Анализ финансовых результатов

 

Начнем анализ с определения доходов и расходов организации на базе формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Суммы приведены в таблице 11.

Таблица 11 – Анализ доходов и расходов ОАО «Трансэлектромонтаж»

Показатели 2009 г. 2008 г. Отклонение Темп роста к пред. году, %
Выручка от продажи продукции (работ, услуг) 167673 340012 -172339 49,31
Себестоимость проданной продук-ции (работ, услуг) 111058 307397 -196339 36,13
Валовая прибыль 56615 32615 24000 173,59
Прибыль от продаж 56615 32615 24000 173,59
Сальдо прочих доходов и расходов -2610 -3310 -700 78,85
Прибыль до налогообложения 54005 29305 24700 184,29
Текущий налог на прибыль 11334 7686 3648 147,46
Чистая прибыль 42825 21645 21180 197,85

 

На основании таблицы можно сделать вывод, что бухгалтерская прибыль возросла на 73,59%, что привел к еще большему возрастанию чистой прибыли, остающейся в распоряжении организации (на 97,85 %). При этом выручка от продажи продукции снизилась более, чем на 50%. Такое несоответствие свидетельствует о снижении затрат на производство и росте его эффективности. Сальдо прочих доходов и расходов отрицательно, то есть сумма прочих расходов превышает суму прочих доходов, хотя в последнем отчетном периоде наметилось улучшение ситуации.

Дополним анализ абсолютных показателей доходов и расходов и финансовых результатов анализом структуры прибыли (таблица 12).

Таблица 12 – Анализ структуры прибыли до налогообложения

Показатели 2009 г. 2008 г. Отклонение
Прибыль до налогообложения 54005 29305 24700
в том числе:      
текущий налог на прибыль 11334 7686 3648
чистая прибыль 42825 21645 21180

 

Из таблицы видно, что прибыль до налогообложения значительно возросла (на 24700 тыс. руб.). После уплаты налогов в распоряжении предприятия осталась чистя прибыль в размере 21180 тыс. руб.

 

 

Анализ показателей рентабельности

 

Показатели рентабельности  помогают оценить экономическую эффективность деятельности коммерческой организации. В показателях рентабельности величина прибыли сопоставляется с различными показателями, такими как величина собственного капитала ли сумма выручки от продаж продукции (работ, услу).

Начнем анализ показателей рентабельности с анализа рентабельности активов. Рассчитаем общую рентабельность активов, рентабельность активов по чистой прибыли и рентабельность производственных активов по бухгалтерской прибыли:

Робщбср*100%;

Рччср*100%;

Робщбср*100%/(ОПФ+Обмат)*100%.

Расчеты представлены в виде таблицы (таблица 13).

 

Таблица 13 – Анализ рентабельности активов

Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. Откло-нение Темп роста, %
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 22597 29305 54005 31408 238,99
Чистая прибыль, тыс. руб. 16971 21645 42825 25854 252,34
Средняя величина активов, тыс. руб. 133768 123510 83734 -50034 62,60
Средняя величина производственных активов, тыс. руб. 76305 74421 76201 -104 99,86
Общая рентабельность активов, % 16,89 23,73 64,50 47,60 381,80
Рентабельность активов по чистой прибыли, % 12,69 17,52 51,14 38,46 403,13
Рентабельность производственных активов по бухгалтерской прибыли,% 29,61 39,38 70,87 41,26 239,32

 

Из данных таблицы следует, что общая рентабельность активов за рассматриваемый период значительно возросла, практически в половину, темп роста по сравнению с 2007 годом составил 381,80%. Аналогична ситуация с рентабельностью активов по чистой прибыли и рентабельности производственных активов. Их значения возросли на 38,46% и 41,26 % соответственно. Такой рост показателей рентабельности вызван резким увеличением прибыли при одновременном снижении стоимости активов предприятия.

Анализ рентабельности собственного капитала проводят на основе следующих показателей: рентабельность собственного капитала по бухгалтерской прибыли, рентабельность собственного капитала по чистой прибыли:

Рск = Пб/СК*100%=Рпр*Коб*100%;

Рск = Пч/СК*100%=Рпр*Коб.Астр.К,

где Коб.А  -  коэффициент оборачиваемости активов;

Кстр.К - коэффициент соотношения всего авансированного и собственного капитала.

Для анализа представим данные в виде таблицы (таблица 14).

Таблица 14 – Анализ рентабельности собственного капитала

Показатели 2008 г. 2009 г. Отклонение
Чистая прибыль, тыс. руб. 21645 42825 21180
Выручка от продажи продукции (работ, услуг), тыс. руб. 307397 111058 -196339
Среднегодовая стоимость активов, тыс. руб. 123510 83734 -39776
Средняя величина собственного капитала, тыс. руб 4744 4854 110
Рентабельность продаж, % 9,59 33,77 24,18
Коэффициент оборачиваемости активов 2,49 1,33 -1,16
Соотношение всего авансированного и собственного капитала 26,03 17,25 -8,78
Рентабельность собственного капитала, % 621,57 773,16 151,59

 

Расчеты в таблице показывают, что организацией достигнут высокий уровень рентабельности при его повышении по сравнению с предыдущим годом. Для определения влияния отдельных факторов на рентабельность собственного капитала используем трехфакторную модель:

- влияние уровня рентабельности продаж на рентабельность собственного капитала:

∆РСК Рпр = 24,18*2,49*26,03 = 1567,22 %;

- влияние оборачиваемости активов на рентабельность собственного капитала:

∆РСК КобА = 33,77*(-1,16)*26,03 = -1030,26 %;

- влияние доли собственного капитала в общей сумме авансированного капитала:

∆РСК Кстр = 33,77*1,33*(-8,77) = -393,08 %;

Суммарное влияние факторов:

∆РСК = 1567,22-1030,26-393,08 = 143,88 %.

Таким образом, увеличение рентабельности продаж привело к росту рентабельности собственного капитала на 1567,22 %, а снижение оборачиваемости активов и коэффициента соотношения всего собственного и авансированного капитала привело к снижению рентабельности собственного капитала на 1030,26 % и 393,08 % соответственно.

Одним из показателей эффективности деятельности организации является рентабельность продаж, определяемая как отношение прибыли к выручке от продажи. Для расчета рентабельности продаж используем следующую формулу:

Рпр = Ппр/РП = (РП-СРП)/РП=1-СРП/РП.

Данные для анализа приведены в таблице (таблица 15).

Таблица 15 – Анализ рентабельности продаж

Показатели 2008 г. 2009 г. Отклонение
Выручка от продажи продукции (работ, услуг), тыс. руб. 307397 111058 -196339
Себестоимость проданной продукции (работ, услуг), тыс. руб. 307397 111058 -196339
Прибыль от продаж, тыс. руб. 32615 56615 24000
Рентабельность продаж, % 9,59 33,77 24,18

 

Как видно из данных таблицы за анализируемый период произошло значительное увеличение рентабельности продаж (на 24,18 %). Определим влияние отдельных факторов на рентабельность продаж способом цепных подстановок:

Рпр1 = 100 – 111058/307397*100 = 63,87 %;

Рассчитаем влияние себестоимости продукции на рентабельность продаж:

Рпр1 – Рпр б = 63,57 - 9,59 = 53,98 %;

Определим влияние выручки от продажи на рентабельность продаж:

Рпрф – Рпр1 = 33,77 – 63,57 = -29,80 %.

Суммарное влияние факторов:

∆Рпр = 53,98 – 29,80 = 24, 90%.

Следовательно, снижение себестоимости привело к росту рентабельности продаж на 53,98 %, а снижение выручки от продаж отрицательно повлияло на рентабельность продаж и привело к ее снижению на 29, 80 %.

 

 




double arrow
Сейчас читают про: