СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ................................................................................................... 3
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ.......................................... 4
ОПД.Ф.01.1. ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ.............................................. 4
ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ.................................................................. 5
ОПД.Ф.01.2. ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ....................................................... 11
ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ.......................................................................... 12
СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ И ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ...................................................................................................................... 18
ОПД.Ф.02.1. ИСТОРИЯ ЯЗЫКА И ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНУЮ ФИЛОЛОГИЮ............................................................................................... 29
ИСТОРИЯ ЯЗЫКА..................................................................................... 30
ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНУЮ ФИЛОЛОГИЮ.................................... 33
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.Ф.01.1. ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Язык как предмет языкознания. Место и роль языкознания в системе наук. Комплексные научные дисциплины как отражение процесса дифференциации научных областей и синтеза научного знания (социолингвистика, этнолингвистика, психолингвистика, нейролингвистика, математическая лингвистика и др.).
|
|
Разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Синхроническое и диахроническое языкознание. Теоретическое и прикладное языкознание.
Язык как особое общественное явление. Функции языка как его сущностные характеристики.
Языки живые и мертвые, искусственные языки. Перспективы языкового развития человечества. Языковые контакты. Билингвизм.
Язык и культура. Отражение в языке культуры общества. Язык и «картина мира».
Социальная дифференциация языков. Территориальная дифференциация языков. Виды диалектов.
Основные теории происхождения языка. Историческое развитие языков. Развитие языков и диалектов в разные исторические эпохи.
Развитие национальных языков, понятие литературного языка и нормы.
Исторические изменения в словарном составе, грамматическом строе, звуковой стороне языка.
Язык как системно-структурное образование. Понятие системы и структуры. Структурные отношения в языке. Понятие уровня языка, основные языковые уровни и единицы системы языка.
Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке.
Понятие лингвистического знака. Учение Ф. де Соссюра о лингвистическом знаке.
История и теория письма, значение письма и письменности в истории общества, соотношение письменного и звукового языка. Пиктография, идеография, алфавитное письмо. Письменность народов изучаемых языков. Графика, орфография и ее основные принципы.
Классификация языков. Принципы классификации языков: географический, культурно-исторический, этногенетический, типологический и др.
|
|
Генеалогическая классификация языков. Сравнительно-исторический метод и установление родства языков.
Типологическая классификация языков.
ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящая программа курса «Введение в языкознание» предназначена для студентов 1 года дневной и/или вечерней (очно-заочной) формы обучения
(1 семестр) направления «Лингвистика». Она написана в полном соответствии с государственным образовательным стандартом РФ по дисциплине «Введение в языкознание» и с учетом нормативного количества часов, отводимых на данную дисциплину.
Полная учебная нагрузка составляет 76 академических часов, из которых 20 отводится на лекционные, 18 на семинарские и 38 на внеаудиторные занятия.
Актуальность такой программы определяется необходимостью дать студентам-лингвистам базовые знания о структуре языка и законах его развития.
Новизна программы обусловлена учетом в ней новейших методов исследования языка, таких как психолингвистические и социолингвистические методы.
Объектом данной программы служит структура языка и законы его развития.
Предметом программы являются закономерности развития языка и методы его исследования.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ
Общая цель курса «Введение в языкознание» является комплексной, включающей в себя практическую, образовательную и воспитательную составляющие.
Практическая цель обучения состоит в том, чтобы научить студентов грамотно оперировать научными понятиями языкознания.
Образовательная цель заключается в формировании у студентов правильного представления о языке и законах его развития. Концентрированная подача материала составляет характерную особенность программы и обуславливает определенную целостность обучения.
Воспитательная цель реализуется при формировании у студентов общей культуры мышления. Воспитательная цель решается параллельно с практической и образовательной в течение всего периода обучения.
Конечная цель обучения достигается в результате выполнения конкретных задач, предусмотренных данной программой.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ
К изучению данного курса студенты приступают, получив среднее образование и овладев навыками изучения гуманитарных дисциплин.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1.
Предмет и задачи языкознания.
Язык и языки: сущность и явление. Описание современных литературных языков. Объяснение закономерностей развития языков. Создание словарей и грамматик. Разработка теории перевода и методики преподавания родного и иностранного языков.
Тема 2.
Основные свойства языка.
Определения языка. Язык и действительность. Язык и человек. Отношения языка к нации и национальной культуре. Общественный характер языка. Взаимодействие языка и общества. Язык и мышление. Функции языка. Связь слова и понятия. Роль называния в процессе познания. Язык как одна из форм мысли.
Тема 3.
Разделы языкознания и его связь с другими науками.
Многоаспектность объекта языкознания и структура лингвистической науки. Общее и частное языкознание. Теоретическое и прикладное языкознание. Историческое и описательное языкознание. Изучение языка и речи. Место языкознания в системе наук.
Тема 4.
Система и структура языка.
Общенаучное понимание системы: принципы и функции, структура и субстанция. Уровневая структура языка, единицы уровней. Знаковый характер языка. Свойства языкового знака. Слово как знак понятия и предмета. Соотношение языка и речи.
|
|
Тема 5.
Синхронические и диахронические аспекты изучения языка.
Синхронический и диахронический подходы к изучению языка.
Тема 6.
Парадигматика и синтагматика.
Основные понятия парадигматики и синтагматики.
Тема 7.
Фонетика.
Акустические свойства звука: высота, сила, длительность, тембр. Речевой аппарат: устройство и работа органов речи. Интонация: мелодика, ритм, темп, интенсивность, паузы, тембр. Функции интонации. Классификация гласных и согласных. Место и способ образования звука. Фонетическое членение речи. Синхронические и диахронические фонетические процессы. Комбинаторные и позиционные процессы. Фонологизация и дефонологизация. Концепции фонемы. Функции фонемы. Различие звука и фонемы.
Тема 8.
Грамматика.
Разделы грамматики. Грамматическая форма и морфологическая структура слова. Словообразование и словоизменение. Грамматические модели: словообразовательные, морфологические, синтаксические. Парадигмы и синтагмы в морфологии. Исторические процессы в морфологии. Универсальность грамматических способов. Роль грамматических способов в организации строя языка. Понятие морфемы. Типы аффиксов. Грамматические категории и части речи. Принципы выделения частей речи. Синтаксические единицы языка. Определение предложения разными школами. Функции предложения. Структура и типы предложений. Предикативность и синтаксические категории. Типы синтаксических связей. Словосочетание. Типы словосочетаний.
Тема 9.