Согласно закону РФ «Об охране окружающей среды» ст.16, «негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде».
|
|
Среди основных целей введения платного характера природопользования можно выделить следующие:
- комплексное и рациональное использование природных ресурсов;
- выравнивание экологических условий хозяйствования при использовании природных ресурсов;
- улучшение охраны окружающей среды;
- создание специальных фондов финансирования по охране и воспроизводству природных ресурсов.
Система лимитов на природопользование представляет собой установленные предприятием на определенный строк объемов предельного использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов производства. За нарушения этих ограничений взимаются платежи, из них:
- платежи за право пользования природными ресурсами;
- платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов, осуществляемые государством или хозрасчетными специализированными предприятиями и организациями;
- компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества, вызванное деятельностью этих предприятий;
- платежи за выбросы (сбросы, размещение) загрязняющих веществ в природную среду;
- дополнительный налог с прибыли предприятий, выпускающих экологически опасную продукцию, применяющих экологически опасные технологии;
- штрафы и другие экономические санкции за нарушение норм рационального природопользования;
- льготы по налогообложению прибыли.
Плата за пользование природными ресурсами законодательно включена в состав налоговой системы, т.е. платежи за природные ресурсы являются налогами.
|
|
В случае превышения нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов) размер платежей за загрязнение определяется по следующей структуре:
- в границах предельно допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ;
- в границах временно согласованных лимитов выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов. Допустимый уровень выбросов определяется с учетом экологической обстановки района (территории), размещения предприятий и экономических возможностей предприятий;
- сверхлимитные выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов.
Конкретная экологическая ситуация территории, на которой размещено предприятие, определяет причину допустимого уровня выбросов (сбросов) загрязняющих веществ: чем более загрязнена территория, тем выше должны быть установлены предельно допустимые уровни выбросов (сбросов) – ПДВ и ПДС.
«На долю промышленности приходится более 80%объема загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух от всех учтенных Российской Федерацией стационарных источников. 2/3 этого объема выбрасывается предприятиями электроэнергетики, цветной и черной металлургии, нефтедобывающей промышленности. На рис.1 показана динамика изменения вклада этих отраслей в промышленные выбросы, отражающая устойчивый рост доли нефтедобывающих предприятий»[2]
Рис.1
Поэтому за подобными предприятиями должен быть установлен особый контроль и особые требования.
Средства, полученные взиманием штрафов и платежей, распределяются следующим образом:
- 10%- в доход федерального бюджета для осуществления финансирующей деятельности органов управления природопользования;
- 60%- на специальные счета экологических фондов местного значения;
- 20%- на счета фондов регионального значения;
- 10%- на счета фондов федерального значения.
[3]
На этой диаграмме видно, что объемы выбросов и сбросов с каждым годом растут, и соответственно увеличиваются требования к организациям. Контроль за деятельностью предприятий осуществляется и путем проведения экологической экспертизы: «экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды» (ст.33 (п.1) «Экологическая экспертиза»).
Согласно закону РФ «Об охране окружающей среды» ст. 56, «при нарушении… природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением этих требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».
Но что-то должно стимулировать заинтересованность природопользователя в рациональном использовании ресурсов и установлении на предприятии экологически чистого технологического оборудования.
Среди основных методов экономического стимулирования можно выделить:
- налогообложение (включает платежи за природопользование и экологические налоги);
- финансово-кредитная политика (льготное кредитование предприятий, займы с уменьшенной ставкой процента, субсидии);
- ценовая политика (цена экологически вредного товара должна быть занижена для производителя и завышена для потребителя);
- экологическая сертификация (осуществляется в целях защиты потребителя от покупки опасного для здоровья товара) и др.
Согласно закону Самарской области «Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области» ст.14, «экономическое стимулирование в сфере охраны окружающей среды при ведении хозяйственной и иной деятельности с учетом экологических требований осуществляется путем:
|
|
- предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, для реализации инвестиционных проектов природоохранного значения в порядке, установленном федеральным и областным законодательством;
- предоставления субсидий и бюджетных кредитов за счет средств целевого бюджетного экологического фонда Самарской области организациям, осуществляющим внедрение экологически чистых, малоотходных технологий и производств, использование вторичных ресурсов и иную деятельность по охране окружающей среды;
- предоставления в соответствии с федеральным и областным законодательством налоговых льгот организациям, разрабатывающим, внедряющим и эксплуатирующим малоотходные технологии и безотходные производства, использующим вторичные ресурсы, ресурсосберегающие технологии, нетрадиционные виды энергии или принимающим участие в реализации федеральных и областных программ по охране окружающей среды».