Построение всеохватывающих финансовых систем

Всеохватывающие финансовые системы означают интеграцию микрофинансирования в формальные финансовые системы для обеспечения постоянного доступа к финансовым услугам широких кругов малоимущих. Для предоставления многообразных видов финансовых услуг организациями разных типов требуется развитие трех уровней: микро (розничные финансовые организации и другие структуры), мезо (финансовая инфраструктура) и макро (благоприятная политическая среда).

Сообщество доноров тратит приблизительно от 800 млн. до 1 млрд. долларов США в год на микрофинансирование. В июне 2004 г. Большая Восьмерка одобрила «Основные принципы микрофинансирования». Эти принципы были разработаны СGАР – консорциумом, объединяющим 28 государственных и частных доноров. Данная организация является и ресурсным центром микрофинансирования.

 

Основные принципы микрофинансирования включают в себя следующие положения 1:

1. Малоимущее население нуждается в разнообразных финансовых услугах, а не только в займах. Помимо кредитов, им необходимы также сберегательные услуги, денежные переводы и страхование.

2. Микрофинансирование – это один из основных механизмов борьбы с бедностью. Финансовые услуги позволяют малоимущим семьям увеличить доходы, построить базу активов и снизить уязвимость в отношении внешних потрясений.

3. Микрофинансирование подразумевает построение финансовых систем для обслуживания малоимущих. Микрофинансирование может расширить свой потенциал при условии его интеграции в традиционную финансовую систему страны.

4. Микрофинансирование может и должно быть самоокупаемым, если оно стремится к охвату широких кругов малоимущего населения.

5. Микрофинансирование предполагает участие стабильных местных финансовых учреждений,имеющих возможность привлекать и использовать внутренние депозиты, внешние кредиты, обеспечивать предоставление других услуг.

6. Ограничение процентных ставок приводит к сужению доступа к кредитованию. Ограничение процентных ставок не позволяет микрофинансовым организациям компенсировать затраты, тем самым снижая возможности кредитования малоимущих.

7. Роль государства состоит в содействии, а не в непосредственном предоставлении финансовых услуг. Государство в состоянии обеспечить создание благоприятной правовой среды.

9. Субсидии доноров должны дополнять, а не конкурировать с капиталом частного сектора. Субсидии доноров могут стать первоначальным капиталом.

10.   Недостаток сильных, финансово устойчивых, организаций и компетентных руководителей является значимым препятствием в сфере микрофинансов. Основной целью донорской поддержки должно стать расширение потенциала.

11.   Микрофинансирование является наиболее оптимальным, когда проводится тщательный анализ соответствующих показателей. Отчетность не только помогает заинтересованным лицам оценить затраты и прибыль, но также положительно сказывается на результатах.


Благодаря вовлечению в процесс различных заинтересованных кругов, 28 доноров – членов СGАР выработали свою концепцию микрофинансов, основанную на постоянном доступе малоимущих к широкому диапазону финансовых услуг, предоставляемых финансовыми и нефинансовыми организациями различных типов с использованием различных механизмов. Финансовые услуги для малоимущего населения включают сбережения, кредиты, платежные услуги, переводы и страхование. Эти услуги предоставляют неправительственные микрофинансовые организации, сберегательные и кредитные организации, коммерческие банки, общинные организации, страховые компании, государственные банки и другие.

Исходя из международного опыта функционирования системы микрофинансирования, определены основополагающие аспекты поддержки микрофинансирования, к которым относятся следующие:

1. Основной проблемой, препятствующей предоставлению финансовых услуг широкому кругу малоимущих (особенно в сельских районах) остается отсутствие сильных компетентных розничных организаций

2. Для обслуживания потребностей малоимущих необходим широкий спектр местных финансовых и нефинансовых организаций, включая организации, обладающие потенциалом для широкого охвата, такие как коммерческие банки и почтовые отделения. Специализация позволяет различным организациям обслуживать определенные потребности рынка.

3. Право собственности и управленческий надзор – основные факторы, определяющие успех донорской поддержки финансовых организаций.

4. Финансовая самоокупаемость необходима для осуществления охвата широких кругов малоимущего населения и для реализации долгосрочного социального воздействия.

5. Различным организациям необходимо разное время для достижения финансовой самоокупаемости. Финансовой самоокупаемости можно достичь за период от 5 до 10 лет. Однако этот временной интервал может изменяться в зависимости от экономического развития страны, условий внутреннего рынка и круга обслуживаемых клиентов.

6. Повышение эффективности микрофинансовой деятельности ведет к повышению качества и снижению затрат на оказание услуг малоимущим слоям населения.

7. Построение организации требует долгосрочной поддержки доноров с определением лимита финансовой поддержки.

Успех в построении всеохватывающих финансовых систем зависит от вклада многих участников и их способности эффективно работать вместе. Кроме того, финансовые системы для малоимущих зависят от наличия многих условий, таких как инфраструктура, доступ на рынки, технологии производства и доступность информации для снижения риска. Основой финансовых систем остаются розничные организации, предоставляющие услуги непосредственно клиентам (микроуровень финансовой системы).

В системе микрофинансирования определены конкретные рекомендации относительно поддержки отдельных поставщиков финансовых услуг, к которым относятся следующие1:

1. Поддержка МФО должна быть структурирована в соответствии с определенными потребностями различных стадий развития финансовой организации.

2. Финансовые организации должны ориентироваться на спрос, и руководители организаций (а не доноры), должны принимать решения.

3. Необходимо поддерживать стремление финорганизаций привлекать коммерческие средства, не подменяя внутренние рынки акционерного капитала и кредитов.


 

4. Предоставить возможность проводить самостоятельную ценовую политику финансовых организаций, обеспечив прозрачность организаций в отношении ценообразования.

5. Проводить соответствующую оценку финансовых организаций, обращая внимание на такие факторы, как стратегия, структура собственности, управление, кадровый потенциал, качество услуг, финансовые показатели и качество портфеля.

6. Особого внимания требуют вопросы управления, такие как состав правления, управление рисками, ответственность, прозрачность и потенциальные конфликты интересов.

7. Осуществлять финансирование на основе оценки экономических и финансовых показателей.

8. Определить стратегии выхода, срок действия контрактов с самого начала проекта, включая срок достижения финансовой самоокупаемости.

9. Использовать регулярный мониторинг социального воздействия в системе оценки показателей.

10.  Необходимо поддерживать инновации в области эффективности (оптимизировать финансовые операции, внедрять новые технологии и т.д.), структуры управления и обучения с целью снижения затрат малоимущих клиентов. Доноры должны поддерживать разработку стандартизированных инструментов для финансового проектирования и разработки продуктов.

11.  Всегда надо учитывать риск в отношениях с перспективными, но еще не проверенными организациями, имеющими потенциал в области охвата широких кругов неохваченных клиентов.

12.  Определить и структурировать инструменты гарантий (например, гарантии национальным банкам, предоставляющим кредиты микрофинансовым организациям), стимулируя создание постоянных связей между двумя партнерами. Разделение рисков с банком – основной фактор, гарантирующий возвратность финансовых ресурсов в долгосрочной перспективе.

13.  Предоставлять займы и гарантии только в том случае, когда финансовые организации не в состоянии привлечь капитал на внутренних или международных рынках капитала.

14.  Постепенно сокращать возможность получения грантов и субсидированных займов, поскольку национальные и международные рынки коммерческого капитала становятся стабильным источником капитала для финансовых организаций.

15.  Необходимо поддерживать потенциальные связи между поставщиками финансовых услуг различных типов с целью расширения охвата, а также стимулировать слияния и укрупнения в странах, где существует слишком много финансовых организаций.

 

Помимо этого необходимо наличие соответствующей вспомогательной инфраструктуры – аудиторов, рейтинговых агентств, профессиональных сетей, ассоциаций, кредитных бюро, систем перевода и платежных систем, а также информационных технологий, организаций, предоставляющих технические услуги. Все это служит снижению операционных затрат, расширению охвата, развитию потенциала и усилению прозрачности розничных организаций. Данная инфраструктура представляет собой мезоуровень финансовой системы, которая может выходить за рамки стран и включать в себя региональных или международных участников. Развивающимся элементом инфраструктуры финансовой системы является доступ к международным и внутренним рынкам финансов и капитала. Поддержка доноров на мезоуровне должна ориентироваться на расширение своих услуг в микрофинансовом секторе, чтобы включить его в традиционную систему.


Международный опыт микрофинансирования позволил определить основные положения формирования инфраструктуры финансовой системы.

1. Развитие рынков вспомогательных услуг и распределение рисков является важным фактором обеспечения долгосрочной жизнедеятельности розничных финансовых организаций.

2. Инвестиции в инфраструктуру индустрии приносят максимальную пользу большинству финансовых организаций. Совершенствование технологий необходимо в плане расширения знаний о рынке и стимулирования инвестиций, что существенно снижает операционные затраты.

3. Слабый организационный и кадровый потенциал является основным сдерживающим фактором на всех уровнях всеохватывающей финансовой системы. 

4. Микрофинансовые ассоциации национального уровня могут поддержать развитие розничных организаций и повлиять на политическую среду в отдельно взятой стране.

5. Точная, стандартизированная и сопоставимая информация о финансовых показателях розничных организаций представляет первостепенную важность для структур банковского надзора, регуляторных органов, доноров, инвесторов и клиентов для адекватной оценки риска и доходов.

6. Определенные субсидии необходимы для поддержки финансовой инфраструктуры, которая ускоряет развитие рынков вспомогательных услуг или является общественным благом (например, формирование национальных и региональных сетей или проведение программ практических исследований).

При формировании инфраструктуры финансовой системы рекомендуется выполнение следующих практических принципов 1:

1. Соблюдение международных стандартов по предоставлению услуг по развитию бизнеса в процессе оказания помощи частным поставщикам услуг с целью стимулирования развития рынка, расширения прозрачности и повышения качества информационных потоков.

2. Осуществление деятельности с действующими поставщиками услуг, включая традиционные организации, на национальном, региональном и международном уровнях с целью расширения их потенциала.

3. Осуществление сотрудничества в области разработки стандартов управления информацией. Поддержание исследований и развития технологии пунктов обслуживания, механизмов переводов и платежей, кредитных бюро и т.д..

4. Поддержание международных сетей и ассоциаций на уровне отдельно взятых стран как средство расширения потенциала, распространения опыта в области микрофинансирования. Обеспечение финансирования глобальных сетей или программ, охватывающих различные уровни финансовой системы.

5. Стимулирование создания финансовых стандартов путем разработки стандартизированных отчетов и аудита.

 

Вместе с тем, благоприятная, стабильная макроэкономическая и политическая среда необходима для создания финансовой системы, учитывающей интересы малоимущего населения. Центральные банки, министерство финансов и другие государственные органы являются основными участниками макроуровня финансовой системы.

Государство играет конструктивную роль в построении финансовой системы, обслуживающей малоимущее население, которая заключается в обеспечении создания благоприятной среды, способствующей конкуренции среди различных поставщиков финансовых услуг. Государство является партнером многих донорских агентств и играет важную роль в развитии финансовой системы.


Таким образом, основными аспектами в сфере государственного регулирования являются следующие положения:

1. Основная роль государства состоит в содействии предоставления финансовых услуг, а основной вклад государства – в поддержании макроэкономической стабильности.

2. В условиях финансовых потрясений, государственное финансирование стабильных и независимых микрофинансовых организаций может быть ограниченным, если отсутствуют дополнительные финансовые средства.

3. Государство несет ответственность за поддержку правовой системы и системы надзора, за обеспечение стабильности различных финансовых организаций, включая пруденциальное регулирование финансовых организаций, привлекающих депозиты населения.

Международная практика микрофинансирования определила следующие практические рекомендации в сфере реализации государственной политики в микрофинансах 1:

1. Содействовать либерализации процентных ставок, определениюальтернативных методов защиты потребителей.

2. Обеспечивать легитимность всеохватывающей финансовой системы, учитывая существующую политическую среду.

3. Поддерживать финансовые организации напрямую, а не через государственные органы. Обеспечивать соблюдение соответствующих процедур и осуществлять контроль.

4. Способствовать становлению политической и правовой среды, устраняющей барьеры для выхода на рынок, с целью повышения конкуренции и повышения качества услуг, предоставляемых малоимущим клиентам.

5. Совершенствовать регуляторную структуру и систему надзора. Содействовать внесению изменений, позволяющих организациям, занимающимся только кредитованием, выдавать кредиты без пруденциальных лицензий или надзора.

6. Развивать потенциал ключевых сотрудников государственных органов (Министерства финансов, Национального банка, органов надзора и других). Обеспечивать заинтересованность членов парламента в обсуждении ключевых финансовых вопросов и проблем.

7. Поддерживать совершенствование юридических требований к залогу, налогообложению и регистрации, соблюдая прозрачность и сохраняя возможность контроля.

Таким образом, основной задачей выше перечисленных рекомендаций является создание благоприятных экономических, финансовых и правовых условий деятельности МФО.

Основополагающим условием создания всеохватывающей финансовой системы является эффективность деятельности доноров, которая оценивается по пяти критериям: 1) стратегическая ясность и последовательность, 2) потенциал сотрудников, 3) ответственность за результаты, 4) сравнительная характеристика управления знаниями, 5) соответствующие инструменты2. Данные элементы помогают выяснить способность каждого из агентств применять передовые методы в микрофинансовой деятельности, тем самым, помогая им достичь более значительного воздействия на уровень жизни малоимущего населения. Раскроем несколько подробнее данные принципы.

Итак: 1. Стратегическая ясность и последовательность. Постоянство взглядов агентства на микрофинансы и отношения между стратегическим поведением и общепринятыми стандартами передовых методов влияет на качество и результаты.


2. Технический потенциал сотрудников. Персонал с достаточным техническим опытом в микрофинансировании – это необходимое условие для осуществления соответствующей микрофинансовой деятельности. Одна из стратегий, доказавших свою жизнеспособность, – соблюдение технических стандартов.

3. Ответственность за результаты. Прозрачность в отношении показателей микрофинансовых программ – основной фактор эффективности помощи. Только при наличии точной информации агентства в состоянии принять рациональное решение относительно микрофинансов. В зависимости от стратегии и миссии донорского агентства подотчетность подразумевает тщательную оценку финансовых и социальных показателей микрофинансового портфеля.

4. Управление знаниями. Управление накопленными знаниями позволяет агентствам использовать свой опыт и опыт других организаций, что значительно повышает их эффективность. Дополнительное финансирование обучения и распространения знаний может иметь значительное воздействие на эффективность помощи и должно стать составной частью проектов и программ.

5. Соответствующие инструменты. Донорам, в зависимости от опыта и стратегии агентства, необходимо проявлять гибкость при использовании различных инструментов и работать непосредственно с частным сектором. Они должны оказывать поддержку государственным стратегиям развития финансового сектора таким образом, чтобы помощь была более последовательной и управляемой с точки зрения министерств, ведомств, банков и гражданского общества.

Таким образом, построение финансовых систем для малоимущих, составляющих большинство населения мира, является сложной задачей. Сегодня микрофинансирование все больше рассматривается как интегрированная, а не маргинальная составляющая финансовой системы. Понимание этого не только представляет собой серьезный потенциал для значительного расширения охвата малоимущих, оно также ставит ряд разнообразных комплексных организационных вопросов.

За последние несколько десятилетий определились основные оптимальные принципы и стратегии создания всеохватывающей финансовой системы. Однако многие важные сопутствующие вопросы еще предстоит решить. Например, развитие сельскохозяйственного финансирования в малонаселенных регионах; использование таких услуг как микрострахование, лизинг и денежные переводы для малоимущих клиентов; расширение социального воздействия; развитие действенных стратегий открытия внутренних рынков капитала для микрофинансирования; определение роли доноров в отношении международных фондов кредитов и капитальных инвестиций; поиск рентабельных и самоокупаемых направлений объединения нефинансовых услуг развития с финансовыми услугами.

Необходимо отметить, что все аспекты всеохватывающей финансовой системы будет трудно применить во всех странах, которые отличаются уровнем экономического развития, наличием рыночных составляющих экономической системы. Реализация основных составляющих всеохватывающей финансовой системы будет отличаться в странах с рыночной, переходной и развивающейся экономикой. Неравный доступ к финансовым услугам может наблюдаться в странах с разным уровнем экономического развития. В данном случае необходимы дополнительные интервенции для оздоровления рынка и его расширения.









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: