Система финансирования природоохранных предприятий

Согласно закону Самарской области  «О целевом бюджетном экологическом фонде Самарской области» ст.7 «Финансирование природоохранных мероприятий осуществляется в формах предоставления субсидий и бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и заключения государственных контрактов. Контроль за целевым использованием средств, выделяемых на выполнение работ по реализации природоохранных мероприятий, осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством».

В настоящее время финансирование природоохранных мероприятий и экологических программ осуществляется за счет:

- бюджетов всех уровней (зачисления налогов, платежей и отчислений за пользование природными ресурсами);

- средств предприятий, учреждений и организаций (прибыль от использования природных ресурсов);

- добровольных взносов от населения и иностранных граждан;

- фондов экологического страхования;

- банковских кредитов;

- экологических фондов.

Согласно закону Самарской области «О целевом бюджетном экологическом фонде Самарской области» ст.1, «понятие экологического фонда»:

- экологический фонд является целевым бюджетным фондом.

- экологический фонд представляет собой образуемый в соответствии с федеральным и областным законодательством в составе областного бюджета и используемый по отдельной смете фонд денежных средств, предназначенных для финансирования природоохранной деятельности, восстановления и реабилитации окружающей среды на территории Самарской области».

 

Согласно статье 2 этого закона, «Основными задачами экологического фонда являются:

- финансирование научно-технических исследований, разработок, внедрения программ и проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения Самарской области;

- экономическое стимулирование бережного и эффективного использования природных ресурсов;

- финансирование строительства и реконструкции природоохранных объектов;

- финансирование первоочередных природоохранных мероприятий по оздоровлению экологической обстановки и программ экологической направленности;

- финансирование мероприятий по предупреждению и возмещению потерь и вреда, причиненного окружающей природной среде;

- финансирование организации и ведения системы учета экологической информации, пропаганды научных достижений, изучения и распространения передового опыта, экологического воспитания и образования».

Согласно статье 6 этого же закона («Использование средств экологического фонда»), «Средства экологического фонда используются на финансирование следующих природоохранных мероприятий:

- разработка и реализация программ и мер по охране окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов;

- проведение научных исследований и проектных работ в сфере охраны окружающей природной среды, оценки природных ресурсов;

- предоставление субсидий и бюджетных кредитов организациям, осуществляющим внедрение экологически чистых, малоотходных технологий и производств, использование вторичных ресурсов и иную деятельность, обеспечивающую природоохранный эффект;

- организация и осуществление работ по ведению кадастров природных ресурсов;

- деятельность по проведению экоаналитического и лабораторного контроля, нормирования качества окружающей природной среды;

- управление экологическим фондом;

- поддержка развития заповедников, заказников, национальных парков и сохранения памятников природы;

- предупреждение и ликвидация последствий природных и техногенных катастроф;

- стимулирование деятельности организаций за успехи в развитии экологического образования и воспитания, в осуществлении производственного и общественного экологического контроля;

- проведение государственной экологической экспертизы;

- выполнение иных работ по охране окружающей природной среды».

 

Поступление в Федеральный бюджет платежей, налогов и сборов за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды (руб.) [4]

 

 

 


Важное экологическое значение имеет воспроизводство ресурсов. На эти цели отводится особая доля средств экологического фонда. Вот какие итоги подвело Министерство природных ресурсов Российской Федерации по выполнению финансирования этих программ:

«…недостаточное финансирование работ по воспроизводству лесов за счет средств бюджетов объектов Федерации отрицательно сказывается на качестве и эффективности лесовосстановительных мероприятий.

…в 2001 году рекультивировано 58,0 тыс. га. нарушенных земель. Объем работ по рекультивированию по сравнением с 2000 г. резко снизился (на 10,5 тыс.га.). Это связано, в основном, с неустойчивым финансовым положением предприятий, выполняющих данный вид работ, и с их недостаточным  финансированием.

…основу работ по искусственному воспроизводству рыбных запасов составляет деятельность 152 рыбоводных предприятий России…В естественные водоемы и водохранилища в 2001 году выпущено 6757,225 млн. шт. молоди ценных промысловых видов рыб, что на 111,08 млн. шт. больше уровня 2000 года»[5] и так далее. Но в целом по России наблюдается неоднородность уровней экологического финансирования и воспроизводства природных ресурсов.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: