В качестве ведущей цели Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики заявлено снижение инфляции до уровня 18% путем “контроля за темпами роста денежной массы”. При этом в качестве целевого параметра темпа прироста денежной массы, соответствующего данному уровню инфляции и установленному прогнозом Правительства приросту ВВП на 1,5% Основными направлениями устанавливается 21-25% в номинальном выражении. С учетом прогнозного темпа инфляции 18% это означает прирост денежной массы в реальном выражении на 2,5 - 5,9%. Удержание денежной массы в этих пределах рассматривается в качестве “промежуточной цели денежно-кредитной политики”. В качестве операционального целевого параметра, управление которым должно осуществляться на краткосрочной основе, рассматривается денежная база, уровень которой, согласно Основным направлениям, будет определяться соотношением чистых международных резервов и чистых внутренних активов органов денежно-кредитного регулирования.
Уровень денежного мультипликатора, согласно Основным направлениям, существенно не изменится, скорость денег в обращении несколько уменьшится.
В качестве главных целей политики валютного курса Основными направлениями определяются: сглаживание значительных колебаний обменного курса рубля, поддержание золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем доверие к проводимой денежно-кредитной политике и стабильность российской валютно-финансовой системы. При этом покупка Банком России валюты для пополнения валютных резервов будет основным источником денежного предложения.
Представленная в Основных направлениях технология осуществления политики денежного предложения по сути повторяет денежно-кредитную политику, осуществлявшуюся в России с 1994 года на основе количественного регулирования денежной базы в целях снижения инфляции. Следствием этой политики в условиях неопределенности остальных параметров денежного обращения (скорости обращения денег, денежного мультипликатора, процентных ставок) стала демонетизация экономики, в значительной степени спровоцировавшая кризис ликвидности и массовые неплатежи, резкое ухудшение финансового положения производственных предприятий, многократное снижение инвестиционной активности. Ее продолжение едва ли позволит устранить эти дефекты современного состояния платежно-денежной системы.
Фактически сохраняющаяся привязка денежной базы к величине чистых международных резервов объективно ограничивает возможности ремонетизации экономики величиной избыточного поступления иностранной свободно конвертируемой валюты, что явно недостаточно для нормализации денежного обращения и означает продолжение долларизации российской экономики с вытекающими из этого следствиями низкой инвестиционной активности, слабости банковской системы, масштабного вывоза капитала и подавленного внутреннего спроса.
В рамках предложенной Основными направлениями технологии управления денежным предложением не решаются проблемы кардинального повышения инвестиционной активности, нормализации платежей и расчетов, восстановления оборотного капитала и улучшения финансового положения производственных предприятий.
Вызывает сомнения обоснованность установленных Основными направлениями параметров прироста денежной массы. После ее многократного сжатия в 1993-1996 годах и затем 30% -ного сокращения во второй половине 1998 года в реальном выражении, запланированный на текущий год темп ее роста на 3-7% остается крайне недостаточным. Он лишь компенсирует прирост спроса на денежные ресурсы, обусловленный 1,5%-ным приростом ВВП и некоторым ожидаемым снижением скорости обращения денег. Столь незначительный прирост денежного предложения не позволит провести ремонетизацию экономики и сколько-нибудь серьезно уменьшить долю неплатежей, бартерных операций и иностранной валюты в структуре денежного обращения, предопределит чрезмерно высокий уровень процентных ставок и недостаток денежных ресурсов в производственной сфере. Это не позволит организовать необходимое для устойчивого экономического роста повышение инвестиционной активности и внутреннего спроса.
В Основных направлениях отсутствуют прогнозные оценки важнейших параметров денежно-кредитной политики - процентных ставок, скорости денежного обращения, денежного мультипликатора. Нет также прогнозных оценок денежной базы. Это делает невозможной оценку достоверности и обоснованности указанных ориентиров денежно-кредитной политики на текущий год, резко снижает практическую значимость Основных направлений денежно-кредитной политики.






