится. Не будет более врагов. Финал по Оригену должен быть таким, каким было начало. Субординационизм Оригена, в соответствии с общим духом эпохи, нужно понимать в смысле попытки осознать процесс образования реальности как последовательное раскрытие и дифференциацию единого бытия, стремящегося познать само себя. Когда Ориген говорит о душе, её происхождении, падении, в этом, конечно, нельзя не заметить Платона. Когда Ориген говорит, что человек, живя здесь на земле, вспоминает прежнюю, лучшую жизнь 51, то он повторяет мысль ученика Сократа: “знание не есть ничто иное, как воспоминание”. Тот же Платон, рассуждая об истинном значении имён, утверждает, что слово sw@ma (тело) произошло от sh@ma (темница), т.к. тело есть темница души. Гностики сильно развивали эту мысль, ставшую печатью того времени. Таким образом, Ориген не только по содержанию мнений близок к Платону, но и по методам, особенно это метод этимологических аналогий.

Та мысль Оригена, что различие между душами и вообще между живыми существами происходит не от Бога, у которого нет этого различия, а исключительно от свободы самих существ, ранее была высказана и Платоном, например в "Законах", но скорее всего имеет у Оригена библейское происхождение.

При этом Ориген отвергает сенсуализм стоиков. Признавая роль чувств и их органов в познавательном процессе, он не считает возможным ограничивать познание только ими. Человек может познавать Бога, ибо существует сродство между Богом и человеком. Но только очищенный от страстей ум способен возвыситься до богопознания. Это платоновский принцип. Он же главный гносеологический принцип Оригена. Но у стоиков Ориген полностью берёт всю структуру свободы воли. Его различение движения от себя, через себя, из себя и по внешней причине. Он даже в этом вопросе пользуется стоической терминологией, которую он в этом случае предпочитает своей. Это уже достаточный критерий, чтобы заявить, что Ориген действительно заимствует у эпохи, присущие ей идеи.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: