Экономическое обоснование издержек обращения

В новых экономических условиях проект плана текущих расходов разрабатывают непосредственно финансово - экономические отделы потребительских обществ, предприятия, оптовые базы, а утверждается он директором предприятия или правлением потребительского общества. Экономически обоснованный размер издержек обращения в условиях свободного ценообразования необходим доля обоснования уровня торговой надбавки, а, следовательно, и розничной цены на тот или иной товар. Роль торговли в рыночной экономике резко возрастает. Поэтому необходимо экономически грамотно обосновать сумму и уровень издержек обращения на предстоящий период. Цель и задача планирования издержек обращения указывались ранее.

В процессе планирования используются следующие материалы:

o Материалы анализа издержек обращения за предыдущее годы;

o Действующие нормы расхода материалов, топлива, электроэнергии, действующие тарифы и ставки;

o Прогнозируемые индекс цен и инфляция;

o Разрабатываемые планы хозяйственной деятельности. При разработке сметы издержек обращения целесообразно использовать многовариантные подходы. Основными методами прогнозирования и планирования издержек обращения по отдельным статьям являются:

- опытно - статистический метод

- технико-экономические расчёты

- прямые расчёты издержек обращения, по статьям исходя из базисной величины

- экономико-математическое моделирование.

Одним из принципов разработки планов является оптимизация их показателей. Соответственно этому плановые уровни и сумма издержек обращения должны представлять собой величину рациональных расходов. Уменьшение этих расходов является одним из условий снижения розничных цен и укрепления своих позиций на рынке в условиях конкуренции.

Предприятия должны выполнять расчёты ожидаемых изменений издержек обращения в предстоящем периоде.

Рассмотрим методы планирования:

1. Планирование издержек обращения в целом рассчитывают исходя из разработанных плана товарооборота, прибыли и доходов, тогда:

План ИО = план Д - план П.,

Где: ИО - издержки обращения

Д - доходы

П - прибыль.

 

Пример: На 2010 год планируемый товарооборот магазина «Парламент» составил 27300 т.р. Доходы составили 37,9% от товарооборота. План прибыли 3,2 %. Рассчитать плановые издержки обращения и уровень издержек обращения.

Решение:

План ИО = план Д - план П.

УИО = ∑ ИО * 100

                Т-т

 

Найдём план Д = 27300*37,9 = 7503 т.р.

                          100+37,9

 

План П = т-т 3,2 = 27300 * 3,2 = 873,6 т.р.

               100    100

 

Тогда план ИО = 7503-873,6=6629,4 т.р.

УИО = 6629,4 * 100 = 24,28%

        27300

 

2. Плановые издержки определяют по каждой статье и в целом опытно - статистическим путём за основу, берётся достигнутый уровень издержек обращения. По бухгалтерским документам выявляют все расходы, которые можно было не допускать (Например: переплата за разгрузку, погрузку, перевозку; перерасход электроэнергии, топлива). А так же по разрабатываемым планам выявляем те расходы, которые могут увеличить уровень издержек обращения (Например: дополнительная амортизация при приобретении оборудования, рост тарифов, цен на товары и т.д.) тогда:

План УИО = УИО отч. - все факторы,              факторы, которые

                                     которые приведут    +    приведут к росту

                                     к снижению УИО         УИО.

Пример: План товарооборота в магазине «Парламент» составит 27300т.р. Уровень издержек обращения в отчётном году равен 29,63%. В том числе:

Неэффективные затраты по погрузочно-разгрузочным работам составил 0,63%. В планируемом году будет приобретено новое оборудование, которое увеличит амортизацию на 0,5%. Далее рост цен на товары увеличит товарооборот и снизит уровень издержек обращения на 0,9%. Рост тарифов на электроэнергию, транспортные услуги повысит уровень на 0,8%.

Найдём УИО на планируемый год = 29,63-0,63+0,5-0,9+0,8=29,4%

Тогда плановая сумма ИО = УИО* т-т = 29.4*27300 = 8026,2 т.р.

                                                                      100             100

3. Планирование издержек обращения по статьям производится опытно-статистическим методом на основе анализа издержек обращения, установленных тенденций их изменения, исходя из этого по каждой статье, намечают темпы роста (снижения) и тогда план ИО = Ио за отч.год * план Тр.

                                                                                                          100

Пример: Расходы на транспортировку в отчётном году составили 159386,83руб. Предусмотрено снизить расходы на 5%. Рассчитать сумму расходов на планируемый год.

Найдём темп снижения = 100-5 = 95%

Тогда план ИО = 159386.83*95 = 151417,48 руб.

                                                 100

4.Планирование издержек обращения по статьям так же можно осуществлять методом технико-экономических расчётов.

1) Расходы на транспортировку товаров, сырья, продуктов. Планирование осуществляется на основе товарных групп. По каждой товарной группе берётся разработанный план поступления товаров и опытно-статистическим путём устанавливается средняя цена 1 тонны товаров. Мы рассмотрим планирование на товарной группе масло животное. План поступления товаров составил 50,1 т.р., средняя цена 1 тонны товара 78 т.р.

Рассчитаем вес товара в тоннах =    план поступления товаров

                                                     средняя цена 1 тонны товара.

Вес товара в тоннах = 50,1 =0,64 т.

                                   78

После этого определяем вес тары = вес товара * % веса тары

                                                                           100

% веса тары = 5.2%, тогда:

вес тары = 0,64*5,2 = 0,04т.

                  100

Определим физический грузооборот (вес-брутто), он равен вес товара + вес тары.

Физический грузооборот = 0,64+0,04=0,68т.

Повторные перевозки = физический гр-т * % повторных перевозок

                                                                     100

В нашем примере % повторных перевозок составил 40%,

следовательно, они равны:

Повторные перевозки = 0,68*40 = 0,27 т.

                                         100

Теперь рассчитаем транспортный грузооборот, он равен:

Физический грузооборот + повторные перевозки.

Транспортный грузооборот = 0,68 + 0,27 = 0,95 т.

В нашем случае наёмного транспорта нет, поэтому сумма расходов по транспортировке рассчитывается:

Транспортный грузооборот * ср.ставку транспортных расходов.

Сумма расходов по транспортировке = 0,95*379,3=360,34 т.р.

2) Расходы на аренду и содержание помещений.

На этой статье учитывают:

А) Расходы на аренду = арендуемая площадь * арендную плату за 1 кв.м. Например: Арендуемая площадь равна 549 кв.м.. За 1 кв.м. организация платит 250 руб. в месяц. Рассчитать расходы на аренду. Расходы на аренду = 549*250*12=164,7 тыс.руб.

Б) Расходы на освещение.

Планируются в разрезе торговых предприятий и видов помещений. Сумма расходов на освещение = часовая норма освещения * освещаемая площадь * годовое число горения * тариф за 1 кВт/ч. Рассмотрим пример на магазине №1. Часовая норма освещения на 1 кв.м. 65 Вт, освещаемая площадь 63 кв.м., годовое число часов горения составит 1825 ч.

Рассчитаем потребное количество электроэнергии на год, оно равно: часовая норма * освещаемая площадь * годовое число горения. Потребное количество электроэнергии = 65*63*1825=7473,38 кВт/ч.

Расходы на электроэнергию = потребное количество электроэнергии * тариф за 1 кВт/ч. Стоимость 1 кВт/ч. = 1,40 руб., следовательно расходы на электроэнергию = 7473,38*1,40 = 10462,73 руб.

 

Расчёт расходов на освещение.                                                            Табл.1

№ п/п Торговые предприятия Часовая норма освещения на 1 кв.м. в Вт Освещаемая площадь Годовое число час. использования магазинов освет. нагрузки Потребное количество электроэнергии на год, кВт/ч. Расходы на электроэнергию (руб.)
А Б 1 2 3 4 5

Магазин № 1

1 Торговый зал 65 63 1825,00 7473,38 10462,73
2 Подсобное помещение 14 22 3650,00 1124,20 1573,88
  Итого   85 5475,00 8597,58 12036,61

Магазин № 2

1 Торговый зал 65 92 2190,00 13096,20 18334,68
2 Подсобное помещение 14 40 4015,00 2248,40 3147,76
  Итого   132 6205,00 15344,60 21482,44

Магазин № 3

1 Торговый зал 80 187 2555,00 38222,80 53511,92
2 Подсобное помещение 14 53 4380,00 3249,96 4549,94
  Итого   240 6935,00 41472,76 58061,86

Магазин № 4

1 Торговый зал 65 67 6935,00 30201,93 42282,70
2 Подсобное помещение 14 25 8760,00 3066,00 4292,40
  Итого   92 15695,00 33267,93 46575,10
  Всего:     34310,00 98682,86 138156,00

 

В) Расходы по отоплению планируют если отопление центральное, то сумму расходов рассчитывают как площадь * тариф за 1 кв.м.

Например: Площадь магазина составляет 2600 кв.м. Отопление 1 кв.м. составляет 3.6 руб. в месяц. Рассчитать расходы на отопление за год.

Расходы за месяц = 2600*3,6=9,36 т.р.

Расходы за год = 9,36*12=112,32 т.р.

Если отопление печное, то рассчитываем расходы на топливо. Рассмотрим на примере магазина №1.

Потребность в условном топливе = Объём помещения * норму расхода условного топлива.

Потребность в условном топливе = 204*11,7=2386,8 кг.

Затем условное топливо пересчитываем в натуральное топливо = потребность в условном топливе/ коэффициент перевода в условное топливо.

Коэффициент перевода в нашем примере равен 0,895

Натуральное топливо=2386,8/0,895=2,67т.

Теперь рассчитаем сумму расходов по формуле:

Потребность в натур, топливе* цена за 1 т. топлива..

Цена 1 тонны угля с доставкой равна 900 руб., следовательно сумма

расходов = 2,67*900=2400,14 руб.

Расчёт расходов топлива на отопительный период.                                          Табл.2

 

№ п/п

Наименование помещений

Отапливаемый объём куб. м.

Норма расхода услов. топлива на 1куб.м., кг

Потребность в условном топливе,

кг.

Потребность в натуральном топливе

Угля, т. Цена за ед.руб Сумма расходов, руб
A Б 1 2 3 4 5 6
1 магазин № 1 204 11,7 2386,8 2,67 900 2400,14
2 магазин № 2 316,8 11,7 3706,56 4,14 900 3726
3 магазин № 3 576       6,5 44928
4 магазин № 4 220,8       6,5 17222,4
  Итого 1317,6 23,4 6093,36 6,81   68276,5
               

 

Г) Далее рассчитываются прочие расходы.

1) Противопожарные мероприятия планируют на основе договоров со спец.пожарной охраной;

2) Проверка и клеймение весоизмерительного оборудования планируется на основе договора с комитетом стандартизации и метрологии;

3) Расходы по содержанию помещений в чистоте планируют по опыту прошлых лет;

4) Водоснабжение канализация. Если центральное, то исходя из установленных тарифов или норм расхода на одного человека.

Д) Далее все расчёты сводим в одну таблицу:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: