Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

В ходе изучения курса «Введение в языкознание», освоения лекционного и практического материала большое место отводится самостоятельной работе студентов, которая включает в себя:

¾ подготовку к практическим занятиям по специальным заданиям;

¾ составление картотеки лингвистических терминов-понятий;

¾ научные сообщения по узловым темам курса;

¾ решение лингвистических задач;

¾ выполнение письменных работ различных типов;

¾ подбор примеров из родного и иностранного языков для иллюстрации теоретических положений;

¾ знакомство с образцами анализа языка в аспекте культуры носителей того или иного языка;

¾ написание рефератов и их обсуждение.

Овладение курсом «Введение в языкознание» предполагает широкое обращение студентов-первокурсников к дополнительной литературе (отдельным разделам монографий, статьям из специальных журналов), а также к разнообразным словарям.

Требования к заполнению терминологической карточки и образцы даны в пособии: Пастухова, Л. Б. Введение в языкознание: учебная программа, контрольные задания и методическое руководство к ним / Л. Б. Пастухова. – 2-е изд., доп. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. – 53 с.

 

Тематика рефератов

Ø  Место языкознания в системе наук.

Ø  Основные направления современного языкознания.

Ø  Язык и мышление.

Ø  Антиномии языка.

Ø  Язык и личность.

Ø  Язык художественной литературы.

Ø  Происхождение и основные этапы развития письма.

Ø  Неология и неография, их цели и задачи.

Ø  Этимология и её виды.

Ø  Актуальные проблемы функциональной грамматики.

Ø  Имя собственное в лингвокультурном аспекте.

Ø  Текстовая реализация концепта (на примере нравственной сферы).

Ø  Современные словари русского языка и их особенности.

Ø  Словари языка писателей.

Ø  Электронные словари и их особенности.

Ø  Фразеология в национально-культурном аспекте.

Ø  Слово в когнитивном аспекте.

Ø  Лингвистика текста.

Ø  Языковая личность и её параметры.

Ø  Искусственные международные языки.

Ø Русский язык как средство межнационального и международного общения.

Ø  Языковые универсалии.

Ø  Языковая картина мира.

Ø  Коннотация слова.

Ø Молодёжный сленг, особенности формирования и употребления.

Ø  Звук и смысл (на материале книги А. П. Журавлёва «Звук и смысл». – М., 1991).

Ø  Англицизмы в русском языке.

Ø  Прагмалингвистика.

Ø  Семантическая структура слова.

Ø  Семная структура слова.

Ø  Особенности формирования компьютерной лексики.

Ø  Креольские языки.

Ø Когнитивная лингвистика в современной научной парадигме.

Ø Антрополингвистика.

ИСТОРИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ШКОЛ. ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ

Цели и задачи дисциплин.

Курсы «Теория языка» и «История лингвистических учений» являются дисциплинами, завершающими общелингвистический цикл на факультетах филологии. Цель курсов – расширить, обобщить и придать характер методологического осмысления лингвистическим знаниям выпускников. Это позволит будущим учителям-словесникам самостоятельно оценивать как сами языковые факты, так и их интерпретации в школьных учебниках, методических рекомендациях и специальной литературе.

Курс «Теория языка» на отделениях с иностранным языком (в частности «Русский язык, литература и иностранный язык») предполагает усиление сопоставительно-типологического и контрастивного аспектов при рассмотрении языка как системы и структуры, при изучении взаимодействия языка и мышления.

Основными задачами курса являются:

· расширение и углубление сферы компетенции в области языкознания;

· формирование ориентации на целевое овладение современными методами поиска, обработки и использования информации;

· создание концептуальной базы для научно-исследовательской работы;

· формирование необходимых умений и правил трансляции в социуме научных результатов;

· введение в новый метаязык описания языка, позволяющего включать в рассмотрение новые объекты лингвистической науки и фиксировать результаты исследований.

 

Требования к уровню освоения содержания дисциплин.

Студент, изучивший курсы «Теория языка» и «История лингвистических школ», должен

2.1. Знать:

§ базовые термины-понятия теории языка;

§ факторы, определяющие уровень развития науки: различное понимание предмета науки, различное расширение лингвистических антиномий, смена научных парадигм;

§ факторы развития лингвистики;

§ соотнесенность понятий «лингвистическое направление» и «лингвистический метод»;

§ ведущие направления отечественной и мировой лингвистики: функциональное, коммуникативно-прагматическое, когнитивное, этнолингвистическое, социолингвистическое, типологическое.

2.2. Уметь:

§ правильно ориентироваться в многообразии лингвистических направлений и школ;

§ объективно оценивать новизну и оригинальность современных исследований в языкознании;

§ понимать принципиальную невозможность однозначного решения «вечных» вопросов науки;

§ выявлять перспективные направления собственных исследовательских работ;

§ понимать необходимость «истории вопроса» как обязательной составляющей любого частного исследования по проблемам языкознания, в том числе и квалификационных работ разного уровня.

2.3. Владеть навыками:

§ оперировать современными методами и принципами анализа научной и научно-методической литературы для развития умений транслирования научных результатов в педагогической деятельности;

§ пользоваться метаязыком современного языкознания.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы («История лингвистических школ»).

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Общая трудоёмкость 70 VII - VIII
Аудиторные занятия 50 VII - VIII
Лекции 24  
Практические занятия (семинары) 26  
Самостоятельная работа 17  
Курсовые работы/реферат 3  
Вид итогового контроля: экзамен/зачет   VIII зачет

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: