Конкурентные преимущества системы – это какая - либо эксклюзивная ценность, которой обладает система и которая дает ей превосходство перед конкурентами [6, c. 192].
Ценность – это нечто особенное, то, чем система владеет (содержит в себе), стремится сохранить или иметь в будущем [6, c. 184].
Наиболее цитируемым автором из зарубежной и отечественной литературе по теории управления конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью страны и отраслей является Майкл Портер.
Основные теоретические положения М.Портера по управлению конкурентными преимуществами конкурентоспособностью страны, отросли, компании [6, c. 193-195]:
1. Стадия конкурентоспособности станы являются:
ü стадия факторов производства;
ü стадия инвестиций;
ü стадия нововведений;
ü стадия богатства.
Страна из первой стадии переходит во вторую, из второй в третью и т.д. Из четвертой стадии идет обратный откат в третью.
2. Конкуренция может быть неценовой (повышение качества товара) и ценовой (снижение цен).
3. Типичными причинами новаций, дающими конкурентные преимущества, являются:
ü новые технологии;
ü новые запросы покупателя;
ü появление нового сегмента;
ü изменение стоимости компонентов производства;
ü изменение правительственного регулирования
4. Цепочка ценностей фирмы включает: основную деятельность (обеспечение поставок, выкуп продукции и т.д.) и вспомогательную деятельность (планирование, финансы, управление персоналом, снабжение и т.д.).
5. Конкуренцию в отрасли определяют пять сил:
1) способность покупателя торговаться;
2) способность поставщиков торговаться;
3) угроза появления товарозаменителей;
4) угроза появления новых конкурентов;
5) соперничество между конкурентами.
6. Детерминантами конкурентного преимущества страны являются: параметры спроса на внутреннем рынке; параметры факторов производства и инфраструктуры; стратегия фирм; их структура и соперничество на внутреннем рынке; родственные и поддерживающие отрасли, конкурентоспособные на международном рынке.
Задачи специалиста по стратегическому маркетингу и его команды в области управления конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью объектов сводятся к следующим [6, c. 192-193]:
1. анализ, отбор и обоснование конкурентных преимуществ и факторов конкурентоспособности объектов;
2. развитие слабых сторон объекта и создание новых конкурентных преимуществ;
3. формирование цели функционирования и развития объекта;
4. фокусирование факторов конкурентоспособности на цель;
5. направление сфокусированных факторов конкурентоспособности на цель.
В настоящее время многие ученые и специалисты считают, что конкурентоспособность – это результат нашей работы в области качества объектов, она может быть оценена только на реальном рынке. Эта ошибочная теория или точка зрения, отталкивающаяся, как и во всех разделах экономики (финансовый менеджмент, маркетинг, экономика предприятия, производственный менеджмент и др.), от факта, реального мира, а не от прогноза, виртуального мира, от тактического, а не стратегического маркетинга. Многие забывают, что профилактика в десятки и даже сотни раз эффективнее лечения. Нужно до того сконцентрировать и правильно направить факторы конкурентоспособности, а не разводить руками после реального обнаружения разнонаправленности отдельных средств и их отрицательной эффективности [6, c. 193-194].