Контроль функционирования ОЭЗ

Как показывает зарубежный опыт, в свободных экономических зонах действует законодательство соответствующего государства (гражданское, хозяйственное, трудовое и т.д.), за исключением тех изъятий, которые установлены законодательными актами об иностранных инвестициях, законами об ОЭЗ и положениями о конкретных зонах. Особое значение для регулирования хозяйственной деятельности в ОЭЗ приобретает, естественно, законодательство о предпринимательской деятельности, налоговое законодательство, положения законодательства об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, антимонопольного законодательства,  других актов, связанных с переходом к рыночной экономике.

Что же касается органов хозяйственного управления, то на практике встречаются различные варианты решения этой непростой проблемы.

В наиболее частых случаях, когда территория зоны полностью совпадает с территорией области, города, района и т.д., вопросы административного и хозяйственного руководства зоны должны возлагаться на соответствующие местные органы власти и управления. В этих случаях административное управление ОЭЗ должно возлагаться на соответствующие территориальные органы региона, в рамках которого предлагалось на правах самостоятельного структурного подразделения создавать администрацию зоны.

Вопросы же общехозяйственного развития зоны предлагалось возложить на специальную корпорацию, создаваемую за счет вкладов зональных и внезональных предприятий, местных, а также центральных органов управления. Они должны действовать на коммерческих принципах.

Корпорация призвана заниматься перспективным планированием развития ОЭЗ, представлять хозяйственные интересы зоны внутри страны и за рубежом (включая проведение рекламы, мероприятий по привлечению инвестиций и т.п.), объявляет и проводит торги на размещение новых производств, организует привлечение и профессиональную подготовку трудовых ресурсов, осуществляет строительство и эксплуатацию объектов инфраструктуры, обустройство и сдачу в аренду земельных участков, обеспечивает, в случае необходимости, снабжение и финансирование предприятий.

В настоящее время в России сформирована нормативная правовая база, необходимая для создания и функционирования ОЭЗ. Она включает свыше 50 нормативно-правовых актов. Создана и система управления данным процессом, которая включает в себя следующие органы[18]:

1) Министерство экономического развития Российской Федерации (МЭР) – как главный орган исполнительной власти, осуществляющий разработку государственной политики в сфере создания и функционирования ОЭЗ и формирующий законодательную базу этого процесса.

2)  Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) – как орган исполнительной власти, осуществляющий управление всем процессом создания и функционирования ОЭЗ.

3) Наблюдательные советы ОЭЗ – как совещательные органы, определяющие стратегию развития каждой ОЭЗ. В наблюдательные советы ОЭЗ входят представители Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, резидентов ОЭЗ, а также общественных организаций и объединений.

4) Открытое акционерное общество «Особые экономические зоны»             (100% собственности уставного капитала принадлежит Российской Федерации) – как главная управляющая компания в сфере проектирования и строительства за счет государственных средств объектов инфраструктуры ОЭЗ.

На территории каждого региона, где созданы ОЭЗ, также сформированы территориальные органы Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами, филиалы или дочерние общества ОАО «ОЭЗ», назначены уполномоченные подразделения и уполномоченные лица в субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления, отвечающие за создание и развитие ОЭЗ на данной территории.

Стоит обратить внимание на то, что 5 октября 2009 г. Агентство по управлению особыми экономическими зонами было упразднено. Все функции и обязательства агентства были переданы курирующему его деятельность Минэкономразвития России (МЭР).

На мой взгляд, следует ожидать, что эффективность ОЭЗ при передаче в МЭР функций по их управлению не снизится, поскольку соответствующие нормативные акты создавались именно этим министерством. Основа проблемы состоит в самой идее ОЭЗ, предполагающей застройку территорий зон частными инвесторами. На практике частный инвестор предпочитает приходить на все готовое и застройку приходится делать государственному органу. Такой подход чреват серьезным замедлением темпов строительства. Тем не менее, по мнению властей, принятое решение позволит именно на уровне субъектов федерации эффективно осуществлять управление зонами, своевременно вносить корректировки и обеспечивать строительство объектов инфраструктуры. Время от принятия решений до реализации значительно сократится при такой схеме управления зонами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: