Культура классической Греции

V в. до н.э. V в. до н.э. - золотой век греческой культуры. Произошел перелом в градостроительстве - утвердился принцип регулярной планировки городов с пересекающимися под прямым углом однотипными улицами и одинаковыми прямоугольными. Ордерная система достигла пика своего развития. Дорийский периптер превратился в основной тип здания. Около 430 до н.э. возник новый, коринфский, ордер с изящной капителью.

Скульптура V в. до н.э. продолжает ориентироваться на изображение идеального человека - героя, воина-атлета, однако приобретает большую пластическую содержательность. На основе геометрического изучения человеческого тела устанавливается пропорциональное соотношение его частей и разрабатываются универсальные правила построения идеальной фигуры. Преодолевается схематизм и статичность архаической скульптуры, совершенствуется мастерство передачи движения.

Живописное изображение перестало быть плоским контурным силуэтом, стелющимся по поверхности. Во второй четверти V в. до н.э. Полигнот открыл новый способ передачи глубины пространства путем размещения фигур на разных уровнях. В середине V в. до н.э. афинянин Аполлодор изобрел прием светотени; ему приписывают создание первых произведений станковой живописи (на досках). Во второй половине V в. до н.э. утвердился "свободный" стиль вазописи (фигуры в фас, в профиль, в трехчетвертном обороте, объединенные в сложные сцены). Высшим достижением классической живописи стала роспись аттических белых лекифов, в которой необычайно искусно передавалось эмоциональное состояние героев.

V в. до н.э. ознаменовался расцветом греческой литературы, в первую очередь драмы. В творчестве Эсхила, Софокла и Еврипида оформляется классическая трагедия. Постепенно увеличивается число актеров и падает значение хора. Мифологические сюжеты все более осовремениваются. Утверждается принцип строгого единства действия: трагедия перестает быть чередой слабо связанных между собой сцен. Происходит изменение в трактовке образов. Классическая комедия обретает свою форму в творчестве Кратина и Аристофана. Число актеров в ней не менее трех, расширен и состав хора. Комедия V в. до н.э. ориентирована исключительно на сатирическую и пародийную трактовку современности, но ее занимают не человеческие поступки, а отвлеченные идеи.

В области лирической поэзии особую роль приобрела хорическая лирика. Развивается жанр эпиникии (песнь в честь победителя на состязании). Поэзия служит прославлению религии, полисного порядка и полисной морали.

В V в. до н.э. интенсивно развивалась греческая философия. Материалисты доказывали материальную природу вселенной, и  считали ее вечно подвижной и изменчивой; по их мнению, все явления - результат соединения или разъединения элементов, "семян"- гомеомерий, атомов. "Старшие" софисты -отрицали объективную реальность мира и возможность его познания, настаивали на относительности всех вещей; они внесли значительный вклад в развитие логики и риторики. В основе этического учения Сократа лежало рационалистическое понимание нравственности: путь к добродетели - обретение истинного знания, предпосылкой чего является самопознание; сократический метод поиска истины - "диалектика" - по форме состоял из иронии (раскрытие внутренних противоречий в утверждаемом суждении) и майевтики (постановка наводящих вопросов), а по содержанию делился на индукцию (изучение мнений и выбор предпочтительных) и определение (формулирование истины).

В V в. до н.э. произошел решающий перелом в развитии историографии. Геродот положил начало собственно греческой традиции историописания, обратившись к центральному событию своей эпохи - греко-персидским войнам. В отличие от логографов, ему удалось создать универсальное этно-историческое сочинение, осветив историю, быт и нравы не только греков, но и соседних народов. Своей высшей точки греческая историография достигла в творчестве Фукидида, написавшего историю Пелопонесской войны.

Ко второй половине V в. до н.э. относится рождение научной медицины. Гиппократ отверг религиозно-мистические представления о физическом состоянии человека и предложил рационалистическое его объяснение. Он считал, что здоровье зависит от правильного сочетания в человеческом теле четырех жидкостей - крови, мокроты, желтой и черной желчи; нарушение их равновесия приводит к болезням. Лучший метод лечения - естественный (мобилизация сил организма для выздоровления), поэтому врач должен знать и учитывать индивидуальные особенности каждого пациента.

Олимпийские игры (греч. Olýmpia) - древнейшие и наиболее популярные в Древней Греции общегреческие празднества и состязания. Устраивались в честь бога Зевса, согласно традиции, с 776 до н. э. в Олимпии 1 раз в 4 года. На время Олимпийских игр объявлялся обязательный для всех греков "священный мир", в это время в Греции не велось военных действий и дороги в Олимпию были безопасны. Проходили Олимпийские игры в течение 5 дней: первый и пятый дни были посвящены торжественным процессиям, жертвоприношениям и церемониям, остальные - спортивным состязаниям мужчин и мальчиков (до 472 до н. э. состязания проходили один день). В программу Олимпийских игр в классическое время входили состязания в езде на колесницах, пятиборье (бег, метание копья и диска, прыжки в длину, борьба), кулачный бой, конкурс искусств и т.д. Выступать могли лишь полноправные граждане греческих полисов, позднее — также и римляне. Женщины не допускались к месту Олимпийских игр. Победители соревнований (олимпионики) награждались венком из ветвей оливы и пользовались в Греции почётом и уважением, иногда даже обожествлялись. В своих городах они обычно получали важные экономические и политические привилегии. Во время игр перед собравшимися выступали поэты, философы, ораторы. Распорядителями и судьями игр были избираемые из граждан области Элида элленодики. В V веке до н.э. граждане Олимпии решили построить храм Зевса. Величественное здание возводилось между 466 и 456 гг. до н.э. Оно было сооружено из огромных каменных блоков, и его окружали массивные колонны. В течение нескольких лет после окончания строительства в храме не было достойной статуи Зевса, хотя довольно скоро решили, что она необходима. В качестве создателя статуи был избран знаменитый афинский скульптор Фидий.

Зевс восседал на троне, инкрустированном черным деревом и драгоценными камнями. Законченная статуя достигала 13 м. в высоту и почти касалась потолка храма. Создавалось впечатление, что если бы Зевс встал, он снес бы крышу. Вдоль стен соорудили площадки для зрителей, чтобы люди, поднявшись на них, могли увидеть лицо бога. После своего завершения в 435 г. до н.э. статуя на протяжении 800 лет оставалась одним из величайших чудес света

См. приложение № 4.

Подчинение Греции Македонией к середине IV в. до н.э. было обусловлено общим кризисом греческого античного мира в IV веке, сущность которого заключалась в кризисе полиса как типа государства. Пелопоннесская война между Афинами и Спартой, в которой участвова­ли так или иначе все греческие полисы, ослабила Грецию и облегчила задачу Македонии.

Победа Древнего Рима над Македонией привела к тому, что в начале II в. до н. э. Греция оказалась под властью Рима.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: