Альтернативные теории международной торговли

Одной из современных теорий МТ явл-ся концепция технологического разрыва Вернона. При анализе внутри отраслевого обмена странами со сходной эк-ой структурой Вернон заостряет внимание на временном разрыве в производстве экспорта одних и тех же изделий в различ.странах. Специализация при таком подходе определяется последовательностью начала производства изделий в разных странах с использованием тех факторов производства, кот-ые позволяют в условиях мирового рынка занимать прочные позиции. Страна, освоившая производство нов-го продукта имеет сравнительное преимущество над другими в след-ии монополии на рынке данного товара и обеспечивает как внутрен-го потреб-ля, так и внешнего спроса.

Появление нового продукта в той или иной стране объясняется в различие научно-техническом потенциале, в уровне калификации раб. Силы, в степени восприятия производств-м аппаратом достижения нтп.

С середины 60х годов экономисты зап-х стран активно развивают теорию жизненного цикла продукта. Данная теория объясняет развитие мировой торговли готовой продукции на основе этапов ее жизненного цикла. Движение на рынке нового продукта проходит несколько фаз:


 появление, рост спроса, насыщение, спад. Переход прод-та из одной стадии в другую создает новые возможности для размещения производства в разных странах с разной степенью обеспеченности необходимыми условиями произв-ва. На 1 этапе(появление), когда продукт производится небольшими сериями важ. Факторами явл-ся научн. Кадры и инженеры. В период роста произв-ва прод-та становится более массовым, появл-ся имитирущие изделия в других странах, распр-ся ноу-хау. На этой фазе произ-во продукта начинает перемещаться в менее развитые в научно-техн-ом отношении страны.На 3 фазе цикла, увелич-ся число конкурирующих изделий и поддержание спроса осущ-ся за счет снижения цен.

На 1-ый план выходит проблема снижения издержек произ-ва. В рез-те появл-ся тенденции перемещения произв-ва данного прод-та в те страны, где издержки произв-ва ниже. Удовл-е спроса на данный прод-т в развитых странах идет за счет импорта из стран с низкимим издержками. В стране основательнице данного продукта происходит совершенст-е технолигии изделия или же взамен созд-ся относительно новый продукт. Но теория жизненного цикла продукта не явл-ся универсальным объяснением тенденции развития м/ународной торговли т.к сущ-т не мало продуктов кот-ые не вписываются в данную теорию. Это товары с коротким жизн.циклом, высокими затратами на транспор-ку, с узким кругом потенц-х потребителей и пред-щие знач-ые возм-ти дифф-ции по кач-ву.

Некоторые экономисты раскрывают механизм МТ, используя эфф-т масштаба производства. Суть этой теории в том, что страна с большим внутренним рынком будет экспортировать те товары, выгодность кот-х опр-ся экономией в крупномасштабном произв-ве.

МТ позволяет расширять рынок сбыта, формировать единые интегрированный рынок, более емкий, чем рынок любой отд. взятой страны. Страна с небольш. Внутр. Рынком произ-ва, будет концентр-ться на выпуске прод-ии не требующий особых преимущ-в в масштабе, т.е уникальной продукции имеющий высокий спрос на мировом рынке, несмотря на сравнительно высок. Продажные цены.

Теория эфф-та масштаба произв-ва не явл-ся универсальной, поскольку, рассматривает часть номенклатуры внешн. Торговли. К тому же реализация эфф-та масштаба произв-ва связана с концентрацией произв-ва и укрупненем фирм, превр-ся в монополистов. Соотв-но меняется струк-ра рынков и механизм их функционирования. Они становятся олигополисточескими, с наличием монополистич. Конкуренцией, что мешает развитию МТ на принципах либерализации МЭО.

Успешную попытку выявить новые факторы определяющие развитие совр-ой МТ, сдела америк. Экономист Портер, кот-ый выдели 4 основных параметра опр-х развитие совр. Вн. Торговли промышленно-развитых стран.Портер показал, что факт-ры произв-ва не насл-ся, а созд-ся в процессе расширенного воспроизводства. Т.е 1-ой группой были выделены факторы произ-ва. 2-ая состовляющая-условия спроса т.е треб-я рынком, определяющие развитие фирмы и развитие мирового рынка.3-ья состовл-ая хар-ся наличием континентального, выысоко-профес-го, с глубокими традициями произв-го окружения, влияющего на деят-ть фирмы. 4-ый параметр-это стратегии фирмы и конкуренция. Портер считает, что универсальной конкурентной стратегии не сущ-ет, успех может принести только стратегия согласованная с деяельностью конкур-ой отрасли, навыками и капиталом, кот-ый обладает фирма.

Помимо теорий, ставивших своей задачей объяснить и обосновать процесс МТ с позиции теории сравн.преимущ-в в западной эк-ке получает развитие направление, анализирующее хар-р совр. МТ с позиций международных крупных корпораций. Объективной основой такого подхода явл-ся тот факт, что 1/3 мировой торговли осущ-ся ч/з трансфертные цены т.е цены действующие внутри отраслевой филиальной сети, крупных корпораций. Возрастающая роль международных корпораций сущ-м образом влияет на кач-ые хар-ри мирового обмена. Действия международных корпораций в процессе прямого инвестирования или закупок, а также поставок сырья и комплектующих частей, противоречит теории сравн. Преимущ-в.ТНК разбивают монополию отдельных стран на обладание сравнит. Преимуществом. Они организуют произв-ва там, где издержки наименьшие и польз-ся преимущ-ми в своих интересах.

Теория МТ, в частности теория сравн. преимущ утверждает, что в рез-те развития внешнеторговых отношений, все учавств-ие в них страны получают выигрыш в увеличении


 произв-ва в отраслях ориентир-х на экспорт в приросте общего благосостояния. Важную роль в этом играет теория внешнеторг-го мультипликатора. В соотв-ии с этой теорией, эфф-т оказываемый внешн. Торговлей, в частности экспортом на динамику роста НД, на размер занятости, потребления и инвестиционную активность хар-ся для каждой страны определенными коллич-ми зависимостями.Эфф-т может быть вычислен и выражен в виде мультипликатора множителя. Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции и как след-ие з/п, в отраслях выполняющих этот заказ. Затем придут в движение вторичные потребительские расходы. Однако, не всегда наращивание экспорта приводит к благоприятному рез-ту. Расширение экспорта сырья для стран эк-ий рост кот-х связан с этим ресурсом может привести к ухудшению условий торговли и снижению благосостояния нации. Быстрое наращивание экспорта сырья приводит к такому падению мировых цен на этот продукт, кот-ое перекрывает положительный эфф-т от эк-го роста. Особое внимание следует обращать на послед-я развития внешней торговли для эк-ки страны при изменяющемся предложении факторов производства. В долгосрочном периоде предложение факторов производства не остается постоянным: увелич-ся накопленный капитал, в хоз-ый оборот включ-ся новый месторожд.полезных ископаемых и новые земли.

Последствия неравномерного роста фактором производства приводит к тому, что преобладающий рост одного из них повышает удельный вес сектора в котором он постоянно исп-ся. При неизменных ценах-это приводит к сокр.произв-ва товаров в остальных секторах эк-ки. Это происходит потому что, сектор где наиболее интенсивно использ-ся более дешевый фактор произв-ва уводит у другого сектора все мобильные факторы произв-ва. Выявив данную закономерность английский экономист Рыбчинский в 1955 году сформулировал теорему: «При неизменных ценах и наличии в эк-ке только 2х секторов, рост 1-го из факторов произ-ва ведет к росту выпуска продукции того товара для произ-ва кот-го данный фактор исп-ся более интенсивно и сокращению выпуска продукции в др. секторе». Из теоремы Рыбч-го вытекает, что разр-ка новых месторожд.полезн.ископаемых может затормозить другие отрасли в частности обрабатывающие отрасли. И наоборот, активное капиталовложение и рост квалиф.раб. силы в быстрораст.эк-ке с развитой вн.торговлей, могут привести к сокращению добычи сырья и обусловить рост зависимости от его иморта.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: