Цели и задачи использования справочно-правовых систем

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Глава 1. Объективные предпосылки формирования и удовлетворения общественной потребности в получении правовой информации.
1.1. Правосознание и правовая культура, как явления правовой действительности.
1.2. Законодательство и практика его использования, как факторы, влияющие на формирование правового сознания и правовой культуры.
1.3. Проблема удовлетворения потребности общества в получении правовой информации и пути ее решения.

Глава 2. Научные основы справочно-правовых систем.
2.1. Теоретические положения системы права и законодательства, как основа содержания справочно-правовых систем.
2.2. Толкование норм права, как элемент научных основ справочно-правовых систем.
2.3. Кибернетические основы справочно-правовых систем.

Глава 3. Практика использования справочно-правовых систем.
3.1. Цели и задачи использования справочно-правовых систем.
3.2. Средства и методы использования справочно-правовых систем.
3.3. Использование справочно-правовых систем в целях создания автоматизированного рабочего места юриста.

Заключение.

 










Глава 3. Практика применения справочно-правовых систем.

 

Цели и задачи использования справочно-правовых систем.

В предыдущих разделах работы были рассмотрены основные вопросы, связанные с предпосылками создания справочно-правовых систем, содержанием их теоретической базы и кибернетическими основами. Но исследование будет неполным, если не рассмотреть цели и задачи применения СПС, практику их использования в свете идей построения правового государства, формирования гражданского общества с высоким уровнем правового сознания и правовой культуры.
Под применением справочно-правовых систем в настоящем параграфе понимается и будет рассмотрено два аспекта:
1) организация распространения справочно-правовой информации с использованием определенных форм и методов;
2) извлечение из информационного банка справочно-правовой системы необходимой информации для решения поставленных задач (организация работы со справочно-правовой системой).
Общеизвестно, что любая деятельность совершается сознательно, осуществляется по какому - либо плану, имеет цели и конкретные задачи, средства и методы, определенным образом влияет на окружающий мир.
Под целью в науке понимают идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует человеческую деятельность. [1]
В соответствии с данной общей посылкой целью использования (применения) справочно-правовых систем, в рамках рассматриваемой темы, в первую очередь, следует понимать удовлетворение потребности общества в получении информации правового характера для ее дальнейшего использования.
Возникновение в обществе потребности получения правовой информации обусловлено появлением новых видов общественных отношений, возникших в связи с проводимыми в стране реформами. Законодательство, регулируя общественные отношения, динамично развивается. Принимается большое количество нормативных актов органов власти и управления. Все эти процессы способствуют возникновению повышенного спроса на информацию вообще, и правовую информацию в частности.
Быстрое получение информации из органов власти и управления - очень непростая задача, с которой сталкиваются все заинтересованные в получении информации лица.
Сейчас только ведущие издания и фирмы-разработчики, сопровождающие справочные правовые компьютерные системы, имеют собственные информационные службы и всевозможные структуры по обеспечению своей деятельности нормативной информацией.
Отсутствие полной общедоступности нормативно-правовой информации, фактически делает ее (нормативно-правовую информацию) предметом торга. Так, например, правовая информация распространяется фирмами-разработчиками СПС. Правовая информация и, в частности, нормы права, которые ее составляют, имеют общеобязательный характер, а следовательно, принадлежат всем. По этой причине непосредственно норму права продать нельзя. Но, как правило, продается та программная оболочка, которая делает работу с правовой информацией простой и удобной.
В настоящее время является бесспорным тот факт, что использование справочно-правовых компьютерных систем расширяется наиболее динамично по отношению к традиционным источникам получения информации. Поскольку рынок правовых информационных систем практически сформировался, то задача фирм-разработчиков заключается в их усовершенствовании.
На сегодня, фирмы-разработчики СПС, к основным направлениям организации распространения справочно-правовых систем относят:

· создание базовых эталонных банков нормативно-правовых актов, формирование комплекса программных продуктов с заданными условиями;

· организация процесса пополнения (сопровождение, актуализация) созданных эталонных информационных банков справочно-правовых систем;

· организация оперативной передачи пользователям справочно-правовых систем новейшей правовой информации из эталонных информационных банков справочно-правовых систем;

· поиск и выдача правовой информации по запросам пользователей;

· создание специальных обучающих и консультационных центров правовой информации;

· создание условий общедоступности правовой информации для юридических и физических лиц. [2]

Создания эталонного банка нормативно-правовой информации. На определенном этапе создания программного продукта приходится всерьез анализировать информацию, подлежащую включению в создаваемую программу. Стадия анализа предполагает, что вся необходимая информация находится под рукой. Следовательно, для того чтобы понять как разместить те или иные документы в справочно-правовой системе, прежде всего, нужно их получить. Механизм получения документов для формирования эталонного банка нормативно-правовой информации у всех фирм-разработчиков СПС, в принципе, один и тот же. Как правило, эта задача решается посредством заключения прямых договоров о сотрудничестве с органами государственной власти и управления. Разработчик СПС КонсультантПлюс НПО "ВМИ" имеет более 60 договоров с федеральными органами государственной власти и управления.
После получения необходимых документов начинается кропотливая работа по включению их в тот или иной информационный банк Системы. К примеру, все Федеральные законы автоматически относятся к информационному банку "КонсультантПлюс: ВерсияПроф". Материалы Пленума ВАС попадают в информационный банк системы КонсультантПлюс: Арбитраж.
Все поступающие документы проходят юридическую обработку с использованием Общероссийского классификатора правовой информации, о котором говорилось во второй главе. В процессе юридической обработки, специалистами решаются вопросы отнесения документов к той или иной рубрике СПС, выявления связей с уже внесенными в информационный банк документами и простановка ссылок на эти документы (формирование гипертекстовых ссылок), оформления примечаний к документам или оформление новых редакций документов, если включаемые в информационный банк документы содержат изменения и дополнения к ранее включенным. Кроме того, после юридической обработки, документ проходит стадию технической обработки, которая предполагает формирование электронного образа документа в исходном формате для внесения его в информационный банк СПС.
Задача по формирования эталонного банка неразрывно связана с необходимостью его пополнения новой информацией.
Сопровождению (актуализации) эталонных банков правовой информации. В настоящее время российское законодательство динамично развивается, а следовательно, развиваются и справочно-правовые системы. Очень важно, чтобы нормативно-правовая информация законодателя была отражена в справочно-правовых системах как можно полнее и как можно быстрее. В противном случае традиционные средства массовой информации, являющиеся официальными изданиями, будут всегда на шаг впереди по скорости опубликования "размещения" нормативных актов на своих страницах. Поэтому сама задача по сопровождению (актуализации) справочно-правовых систем напрямую зависит от двух факторов:

1. полнота и достоверность получаемой информации;

2. скорость (оперативность) внесения поступившей информации в ту или иную справочно-правовую систему.

Поддержание информационных банков справочно-правовых систем в актуальном состоянии складывается из трех замкнутых технологических процессов, а именно:
-введение в информационный банк новых документов;
-создание и введение в информационный банк новых редакций документов;
-внесение в информационный банк изменений и дополнений к документам.
Каждый из этих процессов состоит из последовательно выполняемых этапов: [3]
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБРАБОТКИ
1.1.Регистрация поступившего документа
1.2. Просмотр периодических изданий
2. Обработка документа юристами
3. Подготовка текста документа
3.1 Создание электронного образа документа
3.2 Оформление, проверка на орфографию
3.3.Вычитка текста корректором
4. Проставление гипертекстовых ссылок
5. Заполнение поисковой карточки документа
6. Подготовка документа к загрузке в исходном формате
7. Завершающая проверка автоматизированными средствами поиска ошибок
8. Ввод в информационный банк

Организация оперативной передачи пользователям справочно-правовых систем новейшей правовой информации из эталонных банков данных. Эта задача решается каждым разработчиком справочно-правовых систем по-разному. По большому счету, речь здесь идет в первую очередь об обеспечении пополнения базы данных, установленной у конкретного пользователя в самые возможно короткие сроки с использованием современных компьютерных средств и возможностей телекоммуникационных систем.
Поиск и выдача правовой информации по запросам пользователей. Зачастую возникает ситуация, когда человек, не имеющий компьютера, становится пользователем той или иной справочно-правовой системы. Обусловлено это тем, что государственные органы еще не научились соблюдать и уважать конституционное право граждан на информацию, поэтому процесс получения в том или ином ведомстве интересующего документа может растянуться на целую вечность. В то же время, в обществе достаточно широко, по каналам радио и на страницах газет, расходится информация о том, что существуют справочно-правовые системы, представляющие собой электронные сборники по законодательству, которые могут снять проблему дефицита правовой информации и удовлетворить практически любой информационный запрос. Сообщаются адреса и телефоны, по которым можно обратиться за консультацией и помощью. Необходимая информация может быть получена также по телефону, факсу или через возможности компьютерной сети INTERNET. В последнем случае пользователь получает электронную копию текста необходимого нормативного документа. Такой способ распространения правовой информации практикует фирма "Земля-Сервис" - представитель НПО "ВМИ" в Калужской области. В июне 1998 года специалистами фирмы "Земля-Сервис" таким способом было подготовлено 53 ответа на запросы пользователей правовой информации. [4]
Не менее важной задачей использования справочно-правовых систем является обучение пользователей работе с той или иной правовой системой, создание условий, способствующих привитию конкретных знаний и навыков. Ведь мало просто приобрести справочно-правовую систему и установить ее на свой компьютер. Даже перед тем, как взять книгу для чтения, многие читают оглавление, знакомятся с кратким содержанием и т.д. Если говорить о технических продуктах, то перед их применением обязательно детальное ознакомление с инструкцией по эксплуатации. Так же дело обстоит и со справочно-правовыми системами, их тоже нужно изучать. Причем, изучать либо самостоятельно, пользуясь "Руководством пользователя", где разработчики дают подробные рекомендации по изучению и дальнейшему применению СПС, либо проходить курс обучения под руководством специалиста фирмы-разработчика СПС.
Обращаясь к практике распространения программных продуктов семейства "КонсультантПлюс", необходимо упомянуть, что по общему правилу Сети распространения правовой информации "КонсультантПлюс", обучение приемам работы с этими системами является необходимым условием для фирмы-распространителя СПС "КонсультантПлюс".
Противоположное отношение к пользователям правовой информации наблюдается у разработчиков и распространителей СПС "Гарант": обучение пользователей не является для них обязательным. Пользователь СПС "Гарант" вынужден самостоятельно овладевать приемами работы с системой.
Создание условий общедоступности правовой информации для юридических и физических лиц - пожалуй, самая сложная и наиболее актуальная на сегодняшний день задача использования СПС. Общедоступность может быть обеспечена при решении проблемы единого информационного пространства. Так как эта задача относится к категории долговременных, и ее выполнение может затянуться на долгие годы из-за отсутствия финансирования, многие фирмы - разработчики справочно-правовых систем пытаются решить ее разными путями.
На сегодняшний день для того, чтобы использовать тот массив правовой информации, который содержат справочно-правовые системы, нужно иметь персональный компьютер (либо дома, либо на работе). При этом если пользование справочно-правовыми системами не носит систематического характера (такого как у юриста, или, скажем бухгалтера), а осуществляется на уровне поиска распечаток отдельных документов, то вполне можно обойтись и без собственного компьютера, а обратиться за интересующим документом в представительство фирмы-разработчика СПС.
Для той же категории пользователей, которая обладает компьютерами и имеет возможность пользоваться услугами телекоммуникационных сетей, фирмами-разработчиками СПС сделано очень многое. Например, большинство разработчиков СПС имеет свои "страницы" в сети INTERNET, что позволяет всем желающим, имеющим компьютер, ознакомиться как с предлагаемыми СПС, так и с историей его создания и дальнейшими планами его развития. В последнее время такие услуги разработчиками СПС (например, НПП "Гарант-Сервис") предоставляются за абонентскую плату, т.е. организован платный доступ к "странице" фирмы-разработчика в INTERNET.
Совершенствование способов распространения правовой информации с использованием современных компьютерных технологий является составляющей развития и совершенствования справочно-правовых систем. Без решения проблемы организации массового доступа к правовой информации невозможно решить проблему удовлетворения потребности общества в ее получении.
Учитывая уровень развития современных компьютерных технологий, решать проблему формирования единого информационного пространства нужно посредством его компьютеризации, создания локальных вычислительных сетей в органах государственной власти и управления, на предприятиях и в организациях, независимо от их организационно-правовой формы.
На сегодняшний день уже сделаны определенные шаги в этом направлении. Так, 18 марта 1998 года Губернатором Калужской области было издано Распоряжение № 51-р "Об организации и проведении размещения заказа на проектирование и создание локальной вычислительной сети Администрации Калужской области". В соответствии с данным Распоряжением, заказчиком на создание сети является комитет по информатизации администрации Губернатора Калужской области. В бюджете Калужской области на 1998 год предусмотрено выделение финансовых средств муниципальным образованиям Калужской области на приобретение средств вычислительной техники. [5] В перспективе, администрации муниципальных образований будут подключены к сети Администрации Калужской области, что позволит муниципальным служащим оперативно получать правовую информацию из информационных банков СПС, установленных на сервере комитета по информатизации.
Очевидно, что создание условий доступности правовой информации для органов государственной власти и местного самоуправления положительно отразится на уровне правосознания и правовой культуры работников этих органов, на их правоприменительной деятельности, сократится объем обращений и жалоб граждан на неправомерные действия должностных лиц.


3.2.Средства и методы использования справочно-правовых систем.

Для того, чтобы успешно решать задачи, которые были определены как основные в предыдущем разделе, требуется рассмотреть и изучить формы и методы использования СПС.
Как, к примеру, происходит пополнение эталонных банков справочно-правовых систем. Разработчики наиболее распространенных справочно-правовых систем ("Кодекс", "Гарант", "КонсультантПлюс", "ЮСИС") относятся к этой проблеме по-разному. Сама проблема может быть решена с использованием приведенных ниже методов.
1. Получение обновления баз данных (вновь принятых и вступивших в законную силу документов) традиционным способом, через протокольный отдел законопринимающего органа, на основе прямого договора о сотрудничестве. Что же получают от таких отношений стороны договора?
Во - первых, у разработчиков справочно-правовых систем появляется возможность доступа к тому информационному массиву, который, например, проходит путь от кабинета министров (правительства) до конечных пользователей информации. В данном случае разработчики, заключив такой договор, обеспечивают пополнение эталонных банков своих СПС новой информацией, которая, пройдя определенную стадию обработки (приведение документов в "понятный для компьютера" вид) попадает к конечному потребителю информации - пользователю справочно-правовых систем.
Во - вторых, органы государственной власти и управления, заключившие договор о сотрудничестве, получают в свое распоряжение готовую к работе компьютерную программу (справочно-правовую систему по законодательству Российской Федерации), содержащую все нормативно-правовые акты, которые были переданы разработчикам по договору о сотрудничестве, причем совершенно бесплатно, или в ряде случаев по льготным ценам. Благодаря таким отношениям, фактически происходит некая экономия бюджетных средств. Ведь рано или поздно, государству пришлось бы создавать собственную систему, соответствующую последним требованиям пользователей правовой информации и обладающую мощными поисковыми возможностями. Естественно, что это связано с определенными финансовыми затратами. Собственно говоря, государство уже имело опыт создания "общенациональной системы правовой информации". [6] К сожалению, опыт был не совсем удачный. В качестве главных ошибок можно определить чрезмерную глобальность поставленных перед создаваемой системой задач, отсутствие должного взаимодействия федеральных органов в деле создания системы, и наконец, отсутствие должного финансирования этих работ. Если обратиться к разделу IX (Этапы создания системы) Концепции правовой информатизации России, утвержденной Указом Президента России 28 июня 1993 года, можно увидеть, что "этапы создания системы определены с учетом... имеющихся заделов и финансовых ресурсов...". [7]
Считалось, что создать подобную систему может лишь организация с хорошим научно-техническим потенциалом и привязкой к телекоммуникациям. В качестве такой организации было определено Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ). Нужно сказать, что Система была создана, но в том виде, в котором она существует на настоящий момент, оно не отвечает современным требованиям, предъявляемым к справочно-правовым системам по законодательству. Система не обладает глубокими поисковыми возможностями, кроме того, серьезные сомнения вызывает актуальность содержащейся в ней информации. [8]
Специалисты НПО "ВМИ"- разработчика СПС "КонсультантПлюс", отвечающие за пополнение эталонных банков правовой информации, придерживаются мнения, что самый надежный способ обеспечения достоверности и актуальности информации - это получение наряду с электронными копиями нормативных актов их аутентичных (соответствующих оригиналу) копий с подписями должностных лиц и печатью протокольного отдела того органа, откуда получен документ. Это позволяет во - первых, решить раз и навсегда вопрос о соответствии документа, содержащегося в информационном банке СПС, оригиналу текста нормативного акта; во - вторых, сокращаются затраты времени на набивание текстов документов. При наличии электронной копии документа речь может идти лишь о его проверке и обработке для включения в информационный банк той или иной системы семейства КонсультантПлюс.
2. Получение обновления (так называемых файлов пополнения) в электронном виде через возможности телекоммуникационных систем (в частности, через возможности сети INTERNET).Такой способ получения новой информации практикует, в частности, Государственное предприятие "Центр компьютерных разработок" (Санкт-Петербург) - разработчик ИПС Кодекс. В данном случае, фирма-разработчик получает файлы пополнения, рассылаемые НТЦ "Система" при ФАПСИ.
Привлекает внимание тот факт, что не любая фирма разработчик стремится получить документ именно из того ведомства, которым он был
принят. Если говорить о справочно-правовых системах семейства "КонсультантПлюс" и информационно-правовой системе "Кодекс", то при сравнении можно обратить внимание, что разработчики обеих систем стремятся получать документы непосредственно в органе, их принявшем. Для достижения этой цели разработчики заключают договоры (соглашения) об информационном обмене или сотрудничестве с федеральными органами власти. На сегодняшний день, НПО "ВМИ" имеет подобные договоры более чем с 60 федеральными органами власти и управления.
В качестве источников получения информации для ИПС "Кодекс" используется НТЦ "Система" при ФАПСИ и региональные подразделения федеральных органов власти, расположенных в Санкт-Петербурге, печатные издания, а также, так называемые "неофициальные источники". Под неофициальными источниками в среде разработчиков СПС принято понимать имеющиеся неформальные связи на уровне конкретных должностных лиц государственных органов. Такие контакты позволяют оперативно получать документы, не прошедшие всех этапов законодательного процесса. Соответственно, размещение в СПС, а тем более применение таких документов может иметь самые негативные последствия, как для пользователя правовой информации, так и для разработчика СПС. Используя "неофициальные" источники, разработчики стремятся решить задачу оперативного формирования пополнения информационных банков своих СПС.
Таким образом, в отличие от "КонсультантПлюс", в информационный банк ИПС "Кодекс" значительная доля документов поступает не напрямую из принявшего органа, а через различных посредников.
Наличие уникальной системы договоров (соглашений) об информационном обмене с федеральными органами власти позволяет разработчикам СПС "КонсультантПлюс" поддерживать достоверность информационного банка на очень высоком уровне: в любой момент, по желанию пользователя, может быть подтверждена аутентичность любого документа. Разработчики "Кодекса" не обладают бумажными копиями всех документов: около 10% документов (на июль 1997 г. это более 3000 документов) из базы "Законодательство России" имеют пометку "неофициальный источник", которая означает, что "Кодекс" не может подтвердить аутентичность данного документа. [9]
Теперь, допустим, сформированы эталонные банки правовых данных, существует фирма-разработчик справочно-правовой системы, существует конечный потребитель - предприятие, организация или физическое лицо. Как происходит процесс поиска конечного потребителя информации и ее передача?
Организация оперативной передачи пользователям справочно-правовых систем новейшей правовой информации из эталонных банков данных осуществляется двумя основными способами:

· по телекоммуникационным каналам связи или сети INTERNET через модем;

· доставка файлов пополнения инженером сопровождения СПС

Рассмотрим каждый из способов в отдельности.
Необходимо упомянуть о том, что фирмы-разработчики наиболее распространенных СПС располагаются в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Становится ясно, что решать задачи на региональных уровнях под силу далеко не всем из них, а только тем, кто имеет региональные представительства, отделения, филиалы... К примеру, разработчик справочно-правовой системы "Гарант" НПП "Гарант-Сервис", в настоящий момент имеет более 76 представительств в 60 городах России. [10] В Калужской области НПП "Гарант-Сервис" имеет двух посредников: в г.Калуге это - аудиторско-консалтинговая фирма "Политоп", в г.Обнинске - ТОО фирма "Гранд". Оба представительства "Гаранта" являются самостоятельными юридическими лицами, независимыми друг от друга. Задача по распространению программных продуктов марки "Гарант" является побочным видом деятельности этих предприятий.
Разработчик справочно-правовых систем семейства "КонсультантПлюс"- НПО "Вычислительная математика и информатика" имеет таких представительств по всей России более 300. Причем, эти представительства не просто занимаются распространяют СПС "Консультант", а образуют единую Общероссийскую сеть распространения правовой информации "КонсультантПлюс", в задачи которой входит пропаганда и внедрение в субъектах Российской Федерации правовых знаний путем распространения справочно-правовых.
Каждое представительство "Консультанта" так же является самостоятельным юридическим лицом, действующим на определенной специальным лицензионным соглашением и дистрибьюторским договором сбытовой территории, в рамках единой политики распространения СПС "Консультант". Каждое представительство имеет статус "Регионального информационного центра Общероссийской сети распространения правовой информации", что позволяет пользователям правильно идентифицировать "Консультант" среди любых других справочно-правовых систем. [11]
Поиск потенциальных пользователей может осуществляться с использованием тех возможностей, которые в настоящее время предоставляет современный маркетинг. В первую очередь имеются ввиду возможности рекламы. Реклама может распространяться как в виде листовок с информацией о конкретных СПС, так и в виде цикла специализированных передач на радио и телевидении, а так же статей в газетах и журналах. Большую роль играет проведение акций по распространению информации как о самой справочно-правовой системе, так и о субъектах хозяйственной деятельности (юридических и физических лицах), занимающихся ее распространением, а так же тех предприятиях и организациях (имеющих определенный вес и значимость на конкретной территории), на которых установлены СПС.
Вообще, завоевание рынка справочно-правовых систем невозможно без четкого плана действий. В первую очередь требуется определить круг тех лиц (юридических и физических), заинтересовав которых справочно-правовыми системами можно выйти на других потенциальных пользователей правовой информации. Например, в г.Калуге и области крупнейшими пользователями СПС "КонсультантПлюс" (имеющими по несколько систем), являются Комитет по информатизации при администрации Губернатора Калужской области, Законодательное Собрание Калужской области, Городская Управа г.Калуги, Управление Федеральной службы налоговой полиции РФ по Калужской области, УВД по Калужской области, Арбитражный суд Калужской области, Прокуратура Калужской области, Государственная налоговая инспекция по Калужской области и 29 ее территориальных подразделений, администрации муниципальных образований Калужской области и т.д.
Еще один способ провести поиск потенциальных пользователей СПС - воспользоваться телефоном. Фирма, занимающаяся распространением СПС может создать специальное подразделение (информационную группу, к примеру), в задачи которой будет входить сбор информации о потенциальных пользователях. Целью сбора информации является получение сведений о профиле деятельности предприятия, наличии компьютеров и их модификации, локальной вычислительной сети и обученного работе на компьютерах персонала. Эти сведения важны для определения возможного варианта комплексной поставки СПС, включающей в себя несколько различных информационных банков.
Вторым шагом, после поиска и определения потенциального пользователя является непосредственная установка СПС.
Здесь, автор хотел бы дать некоторые разъяснения. Существуют справочно-правовые системы распространяемые на CD-дисках, или на стандартных флопии-дисках 3.5, отформатированных под 1.4 мегабайта. Системы, распространяемые на CD-дисках выходят "тиражным" способом. Например, выходит CD-диск ИПС "Кодекс" с нормативной информацией, принятой органами власти и управления в период с мая по июнь 1998 года. Потенциальный пользователь правовой информации приобретает этот диск. Когда возникает потребность в получении правовой информации за сентябрь 1998 года, пользователь будет вынужден приобрести следующий диск. Это имеет как свои преимущества, так и существенные недостатки. Во-первых, при покупке справочно-правовой системы на CD-дисках, процесс установки не требует вмешательства специалиста. Инсталляция (установка) базы данных может быть проведена и самим пользователем, если он имеет навыки работы на компьютере. Во-вторых, СПС не привязана к конкретной рабочей станции (компьютеру), может переставляться множество раз на разные компьютеры, но работать на них будет лишь при наличии CD-диска в соответствующем дисководе компьютера.
К основным недостаткам СПС на CD-дисках следует отнести невозможность осуществления пополнения информационного банка. То есть, сам информационный банк состоит из отдельных, ничем не связанных CD-дисках. При таком способе пополнения информационного банка СПС, со временем накопится солидная электронная библиотека, которая породит те же проблемы, что и обычная: где хранить, как искать нужное?
Приобретая справочно-правовую систему на традиционных дисках 3.5, потенциальному пользователю производят установку базовой версии (дистрибутива системы) специалисты фирмы-разработчика СПС. Такая практика установки и информационного сопровождения СПС распространена, например, в Региональном информационном Центре Общероссийской сети распространения правовой информации по Калужской области фирме "Земля-Сервис".
После предварительных переговоров о качествах и возможностях той или иной СПС, непосредственно перед ее установкой, заключается договор на установку и обслуживание правовых компьютерных систем. Это гарантирует пользователя от любых последствий: всегда есть к кому предъявить обоснованную претензию. После подписания договора и совершения сделки купли-продажи, специалисты фирмы проводят установку и тестирование работы СПС на компьютере пользователя. Дальнейшее информационное обслуживание СПС происходит в соответствии с соответствующими положениями договора.
При установке системы на персональный компьютер пользователя, специалист-установщик вводит так называемый код регистрации (регистрационный номер системы), без которого запуск и работа системы невозможны. В каждом случае код регистрации сугубо индивидуален, возможности подбора или совпадения практически исключены. Сама система снабжена специальной программой блокирующей любые попытки ее перезаписи или взлома.
Пополнение установленных у пользователей СПС может происходить следующим образом. Как уже говорилось, те системы, которые распространяются на CD-дисках, требуют докупки дополнительного диска с пополнением.
Пополнение (актуализация) информационных банков справочно-правовых систем, распространяемых на флоппи - дисках, может происходить при личном участии специалиста фирмы, который приносит с заранее оговоренной периодичностью файлы пополнения и посредством их установки на компьютер пользователя производит обновление всей системы в целом. Есть так же вариант пополнения с помощью возможностей сети INTERNET через специальное устройство - модем (о нем рассказывалось при рассмотрении кибернетических основ СПС) и по сетям телекоммуникаций..
Специалисты АКФ "Политоп" производят еженедельное пополнение пользователей СПС "Гарант" по заявке. В течении нескольких дней формируется заявка на определенное количество дискет и CD-дисков с пополнением. Пользователь может заказать очередное пополнение и, не пользуясь услугами курьеров, через некоторое время получить его лично, в офисе представительства, в обмен на старые дискеты или CD-диски.
В процессе деятельности не все разработчики справочно- правовых систем проповедуют политику "диалога с пользователем". А необходимость общения с пользователем существует постоянно, как показывает личный опыт работы автора в сфере распространения справочно-правовых систем. С кем может проконсультироваться пользователь информационной правовой системы "Кодекс", представительства которой находятся лишь в Москве и Санкт-Птербурге? Кто поможет ему решать технические вопросы, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации системы? Кто научит рационально использовать поисковые возможности СПС? Ответ на эти вопросы очевиден. Вопросы эти нужно решать только с квалифицированным специалистом фирмы-разработчика СПС.
Представительство "Консультанта" по Калужской области и вообще, вся Общероссийская Сеть "КонсультантПлюс", по мнению автора, шагнули дальше всех разработчиков справочно-правовых систем по уровню предоставляемого информационного сервиса. Наряду с качественными программными продуктом по законодательству России, специалистами Сети "КонсультантПлюс" разработан целый спектр услуг, связанных с эксплуатацией приобретенных пользователями систем. Кроме того, для проведения обучения пользователей работе с системами, специально разработаны методические материалы, расчитанные как на самостоятельное изучение, так и на проведение курса лекций расчитанного на 10-15 часов. [12] Существуют также материалы, расчитанные на обучение новых сотрудников сбытовых структур и структур сопровождения всех 300 Региональных информационных Центров.
С пользователями справочно-правовых систем "КонсультантПлюс" постоянно проводится обучение, даже на стадии информационного обслуживания, когда специалист фирмы приходит для установки пополнения и дополнительно предоставляет информацию об особенностях работы той или иной системы, о тех удобствах, которые предоставляет каждая система в отдельности. Кроме того, разработчиками систем проводятся специальные семинары с пользователями систем, на которых задаются интересующие вопросы, связанные с применением информационных банков СПС.
Как правило, такие семинары дают определенный экономический эффект. Это связано с тем, что сейчас на Калужском рынке справочно-правовых систем появились мини системы по действующему законодательству России, представляющие собой подборки нормативных актов по отдельным отраслям законодательства. По сравнению с описанными в настоящей работе справочно-правовыми системами "Гарант", "КонсультантПлюс", "Кодекс" и "Юсис", эти системы представляют собой низкий по качеству исполнения и внутреннего содержания продукт. Цены на данные продукты естественно дешевле, чем, скажем на тот же самый "Консультант", этим и еще низким пользовательским уровнем определяется некоторый спрос на них. Поэтому, в задачу семинаров с пользователями справочно-правовых систем должно входить не только обучение работе с системами, но и разъяснение основных научных положений справочно-правовых систем, как правовых, так и технических. Пользователи должны владеть информацией о системе законодательства и его кодификации, как вопросы кодификация и систематизация законодательства отражены в справочно-правовой системе, каким образом это влияет на формирование поисковых возможностей системы. При наличии таких знаний, велика вероятность того, что пользователь не погонится за дешевым и некачественным продуктом.
К великому сожалению в настоящее время отсутствуют какие бы то ни было специальные государственные центры по обучению пользователей приемам работы с наиболее распространенными справочно-правовыми системами.
В Концепции правовой информатизации России, в качестве одной из задач создания глобальной общенациональной правовой системы, указывается создание центров по обучению пользователей правовой информации. Но, было бы несправедливо умолчать о том, что многие государственные учебные заведения давно уже ввели в программу обязательное обучение работе с той или иной справочно-правовой системой. Разработчиками СПС "Гарант" введена в действие целая программа обучения работе с Системой "Гарант", расчитанная специально на учебные заведения.
Но, проблемы государственных учебных заведений, связанные в первую очередь с финансированием, не позволяют студенту зачастую просто познакомиться с компьютером, не говоря уже о возможности изучения справочно-правовых систем.
Негосударственные учебные заведения намного преуспели в этом направлении. Так, например, в Калужском филиале Московского Гуманитарно-экономического института студенты имеют возможность приобрести навыки работы с двумя справочно-правовыми системами: "Гарант" и "Консультант". В распоряжении студентов два компьютерных класса, оборудованных современными компьютерами и аксессуарами.
Калужский филиал Современного Гуманитарного Университета предоставляет своим студентам возможность знакомиться с возможностями справочно-правовой системы "Юсис".
В рамках предоставления услуг по информационному обслуживанию систем КонсультантПлюс, установленных у пользователей, информации по "горячей телефонной линии". Что имеется ввиду?
Вы - пользователь СПС КонсультантПлюс: Российское законодательство, вам срочно понадобился документ, содержащийся в другой базе КонсультантПлюс, которой у вас нет. В этом случае, пользователь вправе позвонить в отдел сопровождения фирмы "Земля-Сервис" и получить нужную информацию либо по телефону или факсу, либо заказав распечатку документа с доставкой, либо получив заказанный документ по факсу или в офисе.
Кроме того, если до конца раскрывать все возможности информационного обслуживания СПС "КонсультантПлюс", стоит сказать о такой услуге как "пополнение пользователя по каталогу". Специалист фирмы приходит к пользователю и демонстрирует ему распечатку последнего пополнения (названия документов и краткая аннотация к нему - каталог) и предлагает выбрать только те документы, которые интересны пользователю. Аналогичной услуги нет ни у одной конкурирующей на рынке СПС фирмы.
В свете задач использования справочно-правовых систем, тех средств и методов их распространения, которые были раскрыты, нельзя не упомянуть еще об одном направлении использования справочно-правовых систем.
Цели и задачи, средства и методы использования справочно-правовых систем прочно связаны между собой. Упоминалось, что для того, чтобы привлечь внимание пользователей правовой информации, нужно предпринимать определенные действия рекламного и маркетингового характера. Еще одной из форм распространения правовой информации является доведение ее до широких слоев населения через возможностей средств массовой информации. Конкретно, речь идет об освещении правовой информации на радио, в виде передач и в газетах в виде отчетов и консультаций..
Проводя в предыдущих главах работы сравнительный анализ традиционных источников получения информации правового характера в виде газет и журналов, с теми возможностями, которые предоставляют сегодня компьютеры и сети телекоммуникаций, был сделан вывод о том, что как средство получения информации в глобальном смысле, газеты и журналы изживают себя. Они не позволяют работать с большими объемами текстов, затруднено и отслеживание материалов по той или иной тематике, отсутствует возможность проведения по той или иной информации анализа. Однако, как показывает практика, газеты и журналы все еще остаются мощным средством формирования общественного сознания. Именно потому, что газеты и журналы остаются крайне популярными и до сих пор, именно на них ориентированы все мероприятия, связанные с массовым воздействием на общественное сознание.
Если обратиться к далекому прошлому, когда отсутствовало радио и телевидение, то можно увидеть, что все новости (в том числе и вновь вводимые в обществе нормы и правила поведения) узнавались в местах наибольшего скопления людей (например, на базарах, ярмарках, в промышленных центрах городов...). На Ближнем Востоке распространением наиболее важной информации занимались специально подготовленные для этого люди (чиновники, состоящие на государственной службе) – глашатаи. В их обязанности входило появляться в местах наибольшего скопления людей и доводить до них последние распоряжения и указания власти. То есть, и раньше существовала аналогия современной стадии официального опубликования нормативных актов, только в устной форме. Всем известна по фильмам и литературным произведениям знаменитое вступление глашатая при обращении к массам: "Слушайте все и не говорите, что не слышали!".
В наш век технического прогресса глашатаев заменило радио, телевидение и газеты. Появилась возможность организации теле-радио вещания на большие территории. Как же используются эти возможности для пропаганды правовых знаний? Что конкретно на региональном уровне предлагают потребителям правовой информации представители СПС "Гарант" или "КонсультантПлюс"?
АКФ "Политоп" (официальный представитель НПП "Гарант-Сервис" в г.Калуге) еженедельно организует доставку своим пользователям специализированного экономико-правового еженедельника "Российская Азия", выпускаемого представительством "Гаранта" в г.Новосибирске. Еженедельник содержит большой объем информации экономического и правового характера и распространяется в большинстве городов России, где организованы представительства НПП "Гарант-Сервис". Так, в "Российской Азии" можно найти материалы содержащие мониторинг российского законодательства за неделю, состоящий из аннотаций к документам, полученным из различных государственных учреждений и организаций и вошедшим в последнее пополнение СПС "Гарант". Еженедельник имеет несколько специализированных рубрик, расчитанных на специалистов в области экономики и финансов, бухгалтерского учета и налогообложения и, естественно, на юристов.
Несмотря на явную ценность такого издания, по мнению автора, одним из его недостатков является то, что большинство материалов ориентировано на проблемы Новосибирского региона, которые вряд ли имеют соответствующий спрос в Калужском регионе.
Помимо этого, АКФ "Политоп" в Калуге, своими силами выпускает собственное печатное издание, тиражом до 1000 экземпляров. Это издание также представляет собой мониторинг российского законодательства и расчитано на широкий круг пользователей. Распространение этого издания осуществляется специально для зарегистрированных пользователей справочно-правовой системы "Гарант". Издание не содержит какого-нибудь справочного материала в виде статей по проблемам экономики и права, зато достаточно полно отражает те нормативные акты, которые вошли в последнее пополнение СПС "Гарант". Кроме того, на страницах этого издания размещается "Календарь бухгалтера", содержащий сведения о том, какого числа предстоит производить платежи в федеральный и местный бюджеты по тем или иным видам налогов. Данное обстоятельство в определенной степени способно обусловить законопослушное поведение по своевременной уплате налогов.
Региональный информационный Центр (РИЦ) Общероссийской Сети распространения правовой информации фирма "Земля-Сервис" также ведет работу по доведению до широких слоев населения Калужской области правовой информации. В настоящий момент РИЦ является учредителем двух печатных еженедельных изданий – газет. Один еженедельник – газета "ЧасПик-Консультант" является экономическим изданием и освещает проблемы экономики непосредственно в Калужском регионе. Примечательно то, что сам РИЦ располагается на территории двух наиболее крупных муниципальных образований Калужской области – г.Калуги и г.Обнинска. Такое расположение естественно сказывается на содержании материала газеты. Газета распространяется на территории муниципальных образований – городов Калуги, Обнинска, Балабанова, Малоярославца, Жукова.
Газета "Калужские информационные вести" является специализированным информационно-правовым изданием, распространяется на всей территории Калужской области тиражом 17500 экземпляров и является приложением ко всем районным газетам.
Ценность этой газеты заключается в том, что на ее страницах содержится не только обзор федерального и местного законодательства, но и статьи специалистов различного профиля, отражающие их взгляд на экономическое, финансовое и социальное состояние региона.
Отдельно хотелось бы остановиться на электронном средстве массовой информации СПС "КонсультантПлюс: Калужский выпуск". Это издание представляет собой обыкновенную, ничем не отличающуюся от других продуктов семейства КонсультантПлюс справочно-правовую систему. Единственное отличие – система содержит нормативно-правовые акты, принимаемые органами государственной власти и управления Калужской области. Информация в "Калужский выпуск" поступает на основании заключенного с Комитетом по информатизации Администрации Губернатора Калужской области договора о сотрудничестве в области правовой информации и информатизации. [13] Помимо этого, существует ряд аналогичных договоров с органами муниципальных образований Калужского региона.
Помимо издания собственных средств массовой информации, РИЦ сотрудничает по договорам о сотрудничестве в сфере правовой информации с рядом калужских газет. Сотрудничество заключается в предоставлении газетам (для каждого номера) обзоров федерального и местного законодательства, а также материалов приготовленных на основании обработки поступающих в РИЦ запросов от юридических и физических лиц по вопросам применения действующего законодательства.
Почти целый год на городской волне Государственной телерадиокомпании "Калуга" три раза в неделю выходит передача, подготавливаемая специалистами РИЦ "Земля-Сервис" по материалам справочно-правовых систем семейства "КонсультантПлюс". Передача направлена в первую очередь на освещение новостей регионального законодательства и ответы на вопросы читателей и радиослушателей. По сообщению информационного отдела РИЦ "Земля-Сервис", в период с апреля по июнь 1998 года, специалистами фирмы было обработано 53устных запроса физических лиц по проблемам получения и применения правовой информации.






































































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: