Сберегательный бизнес: история и зарубежная практика

Введение

Совершенствование организации сберегательного бизнеса в условиях рыночных преобразований стало одним из приоритетных направлений социально-экономического развития России. Актуальность проблемы обусловлена тем, что сберегательное дело, являясь традиционной сферой банковского предпринимательства, направлено не только на увеличение доходов банковской сферы, но и на удовлетворение потребностей частных и корпоративных клиентов, связанных с развитием национальной экономики.

Эти потребности по мере интеграции России во всемирное хозяйство и на фоне глобализации международных финансовых и валютно-кредитных отношений, повышения объектов продажи банковских услуг становятся все шире, охватывают все новые страны.

В этой связи особое значение приобретает изучение опыта организации сберегательного бизнеса в наиболее развитых зарубежных странах, с тем чтобы использовать его для решения ряда первоочередных задач, стоящих перед российской системой сберегательных банков.

 


 


Сберегательный бизнес: история и зарубежная практика

 

Исторически сложилось так, что основным источником средств сберегательных институтов зарубежных стран были и сохраняются депозиты частных лиц. Сберегательные счета, хотя и предлагают сравнительно скромный доход, но обладают чертами ликвидности и безопасности, столь важными для владельцев относительно ограниченных средств, т.е. массовой категории клиентов.

Сберегательные счета клиентов не являются стабильными. Объем и структура таких вкладов часто меняются под воздействием экономической активности и кредитной политики государства. Поэтому сберегательные институты США. Германии и некоторых других стран предлагают депозитные вклады денежного рынка, доходы по которым более чувствительны к изменению краткосрочных процентных ставок денежного рынка, имеют номинации и другие характеристики, отражающие условия местного рынка.

Вторым по значимости источником финансовых средств сберегательных учреждений является собственный капитал, состоящий из нераспределенной прибыли и номинальной стоимости выпушенных Сбербанком акций. Ноксередине 1980-х гг., по ряду объективных и субъективных причин собственный капитал сберегательных институтов стал быстро сокращаться, тогда правительства некоторых стран стали принимать социальные законы (Закон Гарна-Сент-Жермсна). Разрешающие сберегательным банкам в случае необходимости выпускать сертификаты собственного капитала обеспеченных Федеральной корпорацией страхования ссудно-сберегательных ассоциаций (ESLIC). Кроме того, этот закон, отменив старые ограничения, разрешил пролонгирование ссуд под жилищное строительство путем замены старых закладных с низкими процентными ставками на новые с более высокими процентами.

В отличие от ссудно-сберегательных ассоциаций сберегательные банки (в США) сохраняют счета собственного капитала, именуемые резервными счетами, на которые начисляются доходы, не выплачиваемые в виде дивидендов. В годы, сводимые с прибылью, эти счета пополняются, защищая собственные банки от возможных потерь. Основная функция резервных счетов — поддержать сбербанки даже на фоне потери доходов.

В условиях растущей конкуренции сберегательные банки стараются быть универсальными финансовыми институтами и тем самым расширить сферу оказываемых услуг за счет увеличения в структуре пассивов чековых счетов, расширения услуг кредитными карточками для перевода средств со сберегательных счетов на текущие счета клиентов и т.д.

Важным источником финансовых средств сберегательных банков в США остаются счета с платежным приказом — приносящий проценты, позволяющие выписывать платежные приказы (чеки), используя средства данного сберегательного счета клиента.

В Германии сберегательные кассы и земельные банки-централи представляют собой достаточно стройную систему, финансовые средства которой формируются, прежде всего, за счет учредителей — органов самоуправления и федеральных земель. Поэтому сберегательные кассы наряду с другими юридическими лицами выступают учредителями земельных банков-централей и, по существу, становятся государственными кредитными учреждениями. Тем не менее в соответствии с принятой типизацией все кредитные организации в этой стране делятся на отдельные группы по типичным признакам:

1) сберегательные институты, создаваемые и управляемые соответствующими органами власти;

2) кредитные институты, создаваемые на основе специальных законов и выполняющие особые задачи (сельскохозяйственный рентный банк, немецкий банк выравнивания и др.);

3) публично-правовые ипотечные банки.

К особой группе относится Центральный банк (ДойчеБундссбанк) Германии, к ней не могут быть причислены частноправовые кредитные организация, в деятельности которых государство может бытьлиболее единоличным собственником капитала, либо держателем определенной доли участия в капитале.

Между сберегательными кассами и земельными банкам и-жиро централями в Германии существует определенное разделение труда. Если сберкассы в основном занимаются «розничным» бизнесом, т.е. оказывают населению услуги, то централн обслуживают интересы крупной клиентуры, выполняют операции на денежном рынке.

Поскольку смыслом деятельности сберегательных касс было и остается поощрение склонности к сбережению, а также развитие региональной экономики и социальной сферы, им не разрешается выполнение операций, противоречащее поставленным целям.

Особенностью сберегательных институтов Германии также является их организационно- правовая привязка к определенной местности, а следовательно, и к социально-экономическим потребностям клиентов отдельных территорий. Это означает, что в каждом населенном пункте создается своя сберкасса, что исключает межбанковскую конкуренцию сберегательных институтов на одной и той же территории. В то же время они в сфере услуг должны конкурировать с другими кредитными организациями.

Ограничение дедовой активности сберегательных учреждений в сфере выполняемых операций определенной территорией является целесообразным, поскольку им наилучшим образом известны условия, характерные для данного региона. Благодаря этому в Германии обеспечивается равномерное развитие и расширение банковской инфраструктуры, сохраняются препятствия для нежелательной конкуренции. Однако слишком строгий подход к применению регионального принципа может нанести ущерб интересам клиентов сберегательных касс, что предполагает возможные текущие изменения в реализации принципов формирования и использования финансовых средств сберегательных институтов.

Если основную часть пассивов (финансовых средств) зарубежных сберегательных учреждений составляют депозиты, то основная часть активов приходится на ипотечные ссуды. Однако в последние годы их доля в активах отрасли значительно сокращается. На это влияние оказывает несколько факторов (меры по регулированию, продажа ипотечных займов на вторичном рынке и т.д.), среди которых особое значение имеют высокие риски, присущие ипотечным операциям. Так, например, в 2006 — 2007гг. риски, связанные с невозвратом ипотечных ссуд, в США приобрели массовый характер. Это стало одной из главных причин развернувшегося в этой стране банковского кризиса. Несмотря на это, основная кредитная деятельность сберегательных институтов в США и Германии сосредоточена на ипотечном кредите. Ссуды под недвижимость в этих странах зачастую достигают до 50 % совокупных активов отрасли. Второе место по величине активов приходится на долю ценных бумаг государства. Их состав строго регулируется. Государственные ценные бумаги всегда приемлемы в качестве инвестиций.

В целом деятельность сберегательных институтов по формированию и использованию финансовых средств в США регулируется не только федеральными законами, но текущими законодательными мерами, к которым относятся:

1) резервные требования;

2) минимальный размер собственного капитала;

3) процентные ставки по депозитам;

4) налогообложение и др.

В Германии надзор и регулирование за деятельностью сберегательных институтов в основном осуществляется со стороны субъектов Федерации. Такой надзор, не отменяющий и не дублирующий контрольных функций Федерального ведомства по надзору за кредитными организациями, находится в компетенции правительства федеральных земель. Они принимают все необходимые меры, чтобы деятельность сберегательных учреждений соответствовала законам и уставам.

Социальная сущность сберегательного дела в Германии определяется рядом обстоятельств:

- во-первых, сравнительно высокая доля сберегательных учреждений в обороте операций всей банковской системы страны;

- во-вторых, основу пассивов сберкасс и других сберегательных учреждений составляют сбережения населения;

- в-третьих, более 60% граждан страны имеют счета в сберегательных учреждениях различных форм организации;

- в-четвертых, сберегательные кассы и их головные организации традиционно занимают ведущее положение в экономической и социальной жизни страны. Они представляют клиентам более 65% коммунальных кредитов, они располагают большей частью банкоматов, а, следовательно, выполняют большее число операций по реализации электронных расчетов и платежей.

В Германии, как было уже отмечено, помимо государственных имеется много частноправовых сберегательных касс. Они в основном организованы в виде объединений, поддерживаемых населением. Цели и задачи таких сберегательных учреждений особо не отличаются от государственных сберегательных институтов. Единственное отличие заключается в том, что на них не распространяются регулирующие законы федеральных земель, кроме одного случая. Им запрещено совершать спекулятивные сделки за счет своих финансовых средств. В то же время на все сберегательные институты одинаково распространяется действие закона «О кредитном деле».

Другой важной особенностью регулирования сберегательного дела в Германии является сочетание общих и специальных норм, обеспечивающих как функциональную, так и организационные стороны деятельности сберегательных учреждений. При этом функциональная сторона деятельности сберкасс регулируется законом «О кредитном деле», а организационная - законами федеральных земель.

В Германии надзор за деятельностью сберегательных учреждений осуществляется также со стороны членов правительства (министров) федеральных земель. Кроме того, в этой стране имеется социальное федеральное ведомство по организации профессионального надзора за кредитным бизнесом сберегательных касс.

Надзорные функции администраций (министров) федеральных земель и других регулирующих органов учитывают характерные особенности земельных банков-жироцентралей (ландссбанков) и исходя из этого устанавливают им следующие главные сферы деятельности:

1) банковское обслуживание субъектов Федерации;

2) осуществление безналичных расчетов между сберегательными учреждениями, управление их свободными ликвидными средствами;

3) рефинансирование сберегательных касс;

4) предоставление финансовых и других услуг, содействующих развитию региональной экономики.

По мере осуществления деятельности в отмеченных направлениях земельные банки-жироцентрали (ландссбанки) выступают как:

1) государственные банки, удовлетворяющие текущие потребности субъектов на федеральных землях:

2) головные банки сберегательных касс;

3) банки регионального развития.

Отличительной особенностью ландссбанков, таким образом, выступает их административное регулирование со стороны исполнительной власти субъектов.

Банкротство большого количества предприятий - заемщиков сберегательных касс, а также кредитных организаций, работающих в сфере ипотечного кредитования, становится массовым явлением в странах с развитой экономикой. Главной причиной этого явления является невозврат ранее предоставленных кредитов, что в свою очередь обусловливается следующими факторами:

1) отсутствием у заемщика достаточного размера собственного капитала;

2) наличием долгосрочных вложений краткосрочного капитала;

3) увеличением издержек и снижением уровня рентабельности производства товаров и услуг и др.

Оценка сравнительного значения отдельных факторов банкротства предприятий-заемщиков, проведенная за рубежом, установила, что внешние объективные причины, например трудности со сбытом продукции, отраслевой кризис и т.д.. уступают по значению внутренним субъективным факторам. Неопытность, некомпетентность, расточительность кадров-специалистов часто приводят к увеличению расходов, снижению рентабельности производства и т. п.

Указанные обстоятельства предъявляют особые требования к контролю со стороны банков за ситуацией на предприятиях-заемщиках.

Отсутствие такого банковского контроля за деятельностью заемщиков ипотечного кредита в последнее время стало одной из основных причин экономического кризиса в США, Германии и некоторых других странах. В качестве индикаторов возможных платежных затруднений в данном случае можно рассматривать чрезмерную зависимость от отдельных фирм, строительных компаний и других заемщиков, накопивших крупные долги но кредитам, или слишком высокие запасы нереализованной продукции, или же хроническое превышение открытых кредитных линий и т.д.

При выявлении у должника платежных затруднений, например временной нехватки средств для выполнения своих обязательств перед кредитором, банк инициирует процедуру внесудебного предостережения, вступает с должником в контакт в целях найти пути взаимоприемлемого разрешения проблем.

При этом, если заемщик не осуществляет платежей и не изъявляет готовности найти совместно с банком возможное решение возникших задач, банк направляет ему последнее предупреждение с извещением о расторжении кредитных отношений. Кроме того, банк вправе считать должника несостоятельным и арестовывать счета, ценные бумаги и другие ценности клиента, депонированные в банке. В таких случаях банкам и-кредиторам и принимаются также другие меры по удовлетворению претензий за счет движимого и недвижимого имущества должника.

Что же касается факторов банкротства самих банков, то их можно также разделить на две группы: внешние и внутренние. Внешние факторы настолько многообразны, что только путем регрессионно-корреляционного анализа можно выделить наиболее существенные из них. Например, изменение общественно-экономической ситуации, утрата банком доверия публики, массовое изъятие вкладов и т. п. Однако большинство внешних факторов не имеют количественной характеристики, ввиду чего их трудно измерять, оценивать и анализировать.

В то же время, как убеждают зарубежные исследователи, подавляющее большинство банковских банкротств сводится в конечном итоге к внутренним причинам (факторам), таким как ошибочная кредитная политика, некомпетентность руководства, нарушение действующих нормативов и т.д.

В отличие от предприятий-заемщиков, банки имеют сравнительно более благоприятные возможности для преодоления временных платежных затруднений, и именно:

1) оплата за счет межбанковского кредита;

2) рефинансирование через центральный банк и т.п.

В то же время указанное обстоятельство может усилить панику среди вкладчиков при возникновении первых же признаков платежных затруднений. А утрата доверия к банку резко снижает его рыночную стоимость, и тем самым банк утрачивает возможность проведения высокодоходных активных и пассивных операций.

Важнейшую роль в решении проблем, связанных с банкротством предприятий-заемщиков и «проблемных» банков за рубежом, играет система страхования, которая выполняет несколько функций:

1) обеспечение стабильности и укрепление доверия к банковской и финансовой системе;

2) защита интересов мелких вкладчиков;

3) минимизация издержек страхования;

4) содействие в слиянии в форме «покупки- присоединения», санация банковских учреждений и др.

Выполнение этих функций предполагает активное участие системы депозитного страхования фондов и других общественных объединений в финансовом оздоровлении предприятий и банков, оказавшихся на грани банкротства. При этом каждая страна учитывает специфические особенности, сложившиеся в национальной банковской системе.

Так, например, в Германии Фонды страхования вкладов занимаются оказанием необходимой помощи в интересах вкладчиков и недопущении снижения доверия к частным банкам в случае возможных платежных затруднений.

Наряду с этим в качестве срочных могут использоваться такие меры, как:

1) временное закрытие банка:

2) запрет на осуществление финансовых операций;

3) запрет на прием новых вкладов и др.

В США широкое распространение имеет практика «покупки-присоединения», санация, когда Федеральная корпорация страхования вкладов может оказывать финансовую помощь при угрозе закрытия застрахованного банка. При этом используется несколько методов:

1) помощь оказывается непосредственно тому банку, который испытывает финансовые затруднения;

2) оказывается содействие в слиянии данного банка с другими устойчивыми в финансовом отношении банками;

3) оказание помощи компании, которая контролирует неплатежеспособный банк.

Деятельность Фонда страхования вкладов в Германии, Федеральной корпорации страхования вкладов в США и подобных организациях в других странах, направленная на решение проблем, связанных с банкротством предприятий и банков, должна дополняться мерами по предотвращению кризисных явлений в экономике в целом, а именно:

1) сбалансированность макроэкономической политики;

2) совершенствование банковского надзора.

Эти меры направляются в первую очередь на усиление борьбы с инфляцией и стабильное развитие отраслей экономики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: