Начнем анализ с определения доходов и расходов организации на базе формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Суммы приведены в таблице 11.
Таблица 11 – Анализ доходов и расходов ОАО «Трансэлектромонтаж»
| Показатели | 2009 г. | 2008 г. | Отклонение | Темп роста к пред. году, % |
| Выручка от продажи продукции (работ, услуг) | 167673 | 340012 | -172339 | 49,31 |
| Себестоимость проданной продук-ции (работ, услуг) | 111058 | 307397 | -196339 | 36,13 |
| Валовая прибыль | 56615 | 32615 | 24000 | 173,59 |
| Прибыль от продаж | 56615 | 32615 | 24000 | 173,59 |
| Сальдо прочих доходов и расходов | -2610 | -3310 | -700 | 78,85 |
| Прибыль до налогообложения | 54005 | 29305 | 24700 | 184,29 |
| Текущий налог на прибыль | 11334 | 7686 | 3648 | 147,46 |
| Чистая прибыль | 42825 | 21645 | 21180 | 197,85 |
На основании таблицы можно сделать вывод, что бухгалтерская прибыль возросла на 73,59%, что привел к еще большему возрастанию чистой прибыли, остающейся в распоряжении организации (на 97,85 %). При этом выручка от продажи продукции снизилась более, чем на 50%. Такое несоответствие свидетельствует о снижении затрат на производство и росте его эффективности. Сальдо прочих доходов и расходов отрицательно, то есть сумма прочих расходов превышает суму прочих доходов, хотя в последнем отчетном периоде наметилось улучшение ситуации.
Дополним анализ абсолютных показателей доходов и расходов и финансовых результатов анализом структуры прибыли (таблица 12).
Таблица 12 – Анализ структуры прибыли до налогообложения
| Показатели | 2009 г. | 2008 г. | Отклонение |
| Прибыль до налогообложения | 54005 | 29305 | 24700 |
| в том числе: | |||
| текущий налог на прибыль | 11334 | 7686 | 3648 |
| чистая прибыль | 42825 | 21645 | 21180 |
Из таблицы видно, что прибыль до налогообложения значительно возросла (на 24700 тыс. руб.). После уплаты налогов в распоряжении предприятия осталась чистя прибыль в размере 21180 тыс. руб.
Анализ показателей рентабельности
Показатели рентабельности помогают оценить экономическую эффективность деятельности коммерческой организации. В показателях рентабельности величина прибыли сопоставляется с различными показателями, такими как величина собственного капитала ли сумма выручки от продаж продукции (работ, услу).
Начнем анализ показателей рентабельности с анализа рентабельности активов. Рассчитаем общую рентабельность активов, рентабельность активов по чистой прибыли и рентабельность производственных активов по бухгалтерской прибыли:
Робщ=Пб/Аср*100%;
Рч=Пч/Аср*100%;
Робщ=Пб/Аср*100%/(ОПФ+Обмат)*100%.
Расчеты представлены в виде таблицы (таблица 13).
Таблица 13 – Анализ рентабельности активов
| Показатели | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | Откло-нение | Темп роста, % |
| Прибыль до налогообложения, тыс. руб. | 22597 | 29305 | 54005 | 31408 | 238,99 |
| Чистая прибыль, тыс. руб. | 16971 | 21645 | 42825 | 25854 | 252,34 |
| Средняя величина активов, тыс. руб. | 133768 | 123510 | 83734 | -50034 | 62,60 |
| Средняя величина производственных активов, тыс. руб. | 76305 | 74421 | 76201 | -104 | 99,86 |
| Общая рентабельность активов, % | 16,89 | 23,73 | 64,50 | 47,60 | 381,80 |
| Рентабельность активов по чистой прибыли, % | 12,69 | 17,52 | 51,14 | 38,46 | 403,13 |
| Рентабельность производственных активов по бухгалтерской прибыли,% | 29,61 | 39,38 | 70,87 | 41,26 | 239,32 |
Из данных таблицы следует, что общая рентабельность активов за рассматриваемый период значительно возросла, практически в половину, темп роста по сравнению с 2007 годом составил 381,80%. Аналогична ситуация с рентабельностью активов по чистой прибыли и рентабельности производственных активов. Их значения возросли на 38,46% и 41,26 % соответственно. Такой рост показателей рентабельности вызван резким увеличением прибыли при одновременном снижении стоимости активов предприятия.
Анализ рентабельности собственного капитала проводят на основе следующих показателей: рентабельность собственного капитала по бухгалтерской прибыли, рентабельность собственного капитала по чистой прибыли:
Рск = Пб/СК*100%=Рпр*Коб*100%;
Рск = Пч/СК*100%=Рпр*Коб.А*Кстр.К,
где Коб.А - коэффициент оборачиваемости активов;
Кстр.К - коэффициент соотношения всего авансированного и собственного капитала.
Для анализа представим данные в виде таблицы (таблица 14).
Таблица 14 – Анализ рентабельности собственного капитала
| Показатели | 2008 г. | 2009 г. | Отклонение |
| Чистая прибыль, тыс. руб. | 21645 | 42825 | 21180 |
| Выручка от продажи продукции (работ, услуг), тыс. руб. | 307397 | 111058 | -196339 |
| Среднегодовая стоимость активов, тыс. руб. | 123510 | 83734 | -39776 |
| Средняя величина собственного капитала, тыс. руб | 4744 | 4854 | 110 |
| Рентабельность продаж, % | 9,59 | 33,77 | 24,18 |
| Коэффициент оборачиваемости активов | 2,49 | 1,33 | -1,16 |
| Соотношение всего авансированного и собственного капитала | 26,03 | 17,25 | -8,78 |
| Рентабельность собственного капитала, % | 621,57 | 773,16 | 151,59 |
Расчеты в таблице показывают, что организацией достигнут высокий уровень рентабельности при его повышении по сравнению с предыдущим годом. Для определения влияния отдельных факторов на рентабельность собственного капитала используем трехфакторную модель:
- влияние уровня рентабельности продаж на рентабельность собственного капитала:
∆РСК Рпр = 24,18*2,49*26,03 = 1567,22 %;
- влияние оборачиваемости активов на рентабельность собственного капитала:
∆РСК КобА = 33,77*(-1,16)*26,03 = -1030,26 %;
- влияние доли собственного капитала в общей сумме авансированного капитала:
∆РСК Кстр = 33,77*1,33*(-8,77) = -393,08 %;
Суммарное влияние факторов:
∆РСК = 1567,22-1030,26-393,08 = 143,88 %.
Таким образом, увеличение рентабельности продаж привело к росту рентабельности собственного капитала на 1567,22 %, а снижение оборачиваемости активов и коэффициента соотношения всего собственного и авансированного капитала привело к снижению рентабельности собственного капитала на 1030,26 % и 393,08 % соответственно.
Одним из показателей эффективности деятельности организации является рентабельность продаж, определяемая как отношение прибыли к выручке от продажи. Для расчета рентабельности продаж используем следующую формулу:
Рпр = Ппр/РП = (РП-СРП)/РП=1-СРП/РП.
Данные для анализа приведены в таблице (таблица 15).
Таблица 15 – Анализ рентабельности продаж
| Показатели | 2008 г. | 2009 г. | Отклонение |
| Выручка от продажи продукции (работ, услуг), тыс. руб. | 307397 | 111058 | -196339 |
| Себестоимость проданной продукции (работ, услуг), тыс. руб. | 307397 | 111058 | -196339 |
| Прибыль от продаж, тыс. руб. | 32615 | 56615 | 24000 |
| Рентабельность продаж, % | 9,59 | 33,77 | 24,18 |
Как видно из данных таблицы за анализируемый период произошло значительное увеличение рентабельности продаж (на 24,18 %). Определим влияние отдельных факторов на рентабельность продаж способом цепных подстановок:
Рпр1 = 100 – 111058/307397*100 = 63,87 %;
Рассчитаем влияние себестоимости продукции на рентабельность продаж:
Рпр1 – Рпр б = 63,57 - 9,59 = 53,98 %;
Определим влияние выручки от продажи на рентабельность продаж:
Рпрф – Рпр1 = 33,77 – 63,57 = -29,80 %.
Суммарное влияние факторов:
∆Рпр = 53,98 – 29,80 = 24, 90%.
Следовательно, снижение себестоимости привело к росту рентабельности продаж на 53,98 %, а снижение выручки от продаж отрицательно повлияло на рентабельность продаж и привело к ее снижению на 29, 80 %.






