Женщина в христианстве

Введение.

Правовое положение женщины в религии определяется обращением к целому ряду насущных вопросов современной правовой науки. Прежде всего, это касается ценностной значимости для человечества такой правовой категории, как права человека. В последние годы в отечественном и зарубежном правоведении существенно возрос интерес к проблематике прав и свобод человека, являющихся, по единодушному признанию исследователей, «основным, системообразующим элементом в системе культуры каждого общества», индивидуального и общественного бытия. Эта «вечная» проблема социально-культурного развития человечества прошла через тысячелетия как сложное многомерное явление, тесно связанное с генезисом самих правовых норм, в которых и отражалась концепция прав человека.

Актуальность исследования социального и правового положения женщин объясняется и тем, что «отношение к женщине, - по образному замечанию выдающегося индийского политика и общественного деятеля Дж. Неру, - это лакмусовая бумажка цивилизации. Чем лучше это отношение, тем выше уровень развития самой цивилизации».

Более того, в последние годы растет число приверженцев нового междисциплинарного метода - так называемых «гендерных подходов к исследованиям» и «гендерной теории», - основанного на разном научном толковании двух концептуальных понятий - «пол» и «гендер». «Пол» - термин, обозначающий анатомо-биологические особенности людей, на основе которых они определяются как мужчины или женщины. «Гендер» - сложное социокультурное явление, включающее в себя различия в ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужским и женским, конструируемые обществом.

Автор исходит из понимания того, что «в отличие от терминов «пол» и «род» термин «гендер», не снимая и не отрицая объективных половых различий между мужчинами женщинами, делает упор на те их социальные особенности, которые возникли в результате их общественной деятельности и которые, в конечном счете, и определяют своеобразие их поведения и необходимость применения мер так называемой «позитивной дискриминации»[6], то есть действия которые исходят из «правового неравенства», связанного с необходимостью предоставления женщинам особых прав в связи с их физиологией и, прежде всего, с их репродуктивными функциями, с требованиями государственных гарантий их равноправия с мужчинами в получении образования, участия в квалифицированном труде и прав в экономике, политической деятельности и пр.

 

Женщина в древнем мире.

«Нет ничего пагубнее женщины», «четыре рабочих вола за одну жену», "Любовь к женщине - это яд», «огонь, женщина и море - три бедствия» - вот, что писали Гомер, Эзоп Сократ и другие великие мужи Древней Греции. В этих кратких фразах ярко охарактеризовано отношение мужчин к женщинам в древнюю эпоху. Женщина в то время была бесправной рабыней в доме мужа, без разрешения которого она не могла распоряжаться даже личным имуществом. Она могла "делить с мужем ложе, но не трапезу", как утверждают историки. Позднее, уже в Древнем Риме, согласно законодательству женщина была полностью зависимой. Она выходила замуж, и все ее имущество переходило во владение мужа, жена покупалась мужем и становилась его собственностью, как рабыня, только для его выгоды. Женщина не могла занимать какую-либо гражданскую или общественную должность, не могла быть свидетелем, поручителем, опекуном, или попечителем, она не могла усыновлять детей или быть усыновленной, не могла составлять завещание или контракт.

В Древней Индии девочек с детства готовили к профессиональной храмовой проституции. В дальнейшем они составляли постоянный штат храма бога Вишну и становились достоянием мужчин любой касты. Даже самые знатные семьи, не раздумывая, посвящали своих дочерей этому своеобразному богослужению. В случае смерти мужа в Индии жену живьем сжигали вместе с покойным супругом. Эта безжалостная традиция сохранилась в некоторых областях Индии и до наших дней. У многих древних народов влиятельный человек, будь то предводитель племени или рода, шаман, хан, жрец, или князь, пользовался по отношению к невесте правом первой ночи. У большинства народов Аляски и других народов традиция права первой ночи существует и сегодня. Подобная традиция была распространена у многих народов, ныне исповедующих ислам.

В Египте муж немедленно сжигал женщину за измену, а измена самого мужа не возбранялась. В Ассирии, если женщина выносила из дому какую-то вещь, то считалась воровкой, и муж со спокойной совестью отрезал ей уши. После смерти мужа жена оставалась полностью в распоряжении его семьи и была обязана выйти замуж за одного из его родственников. В Древней Руси брака не существовало вовсе. Девиц доставали себе уводом и похищением в неограниченном количестве. Подобных примеров можно приводить еще очень много. Однако и перечисленного вполне достаточно, чтобы понять отношение мужчин к женщине в древности.

 

Женщина в иудаизме.

Многие исследователи допускают грубые ошибки, анализируя положение еврейской женщины в древности. "Вне всякого сомнения, женщина находилась на положении рабыни, полностью отданной во власть господина". Так утверждает Encyclopaedia of Religion and Ethics. Опираясь на сотни примеров, можно доказать, что такая оценка далека от объективной. Всевышний создал мужчину и женщину по Своему подобию (Брейшит, 1:27). Следовательно, как и мужчина, женщина несет в себе Божественный образ, и на них обоих возложена обязанность покорить землю и владеть ею. Следует вспомнить о той роли, которую сыграли праматери в становлении еврейского народа. Мирьям, сестра Моше, названа среди трех руководителей еврейского народа, избавивших его от египетского рабства (Миха, 6:4). Двора была судьей Израиля и руководителем народа, возглавив его в период национально-освободительной войны. Хульда обладала пророческим даром и сыграла важную роль в поздний период Первого Храма. Царица Александра управляла государством в период Второго Храма. В Мишлей, гл. 31 приведен гимн женщине, и всякий, кто знакомится с высоким слогом этого стиха, воспевающего жену и мать, понимает, что еврейский ребенок никогда бы не обратился к своей матери со словами, подобными тем, которые произнес Телемах, сын Одиссея: "Иди в свои покои и займись домашними делами. Произносить речи - дело мужчин и мое - в первую очередь, ибо мне принадлежит власть в этом доме".

Имущественные права женщины были четко определены в период Талмуда. "Юридические права еврейской женщины в древнем мире можно сравнить с теми преимуществами, которыми она обладает в современном цивилизованном обществе" (Дж. Ф. Мур). "Еврейские жены обладали большими правами на владение имуществом, чем английские женщины до самого недавнего времени" (Абрахамс). Еще более сильным доказательством равноправия женщины в еврейском доме служит тот факт, что обязанность проявлять гостеприимство в равной степени распространяется и на мужчину и на женщину. Еврейские мудрецы всегда подчеркивали незаменимое духовное влияние женщин и требовали от мужей бережного отношения к женам: "Люби жену как самого себя и оказывай ей уважение в большей степени, чем себе. Не заставляй женщину плакать, потому что Всевышний внимателен к ее слезам. Сыны Израиля были избавлены из египетского рабства благодаря добродетельности женщин. Тот, кто находит добродетельную жену, приравнивается к тому, кто исполнил все заповеди Торы" (Талмуд).

Разница между реальным положением женщины в еврейском и нееврейском доме мгновенно проявляется, как только поднимается вопрос, можно ли бить женщину. Рабейну Там, внук Раши сказал: "Ничего подобного не было среди сынов Израиля". Примерно те же слова произнес раби Меир из Ротенбурга. "Шулхан Арух" предписывает еврейскому суду строжайшим образом наказывать всякого, кто поднимает руку на женщину, и исключить его из общины. Если эти меры не возымеют действия, следует обязать его написать разводное письмо и выполнить все те обязательства, которые указаны в ктубе. Один из величайших нееврейских авторитетов средних веков Дж. Коултон писал: "Избиение женщин было привычным делом и напрямую разрешалось властями многих городов". В Англии вплоть до XV в. "избиение женщин было признанным правом мужчины, и без всякого стеснения высшие и низшие классы пользовались им" (Дж. М. Тревильян).

"Гетто встречало царицу субботу радостной песнью и праздничной трапезой и провожало ее, зажигая свечу и поднимая бокал вина, вдыхая благовония и произнося торжественные гимны. Все это происходило в то время, когда в нееврейских домах то здесь, то там раздавались крики и стоны избиваемых женщин. Никогда еврей не поднимал руку на свою жену. Евреи оставались избранным народом даже в самом тяжелом положении, и никакие бури не могли ожесточить их сердца и разрушить крепкие семейные узы и добрые отношения между всеми членами семьи" (И. Зангвиль).

Женщина в христианстве.

Рассмотрим предписания Библии, проливающие свет на основы неравенства женщины. По Закону Моисея, жена должна быть обручена. Объясняя это понятие, Библейская Энциклопедия утверждает: «Обручить жену с собой - значит просто завладеть ею, купив за деньги». С юридической точки зрения, для легализации ее замужества согласия девушки не требовалось, и необходимость в нем нигде в Законе не указывается. Что касается права на развод, то таким правом обладал лишь мужчина. Вот, что пишет по этому поводу Библейская энциклопедия: «Так как женщина является собственностью мужчины, его право развестись с нею, разумеется, само собой».

В своей книге Супружество на Востоке и на Западе Давид и Вера Мейс писали: «Пусть никто не полагает, что наша христианская церковь свободна от таких пренебрежительных суждений. Трудно найти где-нибудь столько унизительных упоминаний женского пола, как у отцов раннего христианства».

Женщина в раннем христианстве представляется «вратами ада», «матерью всех земных зол», она была обвинена в грехопадении Адама, а, соответственно, и всего остального человечества. Ей приписывались все несчастья, которые она принесла миру. Как говорится в Библии: ".... и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием" (1 Тим.2:14-15). Объясняя эти стихи, христиане говорят: «Понимать нужно так; будет спасена, будет рожать детей (чародие), если будет жить с верой». Пожалуйста - и у женщины, как видим, есть шанс попасть в Царство Небесное. Правда, для этого нужно познать всю прелесть чадородия (материнства). У нерожавшей женщины шанс спастись резко снижается.

Наиболее злобным атакам подвергал женщин Тертуллиан, один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей и теологов, который впервые выразил концепцию Троицы: «Знаете ли вы, что каждая из вас - Ева? Приговор Бога Вашему полу действует и сейчас, наказание за грех также должно продолжаться. Вы врата дьявола, вы открыватели запретного древа, вы первыми предали закон Божий, вы - та, что убедила мужчину, атаковать которого дьяволу не хватило храбрости. Вы так легко разрушили подобие Бога - мужчину. Из-за вашего предательства даже сын Божий должен был умереть».

Как можно вообще говорить о правах женщины в христианстве, если долгое время христианское духовенство не могло решить сложный для себя вопрос: имеет ли женщина душу! В 585 г. Маконский церковный собор (г. Маконе, Франция) принял решение о том, что у женщины, хоть она и является существом низшего порядка, все-таки имеется некое подобие души. Обвинения и само отношение христианского духовенства к женскому полу привели к отрицательному, потребительскому отношению к женщине во всей Европе и остальном христианском мире.

 

 

Женщина в исламе.

Среди тьмы, поглотившей землю, божественное откровение, разнесшееся по обширным пустыням Аравии, стало новым, благородным и всеобщим посланием человечеству:

О люди, бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин (Коран, 4:1) Ученый размышлявший над этим аятом, утверждает: Полагают, что нет текста, ни древнего, ни нового, который рассматривал бы человеческую природу женщин во всех ее аспектах с такой лаконичностью, выразительностью, глубиной и свежестью, как это божественное предписание. Подчеркивая это благородство и естественность понятия, Коран утверждает:

Он (Аллах) - тот, кто сотворил вас из единой души и сделал из нее супругу, чтобы успокаиваться у нее... (Коран, 7:1); Творец небес и земли: Он создал вам из самих себя пары (Коран 42:11);

Аллах дал вам из вас самих жен, и дал вам от ваших жен и детей и внуков и оделил вас благами. Так неужели же в ложь они веруют, а в милость Аллаха не веруют? (Коран, 15:72).

Духовный аспект.

Коран четко свидетельствует о том, что женщина полностью уравнена с мужчиной перед лицом Аллаха в своих правах и обязанностях. В Коране говорится:

Всякая душа - заложница того, что она приобрела (Коран, 74:38). В нем также утверждается:

...И ответил им Господь их: Я не погублю деянний ни одного из ваших деятелей - ни мужчины, ни женщины. Одни вы от других... (Коран, 3:195);

Кто совершил благое -муж или жена - и он верующий, Мы оживим его жизнью благой и воздадим их награду им еще лучшим, чем то, что они делали. (Коран, 16:97, см. также 4:124)

Женщина по Корану, не несет вины за первый проступок Адама. Оба они одинаково виновны в своем неподчинении Богу, оба раскаялись и оба были прощены (Коран, 2:36, 37, 7:20-24). В одном их стихов (Коран, 20:121) вина, фактически, возлагалась на Адама. Что касается религиозных обязанностей, таких, как ежедневные молитвы, посты, помощь бедным и паломничество между мужчинами и женщинами нет различий. Однако, в некоторых случаях женщина имеет определенные преимущества перед мужчинами.

Например, женщина освобождается от дневных молитв и поста во время менструации и в течение сорока дней после рождения ребенка. Она также освобождается от соблюдения поста во время беременности и кормления младенца, если это представляет угрозу ее здоровью или здоровью ее ребенка. Если пропущенный пост является обязательным (во время рамазана), она может возместить пропущенные дни, когда сможет. Она не должна возмещать молитвы, пропущенные по указанным причинам. Женщины, обычно посещают мечеть когда пожелают и не обязаны присутствовать на совместных молениях по пятницам, в то время, как для мужчин это является обязательным (по пятницам). Исламское учение окрашено нежным отношением к женщине, так как считается с тем, что женщина может кормить или нянчить своего ребенка и поэтому не может пойти в мечеть для молитвы. Ислам также принимает во внимание физиологические и психологические изменения, связанные с функционированием женского организма.

 

 

Cоциальный аспект.

а) Детство и девичество.

Несмотря на то, что некоторые арабские племена считали допустимым убийство младенцев женского пола, Коран наложил запрет на этот обычай и рассматривает его как преступление, приравнивая к любому убийству:

И когда зарытая живьем будет спрошена, за какой грех она была убита (Коран, 81:89).Критикуя родителей, которые отказываются от своих детей-девочек, Коран говорит:

И когда одного из них обрадуют девочкой, лицо его делается черным, и он удручен. Скрываясь от народа от горечи того, чем обрадован: удержать ли это на унижение или сокрыть его в прахе? Плохо они рассуждают (Коран, 16:58, 59). Ислам спас жизнь новорожденных девочек не для того, чтобы они позднее страдали от несправедливости и неравенства, и требует к ним доброго и справедливого отношения. Среди высказываний пророка Мухаммада (мир ему) по этому поводу выделим следующее. Тот, кто имеет дочь и не похоронил ее заживо, не оскорбляет ее, не предпочитает ей сына, будет введен Аллахом в рай. (Ибн Ханбал, 1957). Женщины имеют право на получение образования наравне с мужчинами. Пророк Мухаммад (мир ему) говорил: Стремление к знаниям обязательно для каждого мусульманина (Аль-Байхаки). Под словом мусульманин здесь понимаются как мужчины, так и женщины.

б) Замужество.

В Коране ясно указывается, что супружество имеет целью не только продолжение человеческого рода, но и эмоциональное благоденствие и духовную гармонию. Оно зиждется на любви и милосердии. Один из наиболее впечатляющих стихов Корана о супружестве гласит:

Из Его знамений - что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость. Поистине, в этом - знамение для людей, которые размышляют. (Коран, 30:21). Согласно Исламским законам, женщину нельзя заставить выйти замуж без ее согласия. Ибн Аббас поведал о девушке, которая пришла к Мухаммаду, Посланнику Аллаха (мир ему) и рассказала, что отец заставил ее выйти замуж без ее согласия, Посланец Аллаха предоставил ей выбор (согласиться с замужеством или отказаться от него) (Ибн Ханбал, 2469). Согласно другой версии, девушка сказала: Фактически я признаю это замужество, однако, я хотела бы, чтобы женщины знали, что родители не имеют право (навязывать им мужа насильно) (Ибн Мадже, 1873). Кроме всех других гарантий защиты в замужестве, специально постановлялось, что женщина имеет полное право на ее Махр, подарок к свадьбе, который преподносился ей мужем и включался в брачный контракт, и эта собственность не переходит к ее отцу или мужу. Понятие Махра в Исламе - это не фактическая или символическая цена женщины, как в ряде других культур, а скорее подарок, символизирующий любовь и восхищение. Правила супружеской жизни в Исламе ясны и гармоничны, они отвечают природе человека. С учетом физиологического строения и психологии мужчины и женщин, оба имеют равные права и обязанности друг перед другом, кроме одной ответственности-лидерства. Это естественное правило любой совместной жизни и оно соответствует природе человека. Коран постановляет:

 

И они (женщины) имеют те же права, что и (мужчины) имеют над ними, и мужьям над ними - степень (Коран, 2:228). Эта степень - Кивама (поддержка и защита). Она основывается на природных различиях полов, дающих право более слабому полу на защиту. Она не дает превосходства или преимущества перед законом. Однако лидерство мужчины в семье не означает диктат мужа над женой. Ислам подчеркивает важность взаимного согласия во всех семейных вопросах. Коран дает такой пример:

...Если оба они пожелают отлучения с согласия между ними и совета, то нет греха над ними... (Коран, 2:233) Помимо тех основных правил, которые имеет жена, она вправе рассчитывать на доброе отношение и партнерство, что настоятельно рекомендуют Коран и пророк Мухаммад (мир ему)....Обходитесь с ними достойно. Если же вы их ненавидете, то, может быть, что-либо вам и ненавистно, а Аллах устроил в этом великое благо (Коран, 4:19). Пророк Мухаммад (мир ему) говорил:...Кто лучше всех среди вас? - тот, кто лучше всего для своей семьи, и я лучше всех среди вас к моей семье. Самые совершенные правоверные лучше всех в поведении, а лучшие из вас те, кто лучше всех к своим женам (Ибн Ханбал, 7396). Поскольку признается право женщины самой решать вопрос о своем замужестве, признается и ее право на разрыв неудачного брака. Однако, для обеспечения устойчивости семьи и защиты ее от поспешных решений, принятых под влиянием временного эмоционального стресса, мужчины и женщины, намеревающиеся развестись, должны пройти через определенные этапы и периоды выживания. Учитывая большую эмоциональность женщин, чтобы просить о разводе, необходимо представить суду обоснованную причину. Однако, подобно мужчине, женщина может развестись со своим мужем, не обращаясь в суд, если это предусмотрено брачным контрактом. В частности, некоторые аспекты Исламского законодательства в вопросах заключения и расторжения брака интересны и заслуживают особого упоминания. Если продолжение супружеских отношений по какой-либо причине становится невозможным, мужчин все-таки учат искать для них благоприятное завершение. Коран говорит в таких случаях:

А когда вы дали развод женам, и они достигли своего предела, то удерживайте их согласно принятому, или отпускайте их согласно принятому, но не удерживайте их насильно, преступая (Коран, 2-231, см. также Коран, 2:229 и 33:49).

в) Женщина-мать.

Ислам отводит доброте по отношению к родителям второе место после поклонения Богу.

И решил Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и к родителям благодеяние... (Коран, 17:23). Кроме того, в Коране имеются особые указания на необходимость хорошо относиться к матерям: И завещали Мы человеку его родителей. Мать носит его со слабостью поверх слабости... (Коран, 31:14, см. также Коран, 16:55, 29:8) Один человек пришел к пророку Мухаммаду (мир ему) и спросил: О Посланец Аллаха, кто среди людей наиболее достоин быть моим добрым товарищем? Пророк ответил: Твоя мать. А кто еще? - спросил человек. Пророк (мир ему) ответил: Твоя мать. А кто еще? - снова спросил человек, и снова пророк (мир ему) ответил: Твоя мать. Кто же еще?- спросил человек. И только тогда пророк (мир ему) сказал: Твой отец. (Аль-Бухари и Муслим).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: