С учащимися, имеющими ЗПР

Характер и особенности организации процесса обучения школьников с задерж­кой психического развития определяются рядом общепедагогических принципов. Несмотря на различные подходы ученых к их классификации, предложенная Г. А. Толмачевой  последовательность принципов отражает особенности процесса обуче­ния школьников с задержкой психического развития и позволяет учителю массовой школы на их основе проектировать и осу­ществлять этот процесс в условиях обще­образовательной школы.

1. Принцип направленности процесса обучения на всестороннее развитие личности ребенка с задержкой психиче­ского развития обеспечивает развитие личности как единства биологи­ческого, психического, социального и духовного. Своеобразие реализации этого принципа при обучении школьников с задержкой психического развития заключа­ется в необходимости наряду с личностным развитием ребенка осуществлять коррек­цию выявленных нарушений познаватель­ной и эмоционально-волевой сферы.

2. Принцип связи обучения с жизнью позволяет при планировании и отборе содержа­ния обучения учитывать как положительное, так и отрицательное влияние социума, микросреды, минимизируя при этом нега­тивные последствия такого влияния. Учиты­вая то обстоятельство, что многие школьники с задержкой психического развития вос­питываются в неблагополучных семьях, владеют ограниченным запасом знаний, сведений об окружающем, имеют личный эмоционально-негативный опыт взаимо­действия с окружающей средой, значение этого принципа относительно обучения данной категории детей многократно воз­растает.

3. Сочетание принципов научности и доступности обучения предполагает, с одной стороны, соответствие его содержания совре­менному состоянию соответствующей отра­сли научного знания и учет тен­денций и перспектив его развития, а с другой стороны – необходи­мость максимального учета реальных и потенциальных возможностей учащихся с отставанием в развитии. Реализация прин­ципов научности и доступности обучения опирается при этом на идею Л.С. Выготско­го о «зоне ближайшего развития» ребенка, подчеркивающую ведущую роль обучения в его развитии, позволяющую выбирать оптимальную меру трудности при изложе­нии учебного материала при обучении дан­ной категории школьников и прогнозиро­вать ход и результаты самого процесса обучения.

4. Принцип систематичности и последо­вательности в обучении школьников с задержкой психического развития требует, чтобы знания, умения и навыки формирова­лись в определенном порядке, в системе, где каждый элемент учебного материала логически связывается с другими, а после­дующее опирается на предыдущее. Специ­фика его реализации заключается в обяза­тельном введении в содержание обучения пропедевтических разделов, заданий, упражнений, которые предусматривают восполнение пробелов предшествующего обучения и формируют готовность учащих­ся к восприятию наиболее сложного про­граммного материала.

5. Принцип создания оптимальных условий для функционирования процесса обучения, помимо общих требований к соблюдению санитарно-гигиенических норм, обязательному обеспечению дидак­тических условий обучения, предусматривает выполнение следующих специальных условий обучения школьников с задержкой психического развития: меньшая, по сравнению с традиционной, наполняемость интегрированных классов; охрани­тельный (щадящий) педагогический режим, учитывающий повышенную утомляемость и индивидуальные колебания работоспособ­ности детей; организация неполного индивидуального обучения в домашних условиях; наличие индивидуаль­ных и групповых коррекционно-развивающих занятий.

6. Принцип оптимального сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения основан на утверждении о том, что эффективность процесса усвоения знаний, умений и навыков зависит от мак­симально возможного участия в этом про­цессе всех органов чувств человека: слуха, зрения, осязания. Применительно к рассматриваемой категории учащихся этот принцип предполагает применение сло­весных, наглядных и практических методов как в целях обучения, так и в целях коррек­ции и развития, построение процесса обучения с опо­рой на все анализаторы, функции и систе­мы организма,

7. Принцип деятельностного подхода в обучении подчеркивает роль предметно-практической дея­тельности в обучении младших школьников, в процессе которой развива­ются восприятие, внимание, память, мышление и речь. Таким образом, он обеспечивает активное воздействие на умственное развитие школьников и позволяет оптимальным образом использовать потенциальные воз­можности каждого ребенка.

8.   Специфика реализации принципа сознательности, активности и самостоятельности учащихся в обуче­нии детей с ЗПР заключается в необходимости целенаправленной работы учителя по развитию общеинтеллектуаль­ных умений (анализа, сравнения, обобще­ния, группировки, классификации), форми­рованию умений и навыков самостоятель­ной учебно-познавательной деятельности учащихся. Очевидность ведущей роли учи­теля в реализации принципа сознательно­сти, активности и самостоятельности при обучении школьников с задержкой психиче­ского развития не вызывает сомнений потому, что именно учитель, зная особенно­сти развития и познавательные возможности данного ребенка, возможные пути и способы оказания педагогической помощи, может организовать процесс обучения и управлять этим процессом.

9. Принцип оперативного контроля и самоконтроля обеспечивает своевре­менное получение информации об уровне знаний, умений и навыков, приобретаемые школьниками в процессе обучения, регули­рование и корригирование хода самого процесса обучения, проектирование новых целей обучения. Своеобразие примене­ния данного принципа в процессе обучения школьников с задержкой психического развития определяется тем, что функция контроля как диагностической процедуры, направленной на выявление и квалификацию затруднений, пробелов в обучении, установление их причин, стано­вится ведущей (определяющей) по отноше­нию к образовательной функции контроля.

10. Принцип обеспечения прочности зна­ний, умений и навыков в процессе обуче­ния школьников, имеющих задержку психи­ческого развития, диктует необходимость формирования специфических для данного учебного пред­мета знаний, умений и навыков в единстве с общеучебными умениями и навыками, такими, как планирование учебной деятель­ности; умение работать с учебной литерату­рой; умение осуществлять самоконтроль; умение работать в определенном темпе.

11. Принцип педагогического оптимиз­ма, выделяемый в специальном образова­нии, основан на современном гуманистиче­ском мировоззрении, признающем право каждого человека независимо от его осо­бенностей быть включенным в образова­тельный процесс. Следование этому принципу позволяет строить процесс обучения, опираясь не только на имеющий­ся актуальный уровень развития ученика, но и на его потенциальные возможности, ори­ентируясь при этом на положительный результат обучения.

Таким образом, эффективность образовательного процесса, субъектом которого являются учащиеся с задержкой психического развития, обеспечивается общепедагогическими принципами, однако их совокупность и «наполнение» имеют свою специфику, обусловленную состояни­ем эмоционально-волевой сферы и позна­вательной деятельности учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: