Общая цель курса «Общее языкознание» является комплексной, включающей в себя практическую, образовательную и воспитательную составляющие.
Практическая цель обучения заключается в ознакомлении студентов с общими сведениями о языке.
Образовательная цель заключается в формировании у студентов правильного представления о языке и его историческом развитии.
Концентрированная подача материала составляет характерную особенность программы и обуславливает определенную целостность обучения.
Воспитательная цель реализуется параллельно с практической и образовательной в течение всего периода обучения. В достижении этой цели особая роль отводится материалам, направленным на решение задач повышения общей культуры мышления студентов.
Конечная цель обучения достигается в результате выполнения конкретных задач, предусмотренных данной программой.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ
К изучению данного курса студенты приступают, получив среднее образование и овладев навыками изучения гуманитарных дисциплин на младших курсах высших учебных заведений.
|
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1.
Предмет и задача курса «Общее языкознание».
Общая и частная лингвистика, их соотношение.
Тема 2.
Общелингвистическая концепция В. Гумбольдта.
Суть общелингвистической концепции В. Гумбольдта.
Тема 3.
Язык и мышление.
Диалектический характер соотношения языковых и понятийных единиц (значение и понятие). Значение как психическая реальность.
Тема 4.
Славянское языкознание.
Языковедческие воззрения М.В. Ломоносова.
Тема 5.
Язык и общество.
Типы языков и этносы. Социолингвистика.
Тема 6.
Развитие теории языкознания.
Языкознание эпоха Возрождения. Грамматика Пор-Рояля. Языкознание в Древней Индии. Грамматика Панини. Дискуссия о правильности имен в древнегреческой науке. Гераклит. Демокрит. Диалог Платона «Кратил» и его значение для общего языкознания. «Поэтика» Аристотеля и ее значение для филологии. Философия стоиков и язык. Хрисипп. Александрийские грамматисты: Аристарх, Дионисий Фрактский, Апполоний Дискол. Языкознание древнего Рима. Европейское языкознание средних веков. Реалисты и номиналисты. Арабское языкознание VII-ХШ вв.
Тема 7.
Семиотика.
Семиотика как наука о знаковых системах. Ее основоположники (Ч. Пирс,
Ф. де Соссюр, П. Флоренский). Семиотика и общее языкознание. Лингвистика как частная семиотика (диалектика общего и отдельного). Основные аспекты семиотики и их взаимосвязь. Синтактика как аспект семиотики, ее правила и связь с общей теорией языка. Прагматика как аспект семиотики, ее основные правила и значение для общей теории языка. Сигматика как аспект семиотики, ее правила, и значение для теории языка.
|
|
Тема 8.
Семантика.
Общая семантика, ее задачи и аспекты. Основные этапы развития общего языкознания и семантики (эволюционный, психологический, сравнительно-исторический, семиотический). Семантика как аспект семиотики, ее правила и значение для общей теории языка.
Тема 9.
Знак.
Учение Ч. Пирса о знаках и его значение для общей теории языка. Структура знака в концепциях А.А. Потебни, Ф. Де Соссюра и Л. Витгенштейна. Иконический знак, его природа и свойства. Знак-индекс, его природа и свойства.
Тема 10.
Язык.
Язык-объект и метаязык. Роль метаязыка в общелингвистической теории. Глубинные и поверхностные структуры языка (синтаксис, лексика). Теория употребления языка. Значение как употребление. Функции языка и их взаимосвязь.
Тема 12.
Логика и язык.
Понятие логической семантики и ее значение для анализа языка. Логический анализ языка. Теория смысла. Понятие функции в логике и лингвистике. Функциональная интерпретация языка.
Тема 13.
Речь.
Акт речи. Составляющие акта речи.
Тема 14.
Прагматика и лингвистика.
Структура значения языковых единиц с прагматической семантикой. Информемы и прагмемы.
Тема 15.
Когнитивная лингвистика.
Чувственная ступень познания. Рациональная ступень познания и язык.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арсеньева М.Г., Балашова С.П., Берков В.П., Соловьева Л.Н. Введение в германскую филологию. - М., 1998.
2. Бруннер К. История английского языка. Т. 1-2. - М., 1955-1956.
3. Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры. Кн. 1-2, - Тбилиси, 1984.
4. Георгиев В.И. Исследования по сравнительно-историческому языкознанию (родственные отношения индоевропейских языков). - М., 1958.
5. Гухман М.М. Готский язык. - М., 1958.
6. Жирмунский В.М. Введение в сравнительно-историческое изучение германских языков. - М.-Л., 1964.
7. Ильиш Б.А. История английского языка. - М., 1968.
8. Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990.
9. Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков. - М.-Л., 1938.
10. Мейе А. Общеславянский язык. - М., 1951.
11. Мейе А. Основные особенности германской группы языков. - М., 1952.
12. Мейе А. Сравнительный метод в историческом языкознании. - М., 1954.
13. Прокош Э. Сравнительная грамматика германских языков. - М., 1954.
14. Русский язык. Энциклопедия. - М., 1997.
15. Савченко А.Н. Сравнительная грамматика индоевропейских языков. - М., 1974.
16. Смирницкий А.И. Древнеанглийский язык. - М., 1998.
17. Смирницкий А.И. Хрестоматия по истории английского языка с VII по XVII в.в. - М., 1998.
18. Сравнительная грамматика германских языков. В 5 т.т. - М., 1962-1966.
19. Хлебникова И.Б. Введение в германскую филологию и историю английского языка. - М., 1996.
20. Ярцева В.Н. Историческая морфология английского языка. - М.-Л., 1960.
21. Ярцева В.Н. Исторический синтаксис английского языка. - М.-Л., 1961.
22. Ярцева В.Н. Развитие национального литературного английского языка.
- М., 1969.
СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ И ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящая программа курса «Сравнительно-историческое и типологическое языкознание» предназначена для студентов 3 года дневной и/или вечерней (очно-заочной) формы обучения (5 семестр) направления «Лингвистика». Она написана в полном соответствии с государственным образовательным стандартом РФ по дисциплине «Сравнительно-историческое и типологическое языкознание» и с учетом нормативного количества часов, отводимых на данную дисциплину.
|
|