Городская политика в городской прессе

 

Сегодняшняя политическая журналистика более эффективна и более интересна там, где она "произрастает из нашего кошелька". Это очередное проявление старого, не нами открытого, закона, согласно которому подлинная политика и, следовательно, публицистика произрастают из экономики. Читая материалы, сопоставляя с текстами других авторов, можно обнаружить, что в публикациях наших городских изданий есть две степени свободы: великолепно, легко пишется обо всем, что касается федеральных властей, но до чего же меняется тон, когда дело доходит до проблем городской власти! Как у А.К. Толстого - "по камушкам по склизким идти мы не хотим", и про все, что "так нам близко, мы лучше помолчим". Написано более ста лет назад и до сих пор актуально!

Городская пресса Нижнего Тагила остановилась на двух магистральных направлениях: первое - критически писать о том, что творится в Тагиле. Второе направление - соблюдение журналистами и редакциями дипломатического нейтралитета по поводу городской политики.

...Мы периодически размышляем, что такое провинциализм в прессе. И часто наши мысли тривиально сводятся к тому, что вот, мол, денег побольше в Москве - там бумага получше, типографии более оснащенные и т.д. А у нас из-за финансовых проблем и печать провинциальная. Однако провинциализм наступает не там, где плохая бумага, а где журналист порою способен напяливать себе на нос другие "очки".

Мое мнение, что разговор о том, какой администратор в городе, журналиста вообще не должен задевать ни в коей мере. Журналистика должна быть абсолютно автономна от какой-либо власти. Она работает на граждан, на читателей. А когда мы говорим, что пресса разделилась на поддерживающую одного или другого администратора - это уже не журналистика. Это уже какая-то "госслужба", а не журналистика.

Реализация права граждан на информацию - вот задача журналистики. Помимо этого она должна содействовать становлению гражданского общества, способствовать осознанному выбору гражданами своих предпочтений.

В основе моего исследования лежит анализ нескольких городских изданий, вышедших примерно в одно и то же время, а именно во второй половине мая (с 15 по 30 мая). Всего проанализировано 3 газеты: «Тагильский рабочий», «Тагилка», «Горный край», общее количество выпусков 12.  Основой исследования стали аналитические материалы, посвященные городским проблемам. Информационные сообщения не учитывались. Анализ показал, что в этот период доминировали два тематических направления. Первое - это жилищная проблема: реформа ЖКХ, строительства, уплотнительной застройки и т.п. И вторая тематика - транспортная, включающая в себя проблемы общественного транспорта, городского движения. С этими проблемами вплотную сталкивается большинство читателей. Все остальные публикации носят ситуативный характер: малый бизнес, монетизация льгот и т.д.

Да, есть публикации, связанные с глобальными проблемами, с внешней политикой, эмоционально яркие. Но все-таки ориентация на проблемы, представляющие интерес для значительной доли горожан, в большей служит примером ответа на запросы общественности.

Прежде всего, нам нужно хорошо подумать о том, что такое городская политика и почему она политика. Во-вторых, нужно понимать, что многие коллеги путают независимость с оппозиционностью. Считая, что газета тем лучше, чем она более оппозиционна, что от этого зависит ее потребительская стоимость. Все это, в общем-то, пережитки демократии. На самом деле газета должна быть независима, и на своих полосах реально формулировать, насколько действие властей в городе отвечает интересам жителей. Но для этого нужна глубокая разработка, анализ.

Еще одним важным фактором освещения жизни горожан является стимулирование в редакционных коллективах, а сегодня оно либо на нуле, либо постепенно к нему приближается. "Поезжай и сделай что-то горяченькое", - слышат зачастую журналисты в редакциях. Поэтому надо грамотно строить редакционную политику. С тем, чтобы она стимулировала независимое, а значит и компетентное мнение журналиста. Не политическая перепалка должна быть на газетных полосах, а серьезный анализ городских проблем, который можно назвать анализом городской политики. Нам нужно понять, что городская политика - есть обустройство жителей, а журналист должен информировать граждан - что хорошо, а что плохо, не задаваясь обязательной оппозиционностью.

Обращаясь к теме взаимодействия властей, пресса должна выполнять два рода работ: первое - рассказывать о действиях властей и связанных с ними процессах, и второе - способствовать повышению политической культуры граждан.

Уровень взаимодействия прессы с органами власти и между ветвями власти ярче всего проявляется в ситуации конфликта (в выступлении излагается суть конфликта). Противостояние администрации и суда выявило много проблем политического и политологического характера, весьма существенных для города и горожан. Чтобы оценить практику СМИ, я познакомилась с рядом ежедневных изданий в течение 20-24 мая, по горячим следам событий. Как представляется, публикации свидетельствуют о грамотном подходе многих обозревателей к политическому значению конфликта. Они выявляют такие его стороны, как идея равноправия и разделения властей, стремление власти исполнительной утвердить свой приоритет в городской политике, влияние личных амбиций на выбор политической тактики, опасность нестабильности в управлении регионом как результат таких столкновений, оглядка на мнение федерального центра при формулировании своей позиции. Исходя из этих наблюдений, я бы не согласилась с упреком в адрес всех тагильских  журналистов в некомпетентности. С другой стороны, ни в одном из материалов, которые мне попались в руки, я не видела хорошего политического комментария.

Другая проблема заключается в том, что далеко не все городские СМИ подробно рассказывают о происшедшем.

Речь идет о результативности городской политики и ее отражении в городской прессе. Просматривая газеты, я не обнаружила не только рубрики, которая в былые времена называлась "По следам наших выступлений", но и материалов, освещающие местные власти за игнорирование общественного мнения в печати. Упорядочена ли в городе застройка аварийного жилья, почему не прекращается вырубка зеленых зон Нижнего Тагила, когда возобновится выплата пособий мамочкам по рождению детей, обеспечены ли инвалиды бесплатными лекарствами, чего конкретно ждать населению от жилищной реформы, кроме повышения квартплаты, как решается на местном уровне стратегическая задача удвоения ВВП и сокращения бедности и т.д.? По всем этим проблемам журналисты, так или иначе, выступают в прессе. А каков результат? Вот в чем проблема.

В заключение - некоторые соображения относительно характера освещения городской политики в тагильской прессе.

Результаты выборочного исследования майских номеров городского издания - газеты "Тагильский рабочий".

Обращаясь к данному изданию, я хотела выяснить - есть ли в издании публикации, посвященные городской политике, и в чем их своеобразие. Оказалось, что есть, и при этом, как правило, они размещаются в самой большой рубрике, которая называется "В городе". В пятнадцати номерах было обнаружено пять публикаций по интересующей нас тематике. Среди них доминируют материалы, несомненно, исходящие от городской исполнительной власти.

Основными "героями" этих публикаций были: исполнительная власть, Глава города и городские чиновники, Городская Дума. Эти публикации носят либо нейтральный, либо комплиментарный характер. Публикации критического и аналитического характера обнаружены не были. С большой долей вероятности можно предположить, что все обнаруженные публикации в основе имеют так называемые PR-тексты.

В этой связи можно предположить, что тезис, согласно которому СМИ формируют повестку дня, безнадежно устарел.

Приведенные примеры обращают внимание еще на один момент. Журналисты, редакция неадекватно оценивают значимость для горожан тех или иных инициатив исполнительной власти. Можно предположить, что преувеличивая значение одной темы и принижая значение другой, журналисты "Тагильского рабочего" отражают интересы, прежде всего исполнительной власти, тем самым проявляют зависимость от исполнительной власти города.

Таким образом, несмотря на отсутствие в выходных данных прямых указаний на взаимосвязь и зависимость редакции и городской администрации, можно говорить о зависимости первой от второй, что первая, обслуживает интересы второй. Другой вопрос, насколько подобное типично для взаимоотношений СМИ и городской исполнительной власти в Нижнем Тагиле? Прозвучавшие здесь сегодня оценки свидетельствуют о том, что сам вопрос звучит риторически.

 

 

Заключение

Мы живем в пору, когда ключевую роль в формировании и создании культурных концепций играют средства массовой информации (СМИ). СМИ не просто отображают общество, они помогают сделать мир таким, каким про него пишут.

Местная тема - эта та надежная лошадь, которая вывозит журналиста в массовую аудиторию, а редакциям обеспечивает обратную связь и доверие. Возрастание роли региональной прессы и местной проблематики - общая тенденция не только в российских СМИ, но и во всем мире. Под этим процессом есть социально-психологическая база - психология читательского интереса, теория и практика мотиваций и интеракционные тенденции в журналистике.

«Тагильский рабочий» стал массовой газетой с 1926 года, тираж ее быстро рос, и к концу 1927 года достиг 10 тыс. экземпляров.

Лет тридцать назад выпускники журфака считали весьма неплохим вариантом распределение в Нижний Тагил, в старейшую газету Среднего Урала, ежедневный тираж которой доходил до 120 тысяч экземпляров.

Нынешним летом профессиональный босс губернского розлива на предложение провести в городе мастер-класс (авось обнаружатся дарования с улицы, а мастерство - дело наживное) сразу осадил: где, мол, молодые дарования станут работать - «Тагилка» не резиновая, а информационных прихлебателей в Нижнем Тагиле и без того хватает. Если уж в России журналистика - вымирающая профессия, то во втором по величине городе Свердловской области творческую поляну «второй древнейшей профессии» утюжили паровым катком и закатывали административным асфальтом с 1997 года.

Сейчас прошло больше года со дня смены городской власти в Нижнем Тагиле. В информационном плане он оказался полностью провальным. По-прежнему городские печатные СМИ делились на «свои» и «чужие», по-прежнему в ходу была пагубная практика вместо реального положения дел показывать лакированные картинки...

А ведь можно было дать новый толчок развитию городских СМИ, используя уже имеющийся опыт.

Нынешний «Тагильский рабочий», при всем уважении к бренду, не стоит того мавзолея, который сооружают вокруг него заинтересованные субъекты. Ну, умерла газета и умерла - с кем не бывает. Тем более что в клетке, простите, в мавзолее, на самом деле лежит не «Тагильский рабочий», которого уже давно нет, а издыхающий «Горный край».

За титулом «Тагильский рабочий» скрывается коллектив, выпестованный в боевом листке администрации «Горном крае», а затем пересаженный на место изгнанных творческих работников старейшей городской газеты. Нечто подобное было сделано в 30-х годах прошлого века, когда гнилая интеллигенция «Тагильского рабочего» была заменена классово правильными рабкорами с предприятий города. Через месяц все вернулось на свои места.

Сейчас речь идет не о спасении бывшего информационного флагмана Нижнего Тагила, а о грядущей приватизации рекламного носителя для группы рекламных коммерсантов. Сейчас они в очень выигрышном положении: уйти «Тагильскому рабочему» на дно не дают миллионные подпитки из городского бюджета. Удобно стричь деньги с размещаемой в газете рекламы, тем более что добрый дядя содержит издание за свой счет. Сохранять статус-кво, в принципе запрещенное 131-м Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления», помогают информационно-аналитическое управление и нынешняя Городская дума.

Список использованной литературы

1. Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий /А.И. Акопов. - Иркутск, 1985. - 96 с.

2. Анисимова Е.Е. Паралингвистика и текст (к проблеме креолизованных и гибридных текстов)//Вопросы языкознания, 1992, №1.

3. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык. Изд.6. – 2004. 123-165 c.

4. Ахмадулин Е.В. Модели систем журналистики российской научной школы / Е.В. Ахмадулин // Акценты: Альманах /Воронеж, гос. ун-т. - 2004. - № 3-4. - С. 17-26

5. Береговская Э.М. Однофразовый текст как сочетание вербальных и невербальных элементов//Разноуровневые характеристики лексических единиц. - Смоленск, СГПИ.

6. Волков Ю.Г. Проблемы формирования идеологий регионального развития / Ю.Г. Волков, А.В. Попов. – Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦВШ, 2000. - 64 с. - С. 3

7. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981. 232-273 c.

8. Глазычев В.Л. Социально-экологическая интерпретация городской среды /В.Л. Глазычев. - М.: Наука, 1984. -111с.

9. Городская газета/ Сост. В.Н. Бакланов. - М.: Советская Россия, 1975. - 160 с.

10. Гошко М. Вербальное сопровождение фотоизображения под фотографией как текст.// Scripta Manent, выпуск 9. – Смоленск 2003.

11. Грабельников А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества: Монография. - М.: Изд-во РИП-холдинг, 2001. -336 с.

12. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы: Монография /А.А. Грабельников - М.: Изд-во РИП-холдинг, 2001. - 336 с. - С. 102

13. Гуревич СМ. Газета: Вчера, сегодня, завтра: Учебное пособие для вузов / СМ. Гуревич. - М.: Аспект Пресс, 2004.-288 с.-С. 70

14. Дзялошинский И.М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества: Учебное пособие / И.М. Дзялошинский. - М.: Пульс, 2000. - 48 с.

15. Есин Б.И. Русская газета и газетное дело в России. Задачи и теоретико-методологические принципы изучения / Б.И. Есин. - М., 1981. - 132 с.

16. Жирков Г.В. Моделирование и журналистика: первые итоги / Г.В. Жирков / Типология журналистики. Вопросы методологии и истории: Сб. статей / Отв. ред. Е.А. Корнилов. – Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 1987. - 155 с. - С. 9-30

17. Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990 - 2004 / Я.Н. Засурский. - М., 2004. - 351 с.

18. Корконосенко С.Г. Основы журналистики: Учебник / С.Г. Корконосенко. - М.: Аспект Пресс 2001. - 287 с.

19. Корконосенко С.Г. Печать, управление и самоуправление /С.Г. Корконосенко. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1992. -137 с.

20. Корконосенко С.Г. Типология и система СМИ / Основы журналистики: Учебник для вузов / С.Г. Корконосенко. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 287 с. - С. 87

21. Коркосенко С. Основы теории журналистики. – СПб, 1995.

22. Корнилов Е.А. Классификация социокультурных моделей журналистики /Е.А. Корнилов // Вестн. МГУ. Сер. 10. Журналистика. - 1999. - № 1. - с. 3-5

23. Королев В.В. Городская газета как тип партийно-советского издания: Автореф. дисс... канд. ист. наук / В.В. Королев. - М., 1987. - 24 с.

24. Кочева Наталья Александровна. Пресса как социально-психологический фактор влияния на политические установки избирателей: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.05: М., 1998. 273 c. РГБ ОД, 61:98-19/223-0

25. Кузьмин, Н. Тагильский корень: [воспоминания отв. секр. газ. “Тагильский рабочий” в 1980-е гг.] //Областная газета. — 2003. — 11 янв.

26. Методологические основы изучения региональной печати: Учебное пособие / Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Изд-во МГУ, 1993

27. Мосиенко Л.В. Стилистические и лингвистические особенности газетного текста. – 2007

28. Нам — 95! / материал подгот. Т. Кононова и др. // Тагильский рабочий. — 2001. — 18 мая.

29. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: федеральный закон от 16 сентября 2003г

30. Онищук 3. Элементы системы местной информации городской агломерации (типологический подход) /3. Онищук /Типология местной прессы. Советский Союз - Польша: Сборник / Под ред. Е.А. Корнилова. Пер. статей с польского М. Герули, А. Мильчарек-Бобер, В. Кельника. – Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 1991. - 144 с.

31. Пальгунов Н. Заметки об информации. – М, 1967. – 156с.

32. Папушин А. Пресса и общество: «Скованные одной цепью»//Принципиальные основы системы средств массовой информации. – 2001

33. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учеб. пос. /Е.П. Прохоров. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 294 с.

34. Региональная печать в годы перестройки: организационные факторы эффективности /Под ред. М.В. Шкондина. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 144 с.

35. Региональная пресса России и структуры гражданского общества: сотрудничество во имя развития /Сост. И. Дзялошинский. - М.: Институт гуманитарных коммуникаций, 1999. - 151 с.

36. Реснянская Л.Л. Перспективы развития региональной прессы / Л.Л. Реснянская [и др.] // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. - 1996. - № 3

37. Реснянская ЛЛ. Газета для всей России /ЛЛ. Реснянская, ИД Фомичева. - М.: ИКАР, 1999. - 232 с.

38. Ролан Барт. Camera lucida. Комментарий к фотографии. М.: Ad Marginem, 1997, 224 с.

39. Свитич Л.Г. Феномен журнализма /Л.Г. Свитич /Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Икар, 2000. - 252 с.

40. Тагильский рабочий // Газеты Свердловской области. 1992—1995: библиогр. указ. Предварительный список газет 1996—1997 /Свердл. обл. универсал. науч. б-ка им. В. Г. Белинского; сост. Г. М. Савиных. — Екатеринбург, 2000. — C. 78. — [В тексте дата выпуска 1.05.1906].

41. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учеб. пос. /А.А. Тертычный. - М. Аспект Пресс, 2002. - 320 с.

42. Три юбилея одной газеты “Тагильский рабочий” //Вечерний Екатеринбург. — 2001. — 19 мая.

43. Трофимов А.В. Функционирование системы СМИ региона (проблемы оптимизации): Автореф. дисс...канд. истор. наук /А.В. Трофимов. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 24 с.

44. Тулупов В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Новые тенденции в издании газет / В.В. Тулупов. - Воронеж: Кварта, 2001. - 320 с.

45. Фролова Т.И. Социальная журналистика и ее роль в общественном диалоге: Учебное пособие / Т.И. Фролова. - М.: Пульс, 2003.-44 с.

46. Шкондин М. В. Система средств массовой информации. Основы организации и характер структурной трансформации в условиях реформирования общества: Учеб. пос. /М.В. Шкондин. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 164 с.

47. Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога /М.В. Шкондин. - М.: Пульс, 2002.-120 с.- С.100

48. Шостак М.И. Журналист и его произведение. М, - 1998, - 285 с.

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: