Указы Президента Российской Федерации

Указы Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и налоговому законодательству, имеют приоритетное значение по отношению к другим подзаконным актам.

Указы Президента могут приниматься по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента Российской Федерации (ст. 90 Конституции Российской Федерации), в том числе по вопросам, составляющим предмет налогового права. Исключение составляют случаи, когда отношения, связанные с налогообложением и сборами в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации могут быть урегулированы только законом.

Начиная с 1991 года Президентом Российской Федерации принято огромное количество указов по вопросам налогообложения. С принятием части первой Налоговый Кодекс Российской Федерации принятые до ее введения указы по вопросам налогообложения, противоречащие Налоговый Кодекс Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О приведении актов Президента Российской Федерации в соответствие с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации " от 03.08.99 № 977 были признаны утратившими силу. К действующим актам этой группы относятся:

• Указ Президента Российской Федерации "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" от 08.05.96 № 685;

• Указ Президента Российской Федерации "О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам" от 23.12.98 № 1635 (в ред. от 09.08.2000) и др. Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в России единой финансовой и налоговой  политики. Постановления Правительства Российской Федерации принимаются на основании и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих высшую по сравнению с ними юридическую силу.

Согласно ст. 90 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Это требование определяет подзаконность нормотворческой деятельности Президента Российской Федерации. При отсутствии законодательного регулирования по тому или иному вопросу Президент Российской Федерации может опережающее издать указ по этому вопросу. Поскольку Налоговый Кодекс Российской Федерации четко определяет, какие вопросы налогообложения подлежат исключительно законодательному урегулированию, то нормотворческие возможности Президента Российской Федерации в сфере налогообложения строго ограничены. Президент Российской Федерации правомочен издавать указы поручительского и организационного характера. Ими могут определяться основные направления деятельности налоговых органов, даваться распоряжения о разработке законопроектов, проведении конкретных мероприятий в рамках, определенных законодательством.

 

Акты министерств

Министерству финансов Российской Федерации Налоговым кодексом Российской Федерации делегировано полномочие, направленное на восполнение пробелов в законодательстве, которые могут быть выявлены в будущем, связанное с определением понятия «источник дохода». Согласно п. 2 ст. 42 части первой Налогового Кодекса Российской Федерации, если положения Кодекса не позволяют однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам от источников в Российской Федерации либо к доходам от источников за пределами Российской Федерации, отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется Министерством финансов Российской Федерации[3].

В соответствии с п. 3 ст. 31 части первой Налогового Кодекса Российской Федерации Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальные подразделения в пределах своих полномочий утверждают формы заявлений в налоговые органы о постановке на учет, расчетов по налогам и налоговых деклараций, налоговых уведомлений, формы решений руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной проверки и требования к составлению акта налоговой проверки и так далее.

Соблюдение налогоплательщиками требований нормативных актов, изданных по указанным вопросам, обязательно.

Порядок заполнения налоговых деклараций по федеральным, региональным и местным налогам определяется инструкциями, издаваемыми Министерство Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Министерством Финансов России. В ряде случаев полномочия по изданию таких инструкций могут передаваться нижестоящим органам Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. В этих инструкциях должна содержаться информация технического и методического характера, относящаяся именно к заполнению формы налоговой декларации (даны примеры исчисления налога, определены меры по контролю за процессом исчисления и уплаты налога, разъяснена методика ввода закона в действие и т.п.). Важно помнить, что такие инструкции не могут прямо или косвенно регулировать порядок исчисления и уплаты налогов, установленный законодательством.

Помимо указанных актов Министерство Российской Федерации по налогам и сборам России полномочно издавать приказы, инструкции, методические указания в целях единообразного применения налоговыми органами законодательства о налогах и сборах. Однако эти документы являются исключительно внутриведомственными актами, обязательными только для налоговых инспекций. Ссылками на эти приказы и инструкции нельзя обосновать выводы о правах, обязанностях и ответственности налогоплательщиков, поскольку эти акты не относятся к законодательству (п. 2 ст. 4 части первой Налогового Кодекса Российской Федерации).

Министерству финансов Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по налогам и сборам, Государственному таможенному комитету Российской Федерации также предоставлено право разрабатывать нормативно – правовые акты, издание которых прямо предусмотрено Налоговым Кодексом Российской Федерации[4].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: