Структура выпускной квалификационной работы

Структурными элементами дипломных работ в целом являются: обложка, титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения.

     Оглавление состоит из перечня структурных элементов, несущих в себе содержание дипломной работы с указанием номеров страниц, с которых начинается местоположение этих элементов в тексте:

- введение;

- главы, параграфы, пункты, подпункты;

- заключение;

- список литературы;

- приложения.

Во введении студент обосновывает актуальность, практическую значимость выбранной темы, формулирует проблему, определяет объект и предмет исследования, выдвигает гипотезу, обосновывает цели и задачи, которые он решает в дипломном исследовании.

В число задач может входить:

- изучение литературы и теоретическое осмысление выбранной темы;

- анализ состояния педагогической практики по решаемой проблеме;

- изучение запросов, интересов, общественного мнения по выбранному кругу вопросов;

- экспериментально – методическая работа;

- разработка рекомендаций и предложений по усовершенствованию существующей практики педагогической деятельности;

Во введении должен быть описан инструментарий исследования, указаны методы, которые будут использованы для достижения поставленной цели: даётся краткая характеристика базы исследования, новых источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических), указываются методологические основы проведения исследования. А также краткое содержание глав и параграфов основной части работы.

Основная часть формируется в зависимости от цели проводимого исследования. Как правило, она состоит из двух глав, включающих теоретическую и экспериментальную части, каждая из которых содержит 2-3 параграфа, пункты, подпункты. Каждый элемент основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы.  

В первой главе (теоретической) рассматриваются основные понятия, характеризуется предмет исследования, вскрывается его сущность, проводится реферативный анализ литературы, сопоставляются взгляды отечественных и зарубежных учёных на исследуемую проблему. Обзор научной литературы позволяет автору рассмотреть эволюцию вопроса в историческом аспекте, проследить тенденции развития на современном этапе, обобщающие выводы, сделанные на основе изученной научной литературы, глубокий анализ конкретной ситуации позволяет автору высказать обоснованные предположения о процессах, способствующих развитию современных технологий социально – культурной сферы.

Аналитический обзор темы представляет собой переработку совокупности документов (певоисточников) по данной теме. В результате такой аналитической работы возникают обобщения, критические позиции, которые обозначают тенденции развития исследуемого явления, открываются пути дальнейшего движения вперёд и пр.

Основные требования к тексту аналитического обзора:

- полнота и достоверность информации;

- наличие критической оценки в отношении используемой информации;

- логичность структуры;

- композиционная целостность;

- аргументированность выводов;

- ясность, чёткость и лаконичность изложения.

Во второй главе (её обычно называют экспериментальной) описывается и анализируется проведённый эксперимент. Выявляются и обосновываются педагогические факторы, влияющие на активизацию учебного процесса. Автором представляются конкретные практические программы, условия, методы и способы разрешения поставленных в исследовании задач, поэтапно раскрывается весь ход проведения эксперимента. Анализируя результаты исследования, полученные в ходе экспериментальной работы, студент широко использует методы социологических исследований, проводит наблюдения, опросы в ходе экспериментальной работы, сопоставляет данные полученные «до», «в ходе», «после» эксперимента. Все материалы находят отражение в таблицах, схемах, графиках, наглядно подтверждающих, уточняющих или опровергающих отдельные положения авторской концепции.

  Выводы и рекомендации, сформулированные по основным результатам исследования, должны способствовать совершенствованию практики и найти реальную востребованность в практической деятельности.

В заключении студент обобщает итоги проведённого дипломного исследования, показывает полученные результаты, вскрывает степень решения поставленных задач, выявляет, насколько эффективна предлагаемая в дипломе методика, в чём заключается необходимость внедрения в практику. Здесь не допускается повторение содержания введения и основной части исследования.

Следует помнить, что обобщающие данные строятся на основе положений и выводов, содержащихся в главах выпускной квалификационной работы, и должны иметь конструктивный характер.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: