Основные принципы размещения, группировки

И выделения экспоната в экспозиции

1. Размещение экспонатов должно отражать тематические связи между ними. Материалы тематического комплекса размещаются компактно, а внутри него группируются по смыслу вокруг ведущего экспоната.

2. Ведущие экспонаты, которые несут на себе основную смысловую нагрузку, необходимо выделить, помещая их в центральных витринах, на подставках; дать больше свободного пространства для такого экспоната, подчеркнуть его цветом фона, придать «плоскостному» материалу (фото, документу и т. п.) объемность, удалив его от стены (планшета) на некоторое расстояние.

3. Заголовки тем, подтем, тематических комплексов и интервалы между ними облегчают посетителю восприятие и помогают понять замысел экспозиционера.

4. Наиболее удобен для обозрения экспозиционный пояс, расположенный начиная с 70-80 см от пола до высоты 1,7 м. Над ним могут быть помещены изобразительные материалы крупного размера (плакаты, картины, большие портреты и т. п.).

Тексты в экспозиции. Бывает так, что, сколько бы посетитель ни рассматривал выставленный в экспозиции предмет, он не может обнаружить скрытую информацию, которая лежит за пределами зрительного восприятия. Поэтому в экспозицию включаются письменные тексты разного характера. В процесс восприятия экспозиции на посетителя воздействует как визуальная информация (предметная основа экспозиции), так и вербальная (система текстов). Их взаимодействие позволяет полностью раскрыть значение музейного предмета, прочесть «музейное сообщение». Для экспозиции разработана система текстов, в которой каждый их вид имеет свою функцию.

Оглавительные тексты или заголовки применяются для того, чтобы отразить тематическую структуру экспозиции, дать названия залов, разделов, тем, т. е. помочь в определении маршрута осмотра. Отказ от этих текстов затрудняет использование экспозиции.

Ведущие тексты - это название указывает на их значительную и активную роль в экспозиции. Ведущие тексты, включенные в экспозицию, представляют собой определенное единство и отражают научную концепцию экспозиции. Эти тексты имеют целью привлечь внимание к ним каждого посетителя. Их даже можно сравнить с эпиграфом к литературному произведению. Широко используются в качестве ведущих текстов отрывки из воспоминаний, писем, дневников, записей, сделанных героями экспозиции, то есть материалов, имеющих ярко выраженный личностный характер.

Объяснительные тексты относятся к отдельным темам или к залу в целом. Они имеют обобщающий характер и, как правило, относятся не к конкретным музейным предметам, а, в целом, к теме экспозиции.

Чтение больших текстов в условиях экспозиции очень утомительно. Все тексты должны быть четкими, лаконичными и соответствовать содержанию экспозиции. Так, ведущие тексты выделяются особым текстом, соответствующим единому стилю оформления. Текст разбивается на строки не произвольно, а по смысловому звучанию. Для облегчения восприятия объяснительного текста в нем могут быть использованы курсив, жирный шрифт и т. д. Стилизация «под старину» не рекомендуется.

Этикетаж оформляется, как правило, в виде этикеток и обязателен для любой экспозиции как аннотация к отдельным экспонатам. В этикетке, прежде всего, выделяется название предмета. В каждой этикетке используются атрибуционные данные предмета, доказывающие правомерность его включения именно в эту часть экспозиции. Даются разнообразные дополнительные сведения, поясняющие способ употребления, указывающие на историю создания или бытования предмета, а иногда и на то, какой попал в музей; выясняющие связь предмета с патриотическим событием. Подробных аннотаций требуют предметы мемориального значения. Если данные четко и ясно обозначены на самом экспонате (например, название газеты), они не нуждаются в повторении. При большом количестве мелких материалов (предметы нумизматики, личной коллекции, ювелирные украшения и др.) нужно их пронумеровать, а этикетку, в соответствии с нумерацией, дать тут же на отдельном листе.

Название предмета, атрибуционные данные, дополнительные аннотации выделять разными шрифтами, располагать отдельными строками или абзацами. Возможно использование цветного фона для создания этикеток. Ниже приведены примеры правильно и неправильно составленных этикеток.

Ниже приведены примеры правильно и неправильно составленных этикеток.

 

 

Неправильно Правильно
П. Г. Кирсанов руководил партизанским отрядом в Заречье, погиб при рейде по тылам врага в 1943 г. Название не выделено. Нет сведений о Кирсанове. Не указаны данные об экспонате (техника, дата). Неудачна композиция. П. Г. Кирсанов (1912-1943) Рабочий Н-ского завода. Руководил партизанским отрядом в Заречье. Погиб при рейде по тылам врага 2 мая 1943 года. С фотографии 1941 года. Название выделено. Даны сведения о Кирсанове и характеристика экспоната. Композиция улучшена.
Знамя Знамя рабочих Н-ского завода
Возглавляло демонстрацию рабочих в дни стачки 1912 года. Неправильно выделено название. Неудачна композиция. Не указан завод. Не уточнена дата. Не дана история поступления в музей. Возглавляло демонстрацию в дни стачки в мае 1912 года. Хранилось в областном архиве в качестве вещественного доказательства. В 1923 году передано в музей. Название уточнено. Улучшена композиция. Раскрыта история поступления в музей.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: