Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей (далее — УСН) введена главой 26.2 НК РФ и применяется налогоплательщиками добровольно. Применение УСН налогоплательщик имеет право сочетать с системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД), если он обязан применять последнюю к отдельным видам своей деятельности.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

—налога на прибыль организаций;

—налога на имущество организаций;

—единого социального налога;

—налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) или договором доверительного управления имуществом на территории РФ, если организация, применяющая УСН, является товарищем, ведущим общие дела, или доверительным управляющим.

Перечисленные налоги заменяются уплатой налога, взимаемого в связи с применением УСН (далее — единого налога).

Уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, в соответствии с законодательством РФ.

Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Ст. 346.12 НК РФ определяет, что налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысили 15 млн. рублей.

Величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее. Коэффициент-дефлятор ежегодно определяется с учетом ранее установленного и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ.

В силу п. 3 ст. 346.12 НК РФ применять упрощенную систему налогообложения не вправе:

1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства. Согласно ст. 55 Гражданского кодекса РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы наделяются имуществом создавшего их юридического лица и действуют на основании утвержденных им положений. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Таким образом, право перехода на упрощенную систему налогообложения не предоставляется только тем организациям, которые имеют обособленные подразделения, являющиеся филиалами и представительствами и указанные в качестве таковых в учредительных документах создавших их организаций.

2)банки;

3)страховщики. Отношения, связанные с организацией страхового дела, регулируются Законом РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ». Согласно статье 6 этого Закона страховщиками признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном порядке.

4)негосударственные пенсионные фонды;

5)инвестиционные фонды;

6)профессиональные участники рынка ценных бумаг. Профессиональными участниками рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» признаются юридические лица, которые осуществляют следующие виды деятельности на основании лицензии:

—брокерская деятельность;

—дилерская деятельность;

—депозитарная деятельность;

—деятельность по управлению ценными бумагами;

—деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг);

—деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;

—деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг;

7)ломбарды;

8)организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

9)организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом. В соответствии со ст. 364 НК РФ под игорным бизнесом следует понимать предпринимательскую деятельность, связанную с извлечением организациями и индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющуюся реализацией товаров (имущественных прав), работ, услуг.

   10)нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

   11)организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

   12)организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 НК РФ;

   13)организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов.

  14) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек.

Подсчет средней численности ведется по правилам, установленным Постановлением Росстата от 20 ноября 2006 г. № 69.

  15)организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей. При определении остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов учитываются объекты, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ.

  16)бюджетные учреждения. Ст. 6 Бюджетного кодекса относит к бюджетным учреждениям государственные (муниципальные) учреждения, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы;

  17)иностранные организации. Для целей налогового законодательства иностранными организациями ст. 11 НК РФ называет иностранных юридических лиц, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ. Иностранные организации утратили право на применение УСН с 2008 г. Это новшество особенно важно для иностранных организаций, не имеющих в РФ обособленных подразделений и обладающих только недвижимым имуществом в России. Они с 2008 г. не имеют возможности применять УСН, обязаны уплачивать налог на имущество с этой недвижимости в обязательном порядке.

Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.

Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего года, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

Статья 346.14 позволяет налогоплательщику выбрать один из двух возможных объектов налогообложения:

o доходы;

o доходы, уменьшенные на величину расходов.

Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение трех лет с начала применения упрощенной системы налогообложения.

Право выбора не предоставлено только налогоплательщикам, являющимся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом: они применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (п. 3 ст. 346.14 НК РФ).

О смене объекта налогообложения после начала применения УСН налогоплательщик должен письменно уведомить налоговый орган до начала того года, с которого он хочет сменить объект.

Особенности исчисления налоговой базы при переходе на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения установлены ст. 346.25 НК РФ.

Организации, которые до перехода на упрощенную систему налогообложения при исчислении налога на прибыль организаций использовали метод начислений, при переходе на упрощенную систему налогообложения выполняют следующие правила:

1)на дату перехода на упрощенную систему налогообложения в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные до перехода на упрощенную систему налогообложения в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщик осуществляет после перехода на упрощенную систему налогообложения.

Это связано с переходом на кассовый метод учета доходов и расходов. Полученные авансы (предоплаты) должны войти в базу по единому налогу и учитываться при определении предельного объема выручки от реализации, позволяющего применять упрощенную систему налогообложения;

2)не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на упрощенную систему налогообложения, если по правилам налогового учета по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Это правило должно предотвратить повторное налогообложение указанных сумм;

  3)расходы, осуществленные организацией после перехода на упрощенную систему налогообложения, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена до перехода на упрощенную систему налогообложения, либо на дату оплаты, если оплата была осуществлена после перехода организации на упрощенную систему налогообложения.

Правило обеспечивает переход на кассовый метод признания доходов и расходов.

Налогоплательщики УСН обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждается Приказом Минфина от 30 декабря 2005 г. №167н.

Правила определения налоговой базы по единому налогу определены ст. 346.18 НКРФ.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.

Если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами и расходами, выраженными в рублях. При этом доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов.

Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам с учетом положений ст. 40 НК РФ.

При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

Налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом под убытком понимается превышение расходов, определяемых в соответствии со статьей 346.16 НК РФ, над доходами, определяемыми в соответствии со статьей 346.15 НК РФ. Убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30 процентов. При этом оставшаяся часть убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов.

Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка.

Убыток, полученный налогоплательщиком при применении иных режимов налогообложения, не принимается при переходе на упрощенную систему налогообложения.

Убыток, полученный налогоплательщиком при применении упрощенной системы налогообложения, не принимается при переходе на иные режимы налогообложения. Налогоплательщики, переведенные по отдельным видам деятельности на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 НК РФ, ведут раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам. В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов.

Налоговым периодом ст. 346.19 НК РФ признает календарный год, а отчетными периодами — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма авансового платежа и налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Ежеквартально — не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за ис­текшим отчетным периодом — налогоплательщики вносят авансовые платежи по налогу.

Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за следующий отчетный период и суммы налога за налоговый период.

Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

 

Заключение

Существующее российское налоговое законодательство предлагает индивидуальным предпринимателям два режима налогообложения: традиционный и упрощенный.

Традиционный режим налогообложения индивидуальных предпринимателей включает: полный перечень налогов (ЕСН, НДС, налог на имущество, НДФЛ с доходов предпринимателя), уплачиваемых предпринимателем как налогоплательщиком, так и налоговым агентом.

Применение индивидуальным предпринимателем этого режима налогообложения оправдано лишь в том случае, если он является участником внешнеэкономической деятельности и в любом случае будет платить НДС на таможне.

Упрощенная система налогообложения (УСН) – специальный налоговый режим, применяемый на территории РФ с 2003 года. Существует два его вида, отличающиеся объектом и ставкой налогообложения – доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) – режим, применяемый для отдельных видов деятельности и устанавливаемый на территории субъекта РФ решением территориального органа исполнительной власти.

В основе режима лежит определение потенциально возможного валового дохода, уменьшенного на необходимые затраты (вмененный доход), установленного исполнительной властью на основе данных, полученных в ходе статистических исследований, налоговых проверок и т.д.

К применению упрощенной системы налогообложения стремятся многие индивидуальные предприниматели. Она действительно помогает снизить налоговое бремя, документооборот и объемы учетных работ. Основной причиной, по которым индивидуальные предприниматели не переходят на УСН или вынуждены отказаться от ее применения, является недостаточный максимально допустимый уровень дохода налогоплательщика.

 

 

Список литературы

1.Гражданский кодекс РФ

 

2.Касьянова Г.Ю Индивидуальный предприниматель. Налогообложение и учет./АБАК – 2009

 

3.Налоговый кодекс РФ

 

4.Приказ Федеральной налоговой службы от 31 августа 2005г. № САЭ-3-22/417

 

5.Российская газета /Современный индивидуальный предприниматель/Выпуск №9., 2007

 

6.Российская газета /Упрощенная система налогообложения/Выпуск №7., 2008

 

7.Федеральный закон от 08.08.2001 №129-ФЗ

 

8.http://www.envila.by/investigations/hope/business/entrepreneur/

 

9.http://www.platinalog.ru/forum/index.php?showtopic=654

 

10. http://www.ip77.ru/taxes/index.php

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: