Экономическая характеристика издержек обращения в торговле, классификация издержек обращения

План.

Введение.

I. Сущность издержек обращения.

1. Экономическая характеристика издержек обращения в торговле, классификация издержек обращения.

2. Факторы, влияющие на издержки обращения.

II. Планирование издержек обращения в торговле.

1. Значение и необходимость планирования издержек обращения в торговле.

2. Экономическое обоснование издержек обращения в торговле на планируемый год.

3. Товарно-групповые издержки обращения, их значение в условиях свободного ценообразования.

III. Резервы экономики расходов розничных предприятий в условиях рыночной экономики.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

 

Через торговую сеть определяются спрос, предложение и цены, которые воздействуют затем на структурные сдвиги в производстве.

Издержки обращения – один из главных оценочных показателей финансово-хозяйственной деятельности торговых организаций. Они позволяют определить качество и эффективность работы всего коллектива организации, а внедрение режима экономии издержек способствует росту прибыли, повышению уровня рентабельности.

Издержки обращения участвуют в формировании финансового результата деятельности торговой организации, при прочих равных условиях их экономия позволит увеличить прибыль, упрочить конкурентные позиции торговых предприятий и организаций на рынке товаров и услуг.

С развитием и совершенствованием размещения производи­тельных сил, углублением общественного разделения труда повы­шается роль производственных предприятий в доведении товаров до степени полной готовности к потреблению. В связи с этим сни­жается доля дополнительных издержек в торговле и относитель­но возрастают затраты, связанные со сменой формы стоимости, что способствует в конечном счете повышению культуры торговли и экономии времени покупателей.

Высокий уровень торгового об­служивания населения и сокращение издержек потребления — это важнейшие направления совершенствования торговли в раз­витом обществе. Экономия средств на культуре торгового обслуживания противоречит самой сущности торговли.

В торговле издержки обращения направлены на наибо­лее полное удовлетворение спроса населения. Этим целям слу­жат расходы в торговле, связанные с дополнительным вкладом в потребительную стоимость товаров, улучшением обслуживания населения, информацией покупателей о качестве, свойствах и спо­собах потребления товаров, оказанием дополнительных услуг.

Издержки обращения в торговле всегда выражали, и будут выражать качество работы торговых организаций и предприятий. Относительное снижение издержек обращения на­ряду с уменьшением себестоимости продукции является экономи­ческим условием снижения розничных цен, роста чистого дохода торговли, укрепления финансового состояния торговых организа­ций и предприятий.

В связи с вышеизложенным, тема данной курсовой работы является весьма актуальной.

Целью данной работы является исследование экономической сущности издержек обращения, расчет издержек обращения и выявление путей их сокращения на анализируемом предприятии.

Предметом исследования являются издержки обращения анализируемого торгового предприятия, объектом исследования - УП «Спорттовары».

Исходя из вышесказанного, в курсовой работе поставлены следующие задачи:

ü рассмотреть экономическую характеристику издержек обращения;

ü изучить факторы, влияющие на издержки обращения;

ü провести расчет издержек обращения исследуемого торгового предприятия;

ü выявить пути снижения издержек обращения на УП «Спорттовары».

 

 

I. Сущность издержек обращения.

Экономическая характеристика издержек обращения в торговле, классификация издержек обращения.

Издержками обращения называются выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по планомерному доведению и реализации товаров потребителям. Они включают расходы на оплату труда работников торговли, транспортирова­ние, хранение, упаковку, подсортировку и подготовку товаров к продаже, а также расходы на организацию закупки и реализации, на управление торговлей, ведение учета и контроля за выполне­нием планов торгово-финансовой деятельности.

В общую сумму общественных затрат на обращение товаров включаются и издержки обращения в сфере потребления, свя­занные с нахождением, покупкой и доставкой покупателями то­варов на дом. Издержки потребления составляют примерно поло­вину всех издержек сферы обращения и почти в полтора раза превосходят величину текущих затрат торговли.

Однако не все затраты торговли можно относить на издержки обращения. Так, затраты и потери, возникающие в результате небрежного отношения к собственности, убыт­ки, образующиеся по причине наличия дебиторской задолженно­сти, не востребованной в срок, штрафы и пени, уплачиваемые вследствие невыполнения хозяйственных договоров, и прочие по­добные потери не должны учитываться как издержки обраще­ния. Указанные расходы необходимо взыскивать с виновных лиц, либо списывать на результаты хозяйственной деятельности.

Издержки торговли составляют более 40% общих издержек обращения по товарам личного потребления, в том числе около 65% приходится на розничную торговую сеть. Соотношение раз­личных звеньев торговли в издержках обращения не является по­стоянным. Доля издержек розничного и оптового звеньев снижа­ется, соответственно растет доля общественного питания и орга­низаций, осуществляющих завоз, хранение и оптовую реализацию картофеля, овощей и фруктов.

К дополнительным издержкам обращения относятся расходы по транспортированию, подработке, сортировке и фасовке това­ров, хранению товарных запасов и другие производственные издержки. Источником возмещения этих издержек является труд, затрачиваемый на производственные процессы и участвующий в создании стоимости товаров.

Чистые издержки обращения — это расходы, связанныесо сменой формы стоимости в процессе купли-продажи товаров (ве­дение учета, осуществление денежных и кредитных расчетов, ор­ганизация рекламы и т. п.).

В отличие от дополнительных чистые издержки обращения не увеличивают стоимости товаров и возмещаются за счет чистого дохода, созданного в отраслях материального производства (включая производственные процессы в торговле). Деление из­держек торговли на дополнительные и чистые позволяет точнее установить границы сферы материального про­изводства, правильнее исчислить величину общественного про­дукта и национального дохода, глубже понимать процессы, проис­ходящие в торговле, и целенаправленно управлять ими, выявлять пути разумной экономии средств.

Соотношение между дополнительными и чистыми издержками обращения не является постоянным. Его изменение обусловлива­ют объективные процессы развития экономики в целом, и торговли в том числе.

Для более глубокого познания сущности издержек и обеспечения возможности управления ими разработана система классификации затрат, т. е. их группировка по какому-либо предварительно разработанному или принятому признаку. Классификация позволяет непрерывно контролировать и анализировать издержки обращения по их разновидностям, следить за их динамикой, выяв­лять изменения, тенденции с целью дальнейшего управления ими. Единая классификация издержек обращения дает возможность сопоставлять их не только с затратами внутри торгового предпри­ятия, но и с затратами по другим магазинам. Можно тем самым сравнить качество управления в разных магазинах и в разных отделах.

В управленческом учете в развитых странах используются сле­дующие варианты классификации затрат:

- по экономическим элементам затрат;

- по статьям себестоимости (статьи калькуляции издержек);

- по отношению к технологическому (торговому) процессу — основные, накладные;

- по составу (одноэлементные, комплексные);

- по способу отнесения на себестоимость товара (издержкоемкость) — прямые и косвенные;

- по роли в торговом процессе — производственные, непроиз­водственные;

- по целесообразности расходования (производительные, непро­изводительные - и те и другие являются общественно необходи­мыми).

- по возможности охвата планом — планируемые, непланируе­мые;

- по отношению к объему товарооборота (продаж) — пере­менные, постоянные;

- по периодичности возникновения — текущие, единовременные, декадные, посменные, ежедневные;

- по включению в калькуляцию — нейтральные (некалькулируе­мые), калькулируемые, дополнительные;

- по временной форме — фактические, плановые.

Затраты могут подразделяться на следующие группы:

- затраты на капи­тал;

- затраты на услуги третьих фирм;

- затраты на нало­ги;

- принудительные отчисления;

- затраты на электро­энергию, коммуналь­ные услуги, телефон;

- косвенные налоги, от­числения и др. в раз­личные фонды, связан­ные с решением госу­дарственных социаль­ных задач;

- расходы на железнодорожные, водные, воздушные, автомобильные и гужевые перевозки;

- расходы на оплату труда;

- расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря;

- амортизация основных средств;

- отчисления и затраты на ремонт основных средств;

- износ санитарной одежды, столового белья, МБП, столовой посуды и приборов;

- расходы на хранение, подработку, тару, подсортировку и упаковку товаров;

- расходы на торговую рекламу;

- проценты за пользование кредитом и займами;

- потери товаров и продуктов при перевозке, хранении и реализации;

- отчисления на социальные нужды;

- прочие расходы.

В зарубежной практике, в частности в розничной торговле США, применяют два вида классификаций: естественную и функциональную.

В основу естественной классификации положена сущность издержек независимо от того, для осуществления какой функции были произведены эти затраты.

Функциональная классификация построена по принципу отнесения затрат на конкретные задачи, решаемые торговым предприятием.

Сравнивая системы классификаций затрат, применяемые в отечественном и зарубежном учете, можно выделить общие моменты и различия. К общим относятся группировки затрат по экономическим элементам, статьям калькуляции, по отношению к торгово-технологическому процессу. Отличительными чертами являются некоторая упрощенность и условность классификации, принятой за рубежом, отсутствие единой классификации всех затрат во всех отраслях деятельности.

Классификация по отраслям хозяйственной деятельности предусматривает учет и планирование издержек по:

- розничной торговле;

- оптовой торговле;

- общественному (массовому) питанию;

- по завозу, длительному хранению и оптовой реализации картофеля, овощей, фруктов (в рублях на тонну продукции);

- издержки по заготовке сельскохозяйственной продукции (по растениеводству в рублях, на тонну заготовленной продукции; по животноводству — в процентах к закупочной стоимости; в потребительской кооперации — в процентах к объему заготовленной продукции).

Потоварная классификация связана с различиями в уровнях затрат, вызванными неодинаковой издержкоемкостью товаров. В основе потоварной классификации лежит сумма расходов, приходящаяся на рубль (100 или 1000 руб.) товарооборота. С помощью специальных наблюдений выявлено, что уровень издержек обращения по товарным группам имеет весьма широкий диапазон колебаний, например, для яиц он составляет 50 %, масла животного — 6%, мебели — 14,1%, консервов овощных - 19,8%, картофеля — 18,1%, часов — 5,4%, ювелирных изделий — 5,7% и т.п. В целом по непродовольственной торговле уровень издержек обращения примерно составляет около 9—15%, по продовольственной — 6—15%, плодоовощной — II—20%. Приведенные данные характерны для нынешнего состояния экономики. С улучшением или изменением торговли в целом они могут изменяться.

Тенденция роста издержек, зафиксированная в последние годы, особенно в сопоставимом виде, сохранится, что обусловлено переходным периодом, неликвидированностью затратного принципа ведения хозяйства и ориентацией торгового обслуживания на мировые достижения по уровню затрат. Как известно, уровень издержек за рубежом выше, и это обусловлено более высоким качеством обслуживания, спецификой затрат. Рост издержек в зарубежной практике, связанный с конкуренцией, имеет свои пределы, после чего происходит его стабилизация и снижение.

Выше предложенные принципы классификации издержек ориентированы в основном на задачу их учета и планирования. Рассмотрение издержек с точки зрения управления ими требует расширения классификационных группировок с целью максимального использования тех или иных характеристик издержек для реализации функциональных задач торговли.

В соответствии с классификационным признаком —- по способу отнесения на себестоимость издержки делятся на прямые (контролируемые), непосредственно связанные с практической деятельностью того или иного отдела, магазина, и на косвенные, которые производятся всем магазином в целом или группой магазинов. К косвенным (неконтролируемым) затратам относятся: заработная плата административно-управленческого персонала всего магазина; расходы по содержанию общемагазинных служб (вычислительного центра, бухгалтерии и других отделов). Косвенные издержки рассматриваются как неизбежные, ибо их нельзя упразднить без ликвидации какой-либо функции или подразделения. Косвенные расходы должны распределяться на все секции и отделы магазина.

Существует несколько методов распределения косвенных издержек и затрат между товарными отделами (секциями), службами, функциями и прочими центрами затрат:

- пропорционально обороту отделов;

- пропорционально торговой площади, занимаемой отделами (натуральной или взвешенной), т.е. с учетом этажности, места расположения в зале, близости к эскалаторам, лифтам, главным торговым проходам и пр.

При распределении издержек и затрат в торговых фирмах, имеющих в своем составе несколько магазинов, применяют следующие способы:

а) на магазины-филиалы относят только прямые издержки обращения;

б) на магазины-филиалы относят прямые издержки плюс некоторую долю косвенных затрат;

в) на магазины-филиалы относят прямые издержки плюс накладные расходы, исчисленные в процентах к обороту;

г) прямые издержки плюс накладные расходы, исчисленные в зависимости от фактической рабочей нагрузки.

Издержки обращения непосредственно связаны с функционированием основного и оборотного капитала. Материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды — затраты собственного оборотного капитала; амортизация — собственного основного капитала; прочие затраты — собственного и заемного оборотного капитала, заемного основного капитала.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: