Цели и задачи организации

Невозможно представить управление без целевой деятельно­сти управляющих субъектов. Цель управления – это относящееся к будущему желаемое состояние объекта управления – организации. Вообще цель – мысленное предвосхищение результата деятельности. Значит, цель – это идеальное описание результата деятельности. Деятельность – процесс достижения результата или цели. Не сами цели как таковые приводят к результату, а процесс достижения их с помощью материальных средств или действий. Средства достижения – это существующие в природе и обществе предметы или действия (для организации – ее структура и процессы), включенные в систему целенаправленной деятельности обеспечивающие получение определенного результата. Цели яв­ляются существенным элементом системы управления, выполняя организующую, мотивирующую и контролирующую роль.

· Организующая роль – организация и направление средств достижения целей на результат.

· Мотивирующая роль – мотивация деятельности по активизации людей на достижение цели. Но сами цели, определяя значимые для коллектива результаты, имеют мотивирующее течение.

· Контролирующая роль – сравнение фактического и заданного (целевого) параметров системы.

Иерархия целей означает, что индивидуальные цели определяет цели более высокого уровня и, наоборот, цели верхнего уровня складываются (логически) из целей нижнего уровня и далее до главной цели.

Классификация целей: по уровню (народно-хозяйственные, отраслевые, территориальные, предприятия и т.д.), сроку действия (перспективные, текущие), охвату проблемы и масштабу действия (стратегические, тактические).

    Требования к целям:

· согласование и совместимость целей;

· реалистичность (достижимость);

· понятность для исполнителя;

· гибкость (обратная связь).

Управление в рыночной экономике характеризуется посто­йной корректировкой или резкой сменой целей в организации и с меняющейся внешней средой. Для своевременного приспособления системы производства и управления необходимы постоянный прогноз меняющейся обстановки и заблаговременное изменение целей. Обязательную процедуру целевого управления составляем построение дерева целей и задач.

Метод дерева целей предусматривает структуризацию целей и выявление связей между целями и средствами достижения целей (рис. 2.3.).

Главная цель разбивается на несколько целей, выполнение которых позволит достичь ее. Например, чтобы получить увеличение прибыли, необходимо снизить издержки, увеличить объемы произ­водства и продаж и др. Каждая из этих целей в свою очередь раз­бивается на еще более мелкие цели, которые легче выполнять, контролировать и корректировать при необходимости. Такой сту­пенчатый подход делает более реальным достижение главной цели.

Недостаток целей – статичность иерархии целей, хотя на достаточно большом отрезке времени состав целей, их иерархия и характеристика меняются. Практически это решается учетом динамики процессов, применением ЭВМ и др.

 

 

    1 – главная цель; 2 – подцели (цели) уровня 1; 3 – цели уровня 2 или задачи управления, которые необходимы для достижения целей уровня 1; 4- данные показатели, необходимые для решения задач;

Рис. 2.3. Дерево целей и задач

 

Для целей и задач определяются сроки выполнения, ресурсы, прежде всего капитальные вложения, и др. формируются специальный орган, его структура, механизм и технология программно-целевого управления.

Задачи управления, сформулированные в результате структуризации целей управления, подразделяются на три типа: работа с людьми, с предметами и информацией. Цели организации связаны практически со всеми категориями управления (рис.2.4.)

Рис. 2.4. Связь целей организации с основными категориями теории управления

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: