Из интервью сына А.С.Пушкина, Александра, газете

          О многом могли бы нам рассказать письма Натальи Николаевны к Пушкину. Но они давно стали легендой. Они исчезли, будто никогда не существовали. Тайна пропавших писем, которые могли бы осветить затенённые страницы последних лет поэта и вместе с тем полнее ознакомить и с личностью его жены, волнует всех любителей русской литературы. Но следы писем затерялись. Мы знаем только то, что Наталья Николаевна очень дорожила этими письмами, что очевидно из интервью, которое дал А.А.Пушкин, сын поэта, в марте 1913 года сотруднику московской газеты «Утро России»: «Моя мать бережно, любовно относилась к хранившейся у неё переписке с отцом. Умирая, она словесно завещала нам, детям, хранить эту переписку».[5]

2.8 В. Бершадский, В.Сидоров, Н. Доризо, Ю. Друнина о Н.Н.Гончаровой.                                                                                     Легенда о бездушной, легкомысленной красавице пошатнулась. И сразу появились стихи Виктора Бершадского «Оправдание Натали». Они носили настолько злободневный характер, что имели подзаголовок «Отклик на письма Н.Н.Пушкиной к брату» и ссылку на номер «Литературной России» (№17 от 23 апреля 1971 года), где эти письма были опубликованы.[6]

  В самом ритме стиха чувствуется полемичность по отношению к Смелякову, Ваншенкину, Ахматовой:

Но как бы при дворе не лгали,

Подмешивая к яду лесть,

Вы с гордостью оберегали

И славу Пушкина, и честь!

Себя вы в петербургском свете

С таким достоинством вели,

Что я из нашего столетия

Благодарю Вас, Натали!

      Но эта благодарность никак не «подводила черту» в поэтической дискуссии. «В Доме писателей на улице Герцена,- рассказывает нам А. Ёлкин в книге «Одна тропинка из тысячи»,- шёл творческий вечер журнала «Москва».     Поэт Валентин Сидоров сменил закончившего своё выступление Владимира Солоухина: «Я вам прочту несколько необычные стихи,- помолчав, обратился он к залу.- Стихи о Наталье Пушкиной. Меня всегда мучил вопрос - какая она была в действительности? Каков её образ, характер…»

Строками, полными печали,

К Вам обращались с давних пор,

Вас укоряли, обличали,

Вам выносили приговор

Язвительный, и в заключенье

Читали проповедь опять,

То снисходительно прощенье

Изволили Вам даровать.

Вас поучали столь исправно,

Как будто право обрели

Звать не Натальей Николаевной,

А фамильярно – Натали.

Как будто вправду стих наш дальний

И наши грубые персты

Коснуться смеют Вашей тайны

И вашей грустной красоты.

Но глохнет ропот монотонный…

А мне довольно одного:

Вы были пушкинской мадонной,

Вы были музою его.

Среди сомнений неотступных

Неколебим и чист Ваш храм.

В строках, как небо, недоступных

И, словно небо, близких нам,

Запечатлен Ваш облик тонкий,

Волшебный отзвук Ваших слов…

Всё остальное - кривотолки

Да зависть праздная умов!

          На лице сидевшего рядом с Ёлкиным Николая Доризо (он должен выступать следующим) вдруг появилась растерянность. Набросав что-то в блокнот, он вырвал листок и передал Ёлкину: «Интересная ситуация получается. Я тоже сейчас хотел читать стихи о Наталье Гончаровой. Стихи только что родившиеся – я их не успел прочитать даже близким друзьям… Придется их не читать. А ты как думаешь?». «Наоборот! Читать! Это же здорово! Два взгляда на давний спор. Второй такой ситуации – держу пари - никогда не будет. Очень прошу, прочти!» Доризо прочёл записку, задумался. Но, всё же, выйдя на трибуну, читал совсем другие стихи».

          В спор наших современников неожиданно вторгся голос Марины Цветаевой. «Советский писатель» издал её лирическую исповедь «Мой Пушкин». К мнению Цветаевой не прислушаться было нельзя - её поэтический авторитет очень весом. Да и раздумья её воспринимались не как давно отзвеневшее эхо отошедших и умерших дискуссий, а как сегодняшняя, ещё не остывшая полемика. Через некоторое время поэт, Владимир Торопыгин скажет о ней:

                 Цветаева скажет через столетье,

                    Щемяще и гордо скажет: - Мой Пушкин!-

                    Как будто жила с ним одною семьёю.

                    А всем известно, что Гончарова

                    Такое ни разу не говорила…

          А. Ёлкин вспоминает ночной звонок Николая Доризо, трубка содрогалась от эмоций: «Нет, ты только послушай, что она пишет!.. (Дело происходило после выхода в свет работы «Мой Пушкин»). Что она пишет о Натали: «За кого же… выходила Гончарова: «Их отношение тождественно». Это о Николае, царе и Натали! По Цветаевой, она «выходила» за «некрасивого», «нелюбимого». «Такие красавицы разорять созданы…» А ты знаешь, - волновался Доризо, - что даже дочь Дантеса ненавидела отца и хранила портрет Пушкина. Пушкина, о котором нельзя сказать иначе «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет…». А Цветаева: «Гончарова вышла за Пушкина без любви. По равнодушию красавицы. По инерции неодухотворённой плоти. Шаг куклы, а может быть, и с тайным содроганием». А у Пушкина- «Душа твоя ещё прекрасней». Это о той же Натали. А что у Цветаевой: «Безучастность к его славе…», «Дурная жена, не хуже другой…», «Было в ней одно - красавица…», «Кукла, орудие судьбы», «Зал и бал - единственная родина Гончаровой…». Богиню Цветаева превращает в куклу. Волнение Доризо было вполне понятно: он начинал работу над трагедией в стихах «Наталья Пушкина». Вёл, по его словам, новое и, по возможности, объективное поэтическое следствие». Такое же стремление к объективности чувствуется в новых стихах Ю. Друниной, посвящённых Н.Н.Пушкиной:

                     Ах, просто ли испить такую чашу?-

                     Подругой гения вдруг стать в семнадцать лет?..

                     Наталья Николаевна, Наташа,

                     И после смерти Вам покоя нет.

                     Была прекрасна – виновата, значит,

                     Такое ясно каждому, как день.

                     И негодуют, сетуют, судачат,

                     И судят - рядом все, кому не лень.

                     А просто ли испить такую чашу?

                     И так ли весело и гладко шли

                     Дела, у той, что сёстры звали Ташей,

                     А мы «великосветски!»- «Натали»?

                     Поэта носит по степям и хатам,

                     Он у Емельки Пугача в «плену»,

                       Лишь спрашивает в письмах грубовато,

                     По-русски, по-российски:

                     -«Ты брюхата?-

                     Свою великосветскую жену…

                      Да, торопила,- скоро роды снова.

                     Да, ревновала и звала домой.

                     Что этой девочке до Пугачёва,

                     Когда хоть в петлю лезь самой?

                     Коль не любила бы – не ревновала.

                     В неё влюблялись?- в том дурного нет…

                     А если льстило быть царицей бала-

                     Вот криминал в семнадцать, двадцать лет!

                     Бледна, тонка, застенчива,- Мадонна,

                     Как будто бы сошедшая с холста.

                     А сплетни, анонимки- всё законно:

                     Всегда их привлекала красота.

                     Но повторять наветы нам негоже.

                     Забыли мы, что, уходя с земли,

                     Поэт просил Наташу не тревожить-

                     Оставим же в покое…Натали…

 

 

                                               Заключение

          Я вполне согласна с мнением Николая Доризо, который присоединяется к Ю. Друниной: «У Натали много было прокуроров. Мне хочется быть её адвокатом,- говорит он,- Почему? Насколько Гончарова была сильна при жизни поэта, настолько бессильна после смерти перед пушкинской славой. Если писать о её судьбе, то только о трагедии жизни её и смерти, и бессмертии. Ибо она бессмертна,- от этого тоже никуда не уйдёшь. Жизнь именно «отомстила» ей бессмертием. Разве стали бы спорить потомки о поступках обыкновенной женщины, ушедшей из жизни  100 лет назад? Или осуждать женщину за то, что она после смерти мужа вышла замуж? Для этого надо быть превеликим ханжой. Но Гончарову судят. И она бессильна перед этим судом».

          Легенда историко-биографическая умирает. Почему же живёт и, судя по всему, будет жить ещё долго легенда поэтическая? Наверное, потому, что всё, что касается имени Пушкина, его гибели, всегда будет вызывать самую живую, поэтическую потребность осмысления. Пожалуй, наиболее точно чувства наших современников сфокусированы в одном из стихотворений Владимира Кострова, посвящённых Пушкину:

                  А вас эта пуля задела?

                     Иль в этой же

                     Бледной тиши

                     Она стороной пролетела,

                     Не тронула вашей души?

                     Свои отметая обиды,

                     От слез отрекаясь с трудом,

                     Вы были поэтом убиты,

                     Чтоб вместе воскреснуть потом?

                     Всё доброе, вечное, чистое

                     Находит защиту у Вас?

                     Ведь чёрное дело Дантеса

                     Ещё совершится не раз…

          Нескончаема во времени любовь людей к Пушкину. И потому нескончаем суд сердца новых и новых поколений над каждым, кто причастен к его судьбе. И сколько бы ни прошло лет, в поэзии всегда будут оставаться горечь невосполнимой для России потери, а вместе с ней и страстное желание встать на защиту той, кому Пушкин отдал своё сердце.

          Ничто не может заслонить добрых качеств Натальи Николаевны, и тем отвратительней выглядит подлая интрига, разыгранная светской чернью против поэта и его жены. Ничего не было во взаимоотношениях Пушкина с Натальей Николаевной, что бы надрывало их супружеский союз, вносило в него «кризис», взаимное непонимание. Они «предполагали» жить и жить… Семейная жизнь была естественным продолжением безграничного жизнелюбия Пушкина, интереснейшей страницей бытия, которой он восхищался и которую воспевал как «поэзию действительности».

          Умирая, Пушкин сказал жене: «Отправляйся в деревню, носи по мне траур два года, а потом выходи замуж, только за порядочного человека». В 1844 году Наталья Николаевна вышла замуж за генерала П.П.Ланского. Осенью 1863 года от простуды и лёгочного заболевания она скончалась. На кладбище могильная плита, на ней надпись: «Наталья Николаевна Ланская».

          Нет! Пушкина! В сознании людском!

              Она навек с ним юной обвенчалась.

              Не важно, чьей женой была потом,

              Она женою Пушкина осталась.

          Вообще-то, тема семейной трагедии Пушкина не должна обсуждаться. Сделав её запретной, мы, несомненно, исполнили бы волю поэта.

          Но я всё-таки обратилась к этой теме, обратилась не только потому, что по этому поводу написано столько грубой и злой неправды. А ещё потому, что теперь, благодаря длинному ряду вновь появившихся документов, стало возможным уничтожить эту клевету по отношению к той женщине, которую любил великий поэт России, которую называл «Моя Мадонна». Для меня, несомненно,  одно: Наталья Николаевна была женщиной, достойной любви А.С.Пушкина.

          И уже в другом веке, двадцатом, в правоте этих слов не усомнится поэт-изгнанник Георгий Адамович и облечёт их незыблемую ипостась её судьбы:
«Она не графиня Ланская, а опять и навсегда – Пушкина, по имени первого мужа, давшего ей бессмертие».

       «…Оставим же в покое Натали…»    

 

 

           

 

       

                                                   

 

        


Литература

1.  Высочи Е.И.  «Образ бережно хранимый», Москва, «Просвещение», 1989 год

2.. Вересаев В.В. «Пушкин в жизни "»

3. Дементьев М., Ободовская И.. «Наталья Николаевна Гончарова», Москва, «Советская Россия», 1985 год

4. Дуэль и смерть Пушкина. Исследование и материалы, Москва, «Книга», 1987 год

5. Кунин В.В. «Друзья Пушкина» Москва. Изд-во «Правда» 1986г.

6. Кузнецова А.А. «Моя Мадонна» Москва. Изд-во «Советский Писатель» 1987г.

7. Пущин И.И.. «Записки о Пушкине. Письма», Москва, «Издательство и

правда», 1989 год

8. Пушкин А.С. «Воспоминания современников», Серия литературных мемуаров, Москва, «Художественная литература», 1985 год

9. Пушкин А.С. «Письма 1831-1833 гг.» Москва Изд-во «Книга» 1999г.

10. Раевский Н.А. «Портреты заговорили» Изд-во «Жазушы» 1983г.

11. Скатов Н.. «Пушкин», «Роман- газета», №8, 1994 год

12. М.Цветаева. «Стихи и поэмы», Москва, «Молодая гвардия», 1989 год 

14. Н. Левитская «Дернул бы к тебе, мой ангел, в Полотняный завод…» (Пушкинский полотняный завод) «ООО» «Школьная пресса» Русский язык и литература. Научно – популярный журнал для старшеклассников, 2010 г№8,

с.54- 59

 

 

Приложение

Приложение 1

Биография Н.Н. Гончаровой

Приложение 2

Поэтические высказывания о Н.Н. Пушкиной. Таблица №1

Приложение 3

Историко-биографические высказывания. Таблица №2

Приложение 4

История в художественных образах (Наталья Пушкина). Иллюстрации.


 


Приложение 1

Биография Н.Н. Гончаровой

Дата Событие
1 27 августа 1812г. Родилась
2 1828г. Встреча с Пушкиным
3 18 февраля 1831г. Венчание с Пушкиным А.С.
4 1834 г. Встреча с Дантесом
5 27 января 1837 г. Дуэль Пушкина А.С. с Дантесом
6 1844 г. Встреча с Ланским
7 26 ноября 1863 г. Гончаровой Н.Н. не стало

Приложение 2

Поэтические высказывания о Н.Н. Пушкиной.

Таблица №1

Цитата +или-
1 Мы не забыли и сегодня, Что для тебя, дитя балов, Был мелкий шёпот старой сводни Важнее пушкинских стихов. Я. Смеляков   -
2 Его величие и слава, Уж коль по чести говорить, Мне не давали вовсе права Вас и намёком оскорбить.         Я. Смеляков +
3 Но глохнет ропот монотонный… А мне довольно одного: Вы были пушкинской мадонной, Вы были музою его. В. Сидоров +
4 Нет! Пушкина! В сознании людском! Она навек с ним юной обвенчалась. Не важно, чьей женой была потом, Она женою Пушкина осталась. В. Костров +
5 Свои отметая обиды, От слез отрекаясь с трудом, Вы были поэтом убиты, Чтоб вместе воскреснуть потом? Всё доброе, вечное, чистое Находит защиту у Вас? Ведь чёрное дело Дантеса  Ещё совершится не раз… В. Костров +  
6 Бледна, тонка, застенчива,- Мадонна, Как будто бы сошедшая с холста. А сплетни, анонимки- всё законно: Всегда их привлекала красота. Но повторять наветы нам негоже. Забыли мы, что, уходя с земли, Поэт просил Наташу не тревожить- Оставим же в покое…Натали… Ю. Друнина +
7 Исполнились мои желанья. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.  А.Пушкин «Мадонна»     +

 

Приложение 3

Историко-биографические высказывания.

Таблица №2

Высказывание +или-
1 «Она не графиня Ланская, а опять и навсегда –  Пушкина, по имени первого мужа, давшего ей бессмертие». Георгий Адамович +
2 «У Натали много было прокуроров. Мне хочется быть её адвокатом,- говорит он,- Почему? Насколько Гончарова была сильна при жизни поэта, настолько бессильна после смерти перед пушкинской славой. Если писать о её судьбе, то только о трагедии жизни её и смерти, и бессмертии. Ибо она бессмертна,- от этого тоже никуда не уйдёшь. Жизнь именно «отомстила» ей бессмертием. Разве стали бы спорить потомки о поступках обыкновенной женщины, ушедшей из жизни 100 лет назад? Или осуждать женщину за то, что она после смерти мужа вышла замуж? Для этого надо быть превеликим ханжой. Но Гончарову судят. И она бессильна перед этим судом». Ю. Друнина   +
3 «Жена Пушкина - милое творение. И он с ней мне весьма нравится. Я более и более радуюсь тому, что он женат. И душа, и жизнь, и поэзия в выигрыше»,- писал Жуковский А.И.Тургеневу.   +
4 Анна Ахматова о Наталье Николаевне пишет остро и резко: «Пушкин спас репутацию жены. Его завещание хранить её честь было свято выполнено. Но мы, отдалённые потомки, живущие во время, когда от пушкинского общества не осталось камня на камне, должны быть объективны. Мы имеем право смотреть на Наталью Николаевну как на сообщницу Геккернов в преддуэльной истории. Без её активной помощи Геккерны были бы бессильны. Это, в сущности, говорит и Вяземский в письме к великому князю Михаилу Павловичу». -
5 «Моя мать бережно, любовно относилась к хранившейся у неё переписке с отцом. Умирая, она словесно завещала нам, детям, хранить эту переписку» Сын Александр Пушкин   -
6 А. Цветаева: «Гончарова вышла за Пушкина без любви. По равнодушию красавицы. По инерции неодухотворённой плоти. Шаг куклы, а может быть, и с тайным содроганием».   -
7 «Отправляйся в деревню, носи по мне траур два года, а потом выходи замуж, только за порядочного человека» А.Пушкин +
8 «Жена Пушкина - милое творение. И он с ней мне весьма нравится. Я более и более радуюсь тому, что он женат. И душа, и жизнь, и поэзия в выигрыше» Из письма Жуковского А.И.Тургеневу.   «Ната обожает своего мужа, который так же её любит».  24 сентября 1831 года Д.Н.Гончаров, брат Натальи Николаевны, писал своему деду Афанасию Николаевичу   +     +
9 «Жена его, Пушкина, прекрасное создание, но это меланхолическое и тихое выражение лица похоже на предчувствие несчастья. Лица мужа и жены не предсказывают ни спокойствия, ни тихой радости в будущем. У Пушкина видны все порывы страстей, у жены - вся меланхолия отречение от себя...» Графини Д.Ф. Фикельман, внучка Кутузова   + -
10  «Это очень стройная, высокая – лицо Мадонны, чрезвычайно бледное, с кротким, застенчивым и меланхолическим выражением,- глаза зеленовато-карие, светлые и прозрачные. Взгляд не то чтобы косящий, но неопределённый, тонкие черты, красивые чёрные волосы». Графини Д.Ф. Фикельман, внучка Кутузова      

 

Приложение 4

История в художественных образах (Наталья Пушкина). Иллюстрации.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: