Правовое государство: сущность и основные принципы

   Вместе с концепцией гражданского общества, теорией естественного права, общественного договора формируется и понятие “правовое государство”. Процесс формирования государства состоял в выделении особой публичной власти с принудительными учреждениями и органами управления. В период средневековья все сферы жизни пронизываются политикой государства и само общество, и все важнейшие институты общества: собственность, семья, организация труда и другие составляющие элементы государственной жизни.  Отсутствовали индивидуальные свободы, равноправие граждан, преобладали сословные привилегии. Политические революции XVI – XVIII в.в. уничтожили сословия, привилегии и все, что нарушало принцип равенства подданных перед государством, и поставили на первый план свободу и естественные способности отдельного, частного индивида как самостоятельного и свободного гражданина. Устанавливался единый для всех и обязательный для всех правовой порядок.

Идея правового государства развилась из идеи господства закона в жизни народа, а также в деятельности государства и всех его должностных лиц. Итак, идея правового государства не могла возникнуть раньше, в период античности или в период абсолютизма, потому что ее реализация требовала: во-первых, формального равенства; во-вторых, отсутствия сословного деления; в-третьих, наличия представительных органов власти и, наконец, развитой теории естественного права и разделения властей.

Сам термин “правовое государство” утвердился на рубеже XVIII – -XIX вв. в немецкой юридической литературе в трудах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др. Философское обоснование идеи правового государства имеется в исследованиях Иммануила Канта (”Метафизика нравов” и др.). Кант рассматривает государство как “объединение множества людей, подчиненных правовым нормам”. Иммануил Кант рассматривал правовое государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам и считал, что законодатель должен руководствоваться требованием: чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа. Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированное™ его свободы и верховности закона. В политической жизни гражданское общество обеспечивает всем гражданам доступ к участию в государственных и общественных делах, здесь государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном верховенстве демократически принятого закона о равенстве всех перед законом.

Создание правового государства, отработка и совершенствование его принципов – результат деятельности не одного поколения, не одного государства, а достижение всего человеческого общества. Необходимость формирования правового государства обусловливалась конкретно-историческими причинами, связанными со специфическим развитием конкретных государств и общесоциологическими, в частности, предопределенностью политических процессов социально-экономическими факторами.

Характеристика государства раскрывается через взаимоотношение его с обществом, личностью и правом. В правовом государстве изменяются взаимоотношения государства и общества: одно не подменяет другое, а общественные институты не подменяют государственных. Что же касается взаимоотношений государства и личности, то в правовом государстве личность защищена, ее права и свободы гарантированы. Положение личности, степень ее защищенности – главные критерии правового государства. Создание правового государства предполагает невмешательство государства в социальную жизнь, освобождение ее от мелочной регламентации, невмешательство государственных органов в решение тех вопросов, с которыми вполне могут справиться разнообразные общественные формирования. Государство должно стать выразителем интересов общества и в законодательной деятельности руководствоваться общенародной волей, выражаемой демократическим путем. Взаимоотношения государства и права оценивается через верховенство закона.

Следовательно, правовое государство можно определить как политическую организацию, создающую условия для жизнедеятельности индивидов, групп, институтов гражданского общества на основе права.[6]

Создание правового государства рассматривается через призму его принципов.

Во-первых, принцип разделения властей. Где бы и как бы ни функционировала государственная власть, ее демократичности всегда противостоит политический монополизм во всех его проявлениях. Только принцип разделения властей создает гарантии реализации прав и свобод граждан и противодействует узурпации, сосредоточению власти в руках одного лица или органа власти. Каждая из трех властей: законодательная, судебная и исполнительная относительно самостоятельны и уравновешивают друг друга.

Во-вторых, господство права, его приоритет над государством. Государство обеспечивает торжество права, требованиям которого оно само подчиняется. Гражданское правовое состояние основывается на свободе каждого члена общества как человека, равенстве его с каждым другим как подданным, самостоятельности каждого члена общности как гражданина. Граждане и государство взаимно ответственны и равны перед законом. Верховенство закона предполагает выражение социальных интересов и воли народа, принятие закона высшим органом власти демократическим путем и регулирование посредством закона основных сфер общественной жизни.

В-третьих, обеспечение гарантий и прав граждан, высокий уровень защищенности личности. Эти права обеспечиваются через общественный договор с государственной властью в форме конституции, ставящей все без исключения государственные органы в полную зависимость от воли суверенного народа, потому что только народ – законный источник власти.

Уровень соответствия государственно-правовой системы степени и масштабам реализации естественных прав служит объективным источникам того, насколько государство отвечает потребностям развития гражданского общества и может считаться правовым.

В-четвертых, исходя из теории естественного права и общественного договора, компетенция гражданина есть причиной естественной, то есть не требующей обоснования, тогда как возможность отправления государственной власти – вторична, производна и потому немыслима без специальной санкции, которую предоставляет лишь общественный интерес. В такой иерархии – скрытый смысл принципа естественного права и общественного договора, определяемый; все, что не запрещено, – разрешено.

В-пятых, суверенитет народа и высокоразвитое гражданское чувство. Гражданское общество как нечто более высокое, нежели просто человеческое общество, формируется в процессе превращения подданных в граждан, то есть таких жителей государства, которые, являясь членами сообщества, обретают чувство собственного достоинства и способность делать политический выбор. Это происходит вместе с преобразованием этнической общности в суверенный народ, осознающий себя нацией, где правосознание поднимается до понимания необходимости признать и реализовать естественные и неотъемлемые права человека и гражданина.

В-шестых, принцип самостоятельности, независимости суда, подчиненного только закону. Главную роль в разрешении коллизий, возникающих в различных сферах общественной жизни, играет суд, который строит свою деятельность в соответствии с такими демократическими принципами как независимость, коллегиальность, гласность, презумпция невиновности, состязательность и равенство сторон, право обжалования решений и т.п. В ходе многовековой истории судопроизводства выработан ряд фундаментальных положений, имеющих и в современных условиях важное практическое значение: нельзя быть судьей в собственном деле; один свидетель – не свидетель; отказ в правосудии недопустим; каждый гражданин имеет право на рассмотрение его дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основе закона. Процедуры судебной деятельности самым тесным образом зависят от политического режима, уровня демократии в обществе.

Таким образом, в правовом государстве вся система организации и правил деятельности публичной власти, характер ее взаимоотношений с подвластными соответствует критериям правомерности и справедливости. В нем обеспечивается верховенство только такого закона, который полностью отвечает требованиям права.

Заключение

Гражданское общество — это находящаяся на определенной стадии развития форма человеческой общности, с помощью, труда удовлетворяющая потребности своих индивидов. Это комплекс добровольно сформировавшихся первичных объединений индивидов (семьи, кооперации и другие объединения, кроме государственных и политических структур). Это совокупность негосударственных отношений в обществе (эконом, социальные, национальные и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы). Это сфера само проявления свободных индивидов и их объединений, огражденная законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны государственной власти.

Гражданское общество существует и функционирует в диалектическом, противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно тесно соприкасается и взаимодействует с государством, при авторитарном и тоталитарном режимах пребывает в пассивной или активной оппозиции к режиму. Оно является первичным по отношению к государству, фундаментом государства. По своей природе Гражданское общество является обществом неполитическим. В недрах Гражданского общества могут возникать и возникают политические объединения.

Гражданское общество — система самоорганизующаяся и само развивающаяся. Оно функционирует и развивается гораздо успешнее и эффективнее, когда для этого создаются определенные благоприятные условия. Эти условия в значительной мере создает само общество, через государство и вопреки нему.

Развитие гражданского общества в Рос­сии зависит от разумного и последовательного разгосу­дарствления собственности, сокращения и нейтрализации бюрократического аппарата, формирования много­партийной системы, создания системы стимулов для развития производства, разработки оптимальных соци­альных программ и т. д. Одним из действенных рычагов в этом плане является правовое регулирование осново­полагающих отношений гражданского общества, значе­ние которого заключается в решении посредством права трех основных целей: поставить заслон излишнему вмешательству государства в дела гражданского общест­ва и личную жизнь гражданина; зафиксировать обязан­ности государства перед гражданским обществом; обеспечить реализацию конституционных положений о правовом государстве.

Список использованной литературы

1. Государственное право Российской Федерации. Учебник / Под ред. О. Е. Кутафина. — М.: Юрид. лит., 2003.

2.Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. Учебник. — М.: Издательская группа ИНФРА • М — НОРМА, 2008.

3. Кривогуз И.М. Политология. М., 2003.

4. Мухаев Р.Т. Политология // учебник для вузов.-М.,2000.

5. Политология: Учебное пособие для вузов /Полунина Г. В., Анисимов Е. В., Завьеялов В. Т. и др. – М.: Акалис, 2005.

6. Соловьев А.И. Три облика государства – три стратегии гражданского общества // Полис.- 2007.

 

 


[1] Соловьев А.И. Три облика государства – три стратегии гражданского общества // Полис.- 2007.- № 6.- С. 29-38.

 

[2] Политология: Учебное пособие для вузов /Полунина Г. В., Анисимов Е. В., Завьеялов В. Т. и др. – М.: Акалис, 2005. 277 с.

 

[3] Мухаев Р.Т. Политология // учебник для вузов.-М.,2000.-С. 175-194.

[4] Государственное право Российской Федерации. Учебник / Под ред. О. Е. Кутафина. — М.: Юрид. лит., 2003. — 584 с.

 

[5] Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. Учебник. — М.: Издательская группа ИНФРА • М — НОРМА, 2008. — 624 с.

 

[6] Кривогуз И.М. Политология. М.,2003-423с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: