Парадигматика и синтагматика

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ................................................................................................... 3

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ.......................................... 4

ОПД.Ф.01.1. ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ.............................................. 4

ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ.................................................................. 5

ОПД.Ф.01.2. ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ....................................................... 11

ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ.......................................................................... 12

СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ И ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ...................................................................................................................... 18

ОПД.Ф.02.1. ИСТОРИЯ ЯЗЫКА И ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНУЮ ФИЛОЛОГИЮ............................................................................................... 29

ИСТОРИЯ ЯЗЫКА..................................................................................... 30

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНУЮ ФИЛОЛОГИЮ.................................... 33

 

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.01.1. ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ

 

Язык как предмет языкознания. Место и роль языкознания в системе наук. Комплексные научные дисциплины как отражение процесса дифференциации научных областей и синтеза научного знания (социолингвистика, этнолингвистика, психолингвистика, нейролингвистика, математическая лингвистика и др.).

Разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Синхроническое и диахроническое языкознание. Теоретическое и прикладное языкознание.

Язык как особое общественное явление. Функции языка как его сущностные характеристики.

Языки живые и мертвые, искусственные языки. Перспективы языкового развития человечества. Языковые контакты. Билингвизм.

Язык и культура. Отражение в языке культуры общества. Язык и «картина мира».

Социальная дифференциация языков. Территориальная дифференциация языков. Виды диалектов.

Основные теории происхождения языка. Историческое развитие языков. Развитие языков и диалектов в разные исторические эпохи.

Развитие национальных языков, понятие литературного языка и нормы.

Исторические изменения в словарном составе, грамматическом строе, звуковой стороне языка.

Язык как системно-структурное образование. Понятие системы и структуры. Структурные отношения в языке. Понятие уровня языка, основные языковые уровни и единицы системы языка.

Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке.

Понятие лингвистического знака. Учение Ф. де Соссюра о лингвистическом знаке.

История и теория письма, значение письма и письменности в истории общества, соотношение письменного и звукового языка. Пиктография, идеография, алфавитное письмо. Письменность народов изучаемых языков. Графика, орфография и ее основные принципы.

Классификация языков. Принципы классификации языков: географический, культурно-исторический, этногенетический, типологический и др.

Генеалогическая классификация языков. Сравнительно-исторический метод и установление родства языков.

Типологическая классификация языков.

 

ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Настоящая программа курса «Введение в языкознание» предназначена для студентов 1 года дневной и/или вечерней (очно-заочной) формы обучения
(1 семестр) направления «Лингвистика». Она написана в полном соответствии с государственным образовательным стандартом РФ по дисциплине «Введение в языкознание» и с учетом нормативного количества часов, отводимых на данную дисциплину.


Полная учебная нагрузка составляет 76 академических часов, из которых 20 отводится на лекционные, 18 на семинарские и 38 на внеаудиторные занятия.

Актуальность такой программы определяется необходимостью дать студентам-лингвистам базовые знания о структуре языка и законах его развития.  

Новизна программы обусловлена учетом в ней новейших методов исследования языка, таких как психолингвистические и социолингвистические методы.

Объектом данной программы служит структура языка и законы его развития.

Предметом программы являются закономерности развития языка и методы его исследования.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

 

Общая цель курса «Введение в языкознание» является комплексной, включающей в себя практическую, образовательную и воспитательную составляющие.

Практическая цель обучения состоит в том, чтобы научить студентов грамотно оперировать научными понятиями языкознания. 

Образовательная цель заключается в формировании у студентов правильного представления о языке и законах его развития. Концентрированная подача материала составляет характерную особенность программы и обуславливает определенную целостность обучения.

Воспитательная цель реализуется при формировании у студентов общей культуры мышления. Воспитательная цель решается параллельно с практической и образовательной в течение всего периода обучения.

Конечная цель обучения достигается в результате выполнения конкретных задач, предусмотренных данной программой.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ

 

К изучению данного курса студенты приступают, получив среднее образование и овладев навыками изучения гуманитарных дисциплин.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема 1.

Предмет и задачи языкознания.

 

Язык и языки: сущность и явление. Описание современных литературных языков. Объяснение закономерностей развития языков. Создание словарей и грамматик. Разработка теории перевода и методики преподавания родного и иностранного языков.

 

Тема 2.

Основные свойства языка.

 

Определения языка. Язык и действительность. Язык и человек. Отношения языка к нации и национальной культуре. Общественный характер языка. Взаимодействие языка и общества. Язык и мышление. Функции языка. Связь слова и понятия. Роль называния в процессе познания. Язык как одна из форм мысли.

 

Тема 3.

Разделы языкознания и его связь с другими науками.

 

Многоаспектность объекта языкознания и структура лингвистической науки. Общее и частное языкознание. Теоретическое и прикладное языкознание. Историческое и описательное языкознание. Изучение языка и речи. Место языкознания в системе наук.

 

Тема 4.

Система и структура языка.

 

Общенаучное понимание системы: принципы и функции, структура и субстанция. Уровневая структура языка, единицы уровней. Знаковый характер языка. Свойства языкового знака. Слово как знак понятия и предмета. Соотношение языка и речи.

 

Тема 5.

Синхронические и диахронические аспекты изучения языка.

Синхронический и диахронический подходы к изучению языка.

Тема 6.

Парадигматика и синтагматика.

 

Основные понятия парадигматики и синтагматики.

 

Тема 7.

Фонетика.

 

Акустические свойства звука: высота, сила, длительность, тембр. Речевой аппарат: устройство и работа органов речи. Интонация: мелодика, ритм, темп, интенсивность, паузы, тембр. Функции интонации. Классификация гласных и согласных. Место и способ образования звука. Фонетическое членение речи. Синхронические и диахронические фонетические процессы. Комбинаторные и позиционные процессы. Фонологизация и дефонологизация. Концепции фонемы. Функции фонемы. Различие звука и фонемы.

Тема 8.

Грамматика.

 

Разделы грамматики. Грамматическая форма и морфологическая структура слова. Словообразование и словоизменение. Грамматические модели: словообразовательные, морфологические, синтаксические. Парадигмы и синтагмы в морфологии. Исторические процессы в  морфологии. Универсальность грамматических способов. Роль грамматических способов в организации строя языка. Понятие морфемы. Типы аффиксов. Грамматические категории и части речи. Принципы выделения частей речи. Синтаксические единицы языка. Определение предложения разными школами. Функции предложения. Структура и типы предложений. Предикативность и синтаксические категории. Типы синтаксических связей. Словосочетание. Типы словосочетаний.

Тема 9.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: