Материально-техническое обеспечение дисциплины

1. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.

2. Банк учебной аудиовизуальной информации.

 

7. Содержание итогового и промежуточного контроля.

7.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

· Акустические свойства звуков речи.

· Строение речевого (произносительного) аппарата.

· Артикуляция звуков.

· Классификация звуков речи.

· Фонетические процессы.

· Система фонем.

· Письмо. Типы письма.

· Слово и другие единицы языка.

· Понятие семы. Семный состав значения слова.

· Морфемная структура слова.

· Основные способы выражения грамматических значений.

· Части речи. Категориальные признаки частей речи.

· Основные категории синтаксиса.

· Текст и его основные признаки.

· Выполнение контрольных и тренировочных заданий и упражнений по фонетике, грамматике, лексике.

 

7.2. Вопросы к экзамену.

1. Предмет и задачи языкознания. Частное языкознание и его задачи. Общее языкознание и его проблемы. Понятие о методах исследования языка. Традиционные и современные методы.

2. Основные направления современного языкознания.

3. Язык как общественное явление. Функции языка. Коммуникативная и мыслительная функции и их разновидности. Язык как средство отражения и закрепления опыта и истории народа.

4. Язык и культура. Взаимосвязь языка и культуры. Культурная коннотация как экспонент культуры в языковом знаке.

5. Язык и мышление. Типы мышления и язык. Роль языка в формировании, выражении и передаче мысли. Понятие когниции. Роль языка в процессе познания и формирования представлений о мире.

6. Язык как знаковая система. Его отличие от других знаковых систем.

7. Язык и речь. Единицы языка в их соотношении с единицами речи.

8. Язык как система и структура. Основные единицы языка. Виды отношений между единицами языковой структуры. Понятие уровня языка. Взаимодействие различных уровней языка.

9. Антиномии языка: синхрония/диахрония, статика/динамика, парадигматика/синтагматика и др. Роль этих антиномий в развитии языка.

10.  Язык как историческая категория. Связь развития языка с историей общества.

11.  Проблема происхождения языка.

12.  Закономерности исторического развития языков и их взаимодействие. Основные процессы развития в разных исторических условиях.

13.  Родство языков и языковые союзы. Язык народности и национальные языки. Разнообразие путей образования национальных языков.

14.  Литературный язык, его отличие от общенародного языка и языка художественной литературы. Литературно-языковая норма, ее кодификация и распространение.

15.  Наиболее распространенные языки современности. Языки международного общения. Вопрос об искусственных международных языках.

16.  Генеалогическая классификация языков. Понятие семьи, группы и подгруппы языков. Основные языковые семьи.

17.  Индоевропейская семья языков (состав, группы; общая характеристика).

18.  Славянские языки, их возникновение; характеристика групп славянских языков.

19.  Морфологическая (типологическая) классификация языков.

20.  Языки синтетического и аналитического строя. Русский язык как флективный язык синтетического строя.

21.  Языковые универсалии. Контрастивная лингвистика и ее практическое значение.

22.  Предмет фонетики. Понятие о звуке речи и аспектах его изучения.

23.  Акустические свойства звуков речи.

24.  Артикуляционная характеристика звуков речи. Артикуляционная база языка. Различие артикуляционных баз языков.

25.  Система гласных (вокализм). Признаки гласных и принципы их классификации.

26.  Система согласных (консонантизм). Признаки согласных и принципы их классификации.

27.  Слог как артикуляционно-акустическая единица. Виды слогов.

28.  Ударение и его виды. Интонация и ее элементы. Особенности интонации разных языков.

29.  Изменение звуков в потоке речи. Позиционные и комбинаторные изменения звуков.

30.  Фонема как единица языка. Понятие фонемы, фонема и звук в их соотношении. Интегральные и дифференциальные признаки фонем. Система фонем.

31.  Звуковой язык и письмо. Значение письма в истории развития общества и языка.

32.  Происхождение и основные этапы развития письма.

33.  Графика и алфавит. Основные алфавиты мира. Вопросы создания алфавитов.

34.  Орфография и ее основные принципы.

35.  Транскрипция как специальный вид письма. Транслитерация.

36.  Слово как основная единица языка. Номинативная функция слова. Лексическое значение слова. Понятие семантического треугольника (соотнесение реалии, понятия, имени).

37.  Мотивированность (внутренняя форма) слова. Различие мотивировки соотносительных (эквивалентных) слов в различных языках как проявление идиоэтничности (внутренней формы) слова.

38.  Многозначность (полисемия) слова как система значений слова. Прямые и переносные значения. Типы переносных значений.

39.  Понятие лексико-семантической системы языка.

40.  Понятие семы и семный состав значения слова.

41.  Лексическая парадигматика. Формальные и лексико-семантические парадигмы слов.

42.  Фразеологический состав языка. Признаки фразеологизма как единицы языка. Фразеологизмы как ценнейший источник сведений о культуре и менталитете народа.

43.  Исторические изменения словарного и фразеологического состава языка.

44.  Основные пути обогащения словарного состава языка.

45.  Историческая и сопоставительная лексикология. Этимология.

46.  Типы словарей: энциклопедические и лингвистические словари.

47.  Морфема как единица языка. Функции морфем и их типы. Аффиксы и их разновидности. Понятие основы слова. Словообразующая и формообразующая основы. Морфологические процессы.

48.  Грамматический строй языка. Основные единицы грамматического строя. Лексическое и грамматическое значение.

49.  Грамматическая форма как единство грамматического значения и средств его выражения. Синтетические и аналитические формы слова.

50.  Основные способы и средства выражения грамматических значений.

51.  Понятие грамматической категории. Типы и функции грамматических категорий. Своеобразие грамматических категорий в языках мира.

52.  Проблема частей речи как лексико-грамматических разрядов (классов) слов. Категориальные признаки частей речи.

53.  Предложение и словосочетание как единицы синтаксиса. Понятие о словосочетании. Синтаксические связи слов.

54.  Предложение как основная единица синтаксического строя языка. Предложение и высказывание. Актуальное членение предложения.

55.  Типы предложений: простое, осложненное, сложное. Историческая изменчивость типов предложений и форм сочетаний слов. Разнообразие строения предложения в разных языках.

56.  Текст и его грамматические категории. Компоненты текста.

 

7.3. Перечень примерных заданий к экзамену:

§ Затранскрибировать текст. Определить фонетические процессы. В выделенном в тексте слове охарактеризовать звуки.

§ Описать артикуляцию звуков в слове.

§ Выделить в словах морфемы и определить их функции.

§ Определить последовательность (ступени) образования слов.

§ Определить способ образования слов.

§ Подобрать синонимы к приведенным словам. Выделить доминанту в синонимическом ряду.

§ Определить способы и средства выражения грамматических значений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: