Основные цели и задачи обучения

 

Общая цель курса «Общее языкознание» является комплексной, включающей в себя практическую, образовательную и воспитательную составляющие.

Практическая цель обучения заключается в ознакомлении студентов с общими сведениями о языке.

Образовательная цель заключается в формировании у студентов правильного представления о языке и его историческом развитии.

Концентрированная подача материала составляет характерную особенность программы и обуславливает определенную целостность обучения.

Воспитательная цель реализуется параллельно с практической и образовательной в течение всего периода обучения. В достижении этой цели особая роль отводится материалам, направленным на решение задач повышения общей культуры мышления студентов.

 Конечная цель обучения достигается в результате выполнения конкретных задач, предусмотренных данной программой.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ

 

К изучению данного курса студенты приступают, получив среднее образование и овладев навыками изучения гуманитарных дисциплин на младших курсах высших учебных заведений.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема 1.

Предмет и задача курса «Общее языкознание».

Общая и частная лингвистика, их соотношение. 

 

Тема 2.

Общелингвистическая концепция В. Гумбольдта.

 

Суть общелингвистической концепции В. Гумбольдта.

 

Тема 3.

Язык и мышление.

Диалектический характер соотношения языковых и понятийных единиц (значение и понятие). Значение как психическая реальность.

 

Тема 4.

Славянское языкознание.

Языковедческие воззрения М.В. Ломоносова.

 

Тема 5.

Язык и общество.

 

Типы языков и этносы. Социолингвистика.

Тема 6.

Развитие теории языкознания.

 

Языкознание эпоха Возрождения. Грамматика Пор-Рояля. Языкознание в Древней Индии. Грамматика Панини. Дискуссия о правильности имен в древнегреческой науке. Гераклит. Демокрит. Диалог Платона «Кратил» и его значение для общего языкознания. «Поэтика» Аристотеля и ее значение для филологии. Философия стоиков и язык. Хрисипп. Александрийские грамматисты: Аристарх, Дионисий Фрактский, Апполоний Дискол. Языкознание древнего Рима. Европейское языкознание средних веков. Реалисты и номиналисты. Арабское языкознание VII-ХШ вв.

Тема 7.

Семиотика.

 

Семиотика как наука о знаковых системах. Ее основоположники (Ч. Пирс,
Ф. де Соссюр, П. Флоренский). Семиотика и общее языкознание. Лингвистика как частная семиотика (диалектика общего и отдельного). Основные аспекты семиотики и их взаимосвязь. Синтактика как аспект семиотики, ее правила и связь с общей теорией языка. Прагматика как аспект семиотики, ее основные правила и значение для общей теории языка. Сигматика как аспект семиотики, ее правила, и значение для теории языка.

 


Тема 8.

Семантика.

 

Общая семантика, ее задачи и аспекты. Основные этапы развития общего языкознания и семантики (эволюционный, психологический, сравнительно-исторический, семиотический). Семантика как аспект семиотики, ее правила и значение для общей теории языка.

 

Тема 9.

Знак.

 

Учение Ч. Пирса о знаках и его значение для общей теории языка. Структура знака в концепциях А.А. Потебни, Ф. Де Соссюра и Л. Витгенштейна. Иконический знак, его природа и свойства. Знак-индекс, его природа и свойства.

 

Тема 10.

Язык.

 

Язык-объект    и метаязык. Роль метаязыка в общелингвистической теории. Глубинные и поверхностные структуры языка (синтаксис, лексика). Теория употребления языка. Значение как употребление. Функции языка и их взаимосвязь.

 

Тема 12.

Логика и язык.

Понятие логической семантики и ее значение для анализа языка. Логический анализ языка. Теория смысла. Понятие функции в логике и лингвистике. Функциональная интерпретация языка.

Тема 13.

Речь.

Акт речи. Составляющие акта речи.

Тема 14.

Прагматика и лингвистика.

 

Структура значения языковых единиц с прагматической семантикой.  Информемы и прагмемы.

 

Тема 15.

Когнитивная лингвистика.

 

Чувственная ступень познания. Рациональная ступень познания и язык.

ЛИТЕРАТУРА

 

 

1. Арсеньева М.Г., Балашова С.П., Берков В.П., Соловьева Л.Н. Введение в германскую филологию. - М., 1998.

2. Бруннер К. История английского языка. Т. 1-2. - М., 1955-1956.

3. Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры. Кн. 1-2, - Тбилиси, 1984.

4. Георгиев В.И. Исследования по сравнительно-историческому языкознанию (родственные отношения индоевропейских языков). - М., 1958.

5. Гухман М.М. Готский язык. - М., 1958.

6. Жирмунский В.М. Введение в сравнительно-историческое изучение германских языков. - М.-Л., 1964.

7. Ильиш Б.А. История английского языка. - М., 1968.

8. Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990.

9. Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков.     - М.-Л., 1938.

10. Мейе А. Общеславянский язык. - М., 1951.

11. Мейе А. Основные особенности германской группы языков. - М., 1952.

12. Мейе А. Сравнительный метод в историческом языкознании. - М., 1954.

13. Прокош Э. Сравнительная грамматика германских языков. - М., 1954.

14. Русский язык. Энциклопедия. - М., 1997.

15. Савченко А.Н. Сравнительная грамматика индоевропейских языков.         - М., 1974.

16. Смирницкий А.И. Древнеанглийский язык. - М., 1998.

17. Смирницкий А.И. Хрестоматия по истории английского языка с VII по XVII в.в. - М., 1998.

18. Сравнительная грамматика германских языков. В 5 т.т. - М., 1962-1966.

19. Хлебникова И.Б. Введение в германскую филологию и историю английского языка. - М., 1996.

20. Ярцева В.Н. Историческая морфология английского языка. - М.-Л., 1960.

21. Ярцева В.Н. Исторический синтаксис английского языка. - М.-Л., 1961.

22. Ярцева В.Н. Развитие национального литературного английского языка.
- М., 1969.

 


СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ И ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Настоящая программа курса «Сравнительно-историческое и типологическое языкознание» предназначена для студентов 3 года дневной и/или вечерней (очно-заочной) формы обучения (5 семестр) направления «Лингвистика». Она написана в полном соответствии с государственным образовательным стандартом РФ по дисциплине «Сравнительно-историческое и типологическое языкознание» и с учетом нормативного количества часов, отводимых на данную дисциплину.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: