Государственный бюджет

Государственное регулирование экономики может осуществляться посредством как денежно-кредитной политики, так и бюджетно-налоговой, или фискальной политики.

Центральным понятием бюджетно-налоговой политики является государственный бюджет, являющийся важным звеном в финансовой системе. Он объединяет такие понятие, как налогообложение, государственные расходы и государственный кредит. Но это не просто финансовый документ, утвержденный в качестве закона. Именно вокруг бюджета государства организована вся финансовая система в целом, а также финансовое планирование и прогнозирование, осуществляемое на основе проводимой государством финансовой политики. Посредством государственного бюджета происходит мобилизация денежных средств и их распределение.

Бюджет государства состоит из расходной и доходной частей, которые в разных странах имеют свои особенности.

Доходы бюджета на 2010 год составляют 6,95 триллиона рублей (предполагается, что к 2012 году они вырастут до 8,1 триллиона). Доходная часть государственного бюджета в основном базируется на поступлении налогов, являющихся обязательными платежами юридических и физических лиц в пользу государства. Именно в процессе поступления налогов в государственный бюджет формируется та финансовая база, которая позволяет государству выполнять свои главные функции. Основные налоги, обеспечивающие поступление денежных средств в государственный бюджет, законодательно закреплены за ним. К таким налогам относятся:

1) Подоходный налог (с физических лиц и на прибыль предприятий)

2) Налоги на расходы (на добавленную стоимость, на продажи, акцизы)

3) Поимущественные налоги (на собственность, дарения и наследства)

Сущность налогов в полной мере отражается через такую форму как денежные взносы граждан, необходимые для содержания аппарата власти. Минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на выполнение его основных функций. Манипулирование налогами и налоговыми льготами позволяет оказывать существенное воздействие на динамику и структуру экономики, на капиталовложения и занятость, осуществление социальной политики, обеспечение соответствующего распределения доходов и богатства. Налоговая политика может устранять и сглаживать присущие рынку дефекты, стихийно складывающиеся пропорции между сбережениями и инвестициями, доходностью различных сфер хозяйства.

Кроме того, налоги классифицируют как прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц. Косвенные налоги взимаются путем установления надбавки к цене товаров и услуг.

Прямые налоги обычно прогрессивные: чем выше доход налогоплательщика, тем большая его доля изымается государством в виде налога. Косвенные налоги напротив регрессивные. Их доля в доходе находится в обратной зависимости от величины дохода. В этом смысле они социально не справедливы.

В структуре налоговых поступлений в государственный бюджет РФ около половины составляют косвенные налоги, а подоходные налоги- примерно треть, еще приблизительно пятая часть налоговых доходов- прочие налоги, в значительной степени поимущественные. Кроме того, в основном за счет взносов работодателей формируются внебюджетные социальные фонды. По существу они представляют собой целевые прямые налоги, сумма которых превосходит прямые налоги государственного бюджета. В целом, с учетом внебюджетных целевых поступлений, доходы государства наполовину состоят из прямых налогов, в том числе почти на треть из взносов в социальные фонды, и более чем на одну треть – из косвенных налогов. (табл 1)

Таблица 1

Структура доходов государственного бюджета РФ и внебюджетных фондов в 2008 году (в % к ВВП)

Доходы - всего

38,4

из них: налог на прибыль организаций

6

налог на доходы физических лиц

4

единый социальный налог

1,9

НДС

5,1

акцизы

0,9

налог на совокупный доход

0,4

налоги на имущество

1,2

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

4,2

доходы от внешнеэкономической деятельности

8,6

доходы от использования имущества, находящегося в госуд. и муниц. собственности

1,1

платежи при пользовании природными ресурсами

0,3

безвозмездные поступления

0,2

доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

0,2

 

Рассчитано по: Российский статистический ежегодник. М., 2009.

      Помимо того, что через бюджет аккумулируются денежные средства, с его помощью также осуществляется распределение этих средств на удовлетворение нужд государства.

Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования, по основным макроэкономическим показателям в 2010 году они составят 9,89 триллиона рублей.

Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи: социальные пособия, образование, здравоохранение и др. С помощью различных экономических рычагов государство регулирует личные доходы, перераспределяя национальный доход в пользу наименее обеспеченных слоёв. Важнейшими среди них являются социальные выплаты или дотации (трансферты) населению: пособия по безработице, помощь иждивенцам и инвалидам, больным, пенсионерам и престарелым, пособия на детей, жилищные субсидии. Социальная помощь может быть оказана также в виде предоставления бесплатного питания, оказания медицинской помощи, предоставления единовременных денежных пособий. Именно благодаря этой функции рыночную экономику в ряде стран называют “социально-ориентированной”, т.е. создающей высокий уровень социальной защиты населения. Среди всех экономически развитых стран особое место по  этому показателю занимает Швеция. Трансферты в ней - один из самых высоких в мире, государственные расходы ежегодно составляют более 60% ВНП, из них более половины приходится на трансферты. В США на реализацию социальных программ ежегодно затрачивается более 10% национального продукта.

В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюджетные субсидии сельскому хозяйству, которые имеют также социальную, политическую и хозяйственную направленность. Ни одно государство не может быть заинтересовано в ускоренном и массовом разорении своего крестьянства, фермерства.

Оборонная функция - это обеспечение существование нации, защита её суверенитета, национальных границ. Для выполнения этой функции необходимо иметь оснащённую армию, разведывательные органы, комплекс предприятий, производящих вооружение, сеть научно-исследовательских лабораторий и институтов. Кроме этого, для защиты своих национальных интересов ряд государств имеют за границей военные базы, контингенты вооружённых сил. Расходы на эти цели во всех странах значительны. Как правило они превышают все другие расходы, составляя 20-30% всех расходов государства. Особенно быстро растут расходы на проведение научно-исследовательских работ и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) по созданию вооружений и военной техники. (см. табл. 2)

                                                                                        Таблица 2

Структура государственных расходов РФ в 2008 году (в % к ВВП).

Расходы - всего:

33,6

из них:    на общегосударственные вопросы

3,1

на национальную оборону

2,5

на национальную безопасность и правоохранительную деятельность

2,6

на национальную экономику

5,4

на ЖКХ

2,8

на социально-культурные мероприятия

17,1

Рассчитано по: Российский статистический ежегодник. М., 2009.

 

 Конъюнктурным целям бюджетного регулирования служат расходы по внутреннему долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры и т. д. Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций. В периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время перегрева конъюнктуры - сокращаются.

Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, на национальную конкурентоспособность на мировых рынках.

Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочном плане улучшают платёжный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.

Действенность государственного регулировании экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм (их доли в ВВП); во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.

 

 

Бюджетный дефицит.

 Важной характеристикой государственного бюджета является соотношение его доходной и расходной частей. Выделяют три типа соотношения доходных и расходных статей бюджета. В первом случае для государственного бюджета характерно полное соответствие его доходной и расходной статей.                                                              Государственный бюджет, отвечающий данным условиям, в экономической литературе называется сбалансированным. Если же наблюдается несоответствие между доходной и расходной статьями государственного бюджета, то это говорит о наличии профицита, т.е. превышение доходов бюджета над его расходами, либо дефицита государственного бюджета, который выражается в недостатке доходной части. Естественно, наиболее предпочтительной будет ситуация, когда государственные доходы полностью соответствуют потребностям государства в денежных средствах. Однако, на практике сбалансированный бюджет имеет место крайне редко. Чаще всего государство сталкивается с ситуацией, когда расходная часть государственного бюджета превышает его доходную часть. В этом случае принято говорить о дефиците государственного бюджета.

Таким образом, под дефицитом государственногобюджета в современной экономической литературе понимается величина, на которую государственные расходы превышают доходы в конкретном году. 

В современной России проблема бюджетного дефицита оказалась наиболее тяжелой финансовой проблемой. Дефицит консолидированного бюджета составил, по данным Министерства финансов, в 2002 г. 5,8% ВВП, в 2003 г. - 5,2, в 2004 г. - 8,9, в 2005 г. дефицит снизился до 3,6, а в 2006 г. он возрос до 4,3% ВВП.

В 2010 году запланирован дефицит в 2,94 триллиона рублей (6,8 процента ВВП). При этом предусматривается последующее сокращение дефицита до 3 процентов в 2011 году. Дефицит планируется покрывать в первую очередь за счет Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а также внутренних и внешних заимствований.

Столь высокий размер дефицита обусловлен завышенным объемом государственных обязательств, а также тем, что налоговая система не смогла приспособиться к условиям переходной экономики. Это выражалось в массовом уклонении от налогов (по оценке, в бюджет в середине 90-х годов не поступало от 30 до 50% подлежащих уплате налогов).                                                  

В первые годы рыночных реформ бюджетная политика России была направлена в основном на минимизацию бюджетного дефицита. Такое направление политики объяснялось двумя причинами: во-первых, сохранение значительного бюджетного дефицита поддерживало высокий уровень инфляции, а во-вторых, столь высокий дефицит исключал возобновление сколько-нибудь устойчивого экономического роста.

Сокращение бюджетного дефицита превратилось в России в одну из острейших политических проблем, так как ввиду невозможности увеличения доходов государство пыталось решить данную проблему путем сокращения бюджетных расходов. Однако этому препятствовало наличие в российской экономике обширного сектора, зависящего от государственных заказов или дотаций (ВПК, АПК, угольная промышленность, социальная сфера).

В рамках политики минимизации бюджетного дефицита были резко сокращены расходы по финансированию народного хозяйства, в незначительной мере производилась индексация социальных выплат и заработной платы в бюджетной сфере. Кроме того, значительная часть бюджетных расходов социального характера, перекладывалась с федерального уровня на региональный и местный уровни. Возник своего рода порочный круг: «сжатие» бюджетных расходов, сопровождавшееся углублением кризиса неплатежей, вело к падению объемов производства, за которым следовало новое падение реальных бюджетных доходов и расходов.

В проведении бюджетной политики России сформировались два варианта. Один вариант (либеральный) предполагает стимулирование экономического роста через решительное преодоление налогового кризиса и связанной с ним зависимости бюджета от внутренних и внешних заимствований, а также сокращение расходов путем проведения структурных реформ (военной, пенсионной, жилищно-коммунальной и др.). Другой вариант основывается на идее о принципиальной неспособности частного бизнеса накапливать капитал и инвестировать его в производство. Поэтому государство должно активно направлять инвестиционную деятельность всех экономических агентов. Предполагается, что только оно способно аккумулировать финансовые ресурсы и разумно их инвестировать. В основе этого предположения лежит проявившаяся в переходной экономике слабость частной финансовой системы, которая не может привлечь на длительный срок внутренние сбережения и повысить их общий уровень.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: