В ходе изучения курса «Введение в языкознание», освоения лекционного и практического материала большое место отводится самостоятельной работе студентов, которая включает в себя:
¾ подготовку к практическим занятиям по специальным заданиям;
¾ составление картотеки лингвистических терминов-понятий;
¾ научные сообщения по узловым темам курса;
¾ решение лингвистических задач;
¾ выполнение письменных работ различных типов;
¾ подбор примеров из родного и иностранного языков для иллюстрации теоретических положений;
¾ знакомство с образцами анализа языка в аспекте культуры носителей того или иного языка;
¾ написание рефератов и их обсуждение.
Овладение курсом «Введение в языкознание» предполагает широкое обращение студентов-первокурсников к дополнительной литературе (отдельным разделам монографий, статьям из специальных журналов), а также к разнообразным словарям.
Требования к заполнению терминологической карточки и образцы даны в пособии: Пастухова, Л. Б. Введение в языкознание: учебная программа, контрольные задания и методическое руководство к ним / Л. Б. Пастухова. – 2-е изд., доп. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. – 53 с.
|
|
Тематика рефератов
Ø Место языкознания в системе наук.
Ø Основные направления современного языкознания.
Ø Язык и мышление.
Ø Антиномии языка.
Ø Язык и личность.
Ø Язык художественной литературы.
Ø Происхождение и основные этапы развития письма.
Ø Неология и неография, их цели и задачи.
Ø Этимология и её виды.
Ø Актуальные проблемы функциональной грамматики.
Ø Имя собственное в лингвокультурном аспекте.
Ø Текстовая реализация концепта (на примере нравственной сферы).
Ø Современные словари русского языка и их особенности.
Ø Словари языка писателей.
Ø Электронные словари и их особенности.
Ø Фразеология в национально-культурном аспекте.
Ø Слово в когнитивном аспекте.
Ø Лингвистика текста.
Ø Языковая личность и её параметры.
Ø Искусственные международные языки.
Ø Русский язык как средство межнационального и международного общения.
Ø Языковые универсалии.
Ø Языковая картина мира.
Ø Коннотация слова.
Ø Молодёжный сленг, особенности формирования и употребления.
Ø Звук и смысл (на материале книги А. П. Журавлёва «Звук и смысл». – М., 1991).
Ø Англицизмы в русском языке.
Ø Прагмалингвистика.
Ø Семантическая структура слова.
Ø Семная структура слова.
Ø Особенности формирования компьютерной лексики.
|
|
Ø Креольские языки.
Ø Когнитивная лингвистика в современной научной парадигме.
Ø Антрополингвистика.
ИСТОРИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ШКОЛ. ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Цели и задачи дисциплин.
Курсы «Теория языка» и «История лингвистических учений» являются дисциплинами, завершающими общелингвистический цикл на факультетах филологии. Цель курсов – расширить, обобщить и придать характер методологического осмысления лингвистическим знаниям выпускников. Это позволит будущим учителям-словесникам самостоятельно оценивать как сами языковые факты, так и их интерпретации в школьных учебниках, методических рекомендациях и специальной литературе.
Курс «Теория языка» на отделениях с иностранным языком (в частности «Русский язык, литература и иностранный язык») предполагает усиление сопоставительно-типологического и контрастивного аспектов при рассмотрении языка как системы и структуры, при изучении взаимодействия языка и мышления.
Основными задачами курса являются:
· расширение и углубление сферы компетенции в области языкознания;
· формирование ориентации на целевое овладение современными методами поиска, обработки и использования информации;
· создание концептуальной базы для научно-исследовательской работы;
· формирование необходимых умений и правил трансляции в социуме научных результатов;
· введение в новый метаязык описания языка, позволяющего включать в рассмотрение новые объекты лингвистической науки и фиксировать результаты исследований.
Требования к уровню освоения содержания дисциплин.
Студент, изучивший курсы «Теория языка» и «История лингвистических школ», должен
2.1. Знать:
§ базовые термины-понятия теории языка;
§ факторы, определяющие уровень развития науки: различное понимание предмета науки, различное расширение лингвистических антиномий, смена научных парадигм;
§ факторы развития лингвистики;
§ соотнесенность понятий «лингвистическое направление» и «лингвистический метод»;
§ ведущие направления отечественной и мировой лингвистики: функциональное, коммуникативно-прагматическое, когнитивное, этнолингвистическое, социолингвистическое, типологическое.
2.2. Уметь:
§ правильно ориентироваться в многообразии лингвистических направлений и школ;
§ объективно оценивать новизну и оригинальность современных исследований в языкознании;
§ понимать принципиальную невозможность однозначного решения «вечных» вопросов науки;
§ выявлять перспективные направления собственных исследовательских работ;
§ понимать необходимость «истории вопроса» как обязательной составляющей любого частного исследования по проблемам языкознания, в том числе и квалификационных работ разного уровня.
2.3. Владеть навыками:
§ оперировать современными методами и принципами анализа научной и научно-методической литературы для развития умений транслирования научных результатов в педагогической деятельности;
§ пользоваться метаязыком современного языкознания.
Объем дисциплины и виды учебной работы («История лингвистических школ»).
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры |
Общая трудоёмкость | 70 | VII - VIII |
Аудиторные занятия | 50 | VII - VIII |
Лекции | 24 | |
Практические занятия (семинары) | 26 | |
Самостоятельная работа | 17 | |
Курсовые работы/реферат | 3 | |
Вид итогового контроля: экзамен/зачет | VIII зачет |