1. Игровой подход к процессу РУР.
В игровом подходе обычно используются следующие классы игр:
· матричные;
· кооперативные;
· безкоалиционные;
· статистические;
· антогонистические.
Игра – взаимодействие 2 или более лиц (сторон), имеющих основную цель разрешение конфликта. Игра предназначена для выработки рекомендаций по выбору рационального способа действий участников конфликта.
Игра – это упрощённая модель конфликтной ситуации.
От реальной конфликтной ситуации игра отличается тем, что ведется по вполне определенным правилам.
В модели проводят ряд дейтсвий или «ходов» за игроков и в результате получают оценку параметров этих действий.
Стороны, участвующие в конфликте обычно называют «игроками». Исход конфликта – выигрышем. Игру двух лиц – «парной», разрешающей конфликт из противоположности их интересов.
Множественная игра – игра столкновения интересов более 2х игроков. Её называют «n- парной».
Для анализа игры должны быть сформулированы правила игры и введена система условий (ограничений), регламентирующая:
|
|
1. возможные варианты действия игроков;
2. объёмы информации каждой из сторон о поведении другой стороны (степень информированности);
3. результат игры, к которому приводит совокупность ходов.
Игра называется игрой с нулевой суммой, если один игрок выигрывает столько, сколько проигрывает.
Развитие игры предоставляется последовательностью ходов.
«Ходом» называется выбор одного из предусмотренного правилами игры действий и его реализация.
Ходы делятся на личные и случайные.
Личные ходы – это сознательный выбор игроком одного из возможных вариантов действий и его реализация.
Случайный ход – выбор из ряда возможностей использования ресурсов, осуществленный механизмом случайного выбора (например, бросание монеты).
Стратегией игрока называют совокупность мер, назначенных из правил выбора варианта действий при каждом личном ходе, продиктованном в сложившейся на момент игры. Количество стратегий может быть конечным или бесконечным.
Оптимальная стратегия – это стратегия, которая при многократном повторении игры обеспечивает игроку максимальную возможность среднестатистического выигрыша.
Модель игры – вспомогательный объект, описывающий механизм взаимодействия игроков с заданной игрой.[9]
2. Кооперативные игры в процессе РУР.
Игра называется кооперативной (коалиционной), если игроки могут объединяться в группы, беря на себя некоторые обязательства перед другими игроками и координируя свои действия.
В коооперативных играх, с возможностью передачи средств от одного игрока к другому, невозможно применять понятие индивидуальных платежей. Вместо этого используют так называемую характеристическую функцию, определяющую выигрыш каждой коалиции игроков. При этом предполагается, что выигрыш пустой коалиции равен нулю.
|
|
Основания такого подхода можно найти в книге фон Неймана и Моргенштерна. Изучая нормальную форму для коалиционных игр, они рассудили, что если в игре с двумя сторонами образуется коалиция С, то против нее выступает коалиция N/C. Образуется как бы игра для двух игроков.
Но так как вариантов возможных коалиций много, то выигрыш для С будет некоторой характеристической величиной, зависящей от состава коалиции.[10]
3. Бескоалиционные игры в задачах ведения переговоров.
Такого класса игры (часто называемые «игры 2х лиц с произвольной суммой») всегда конечны и имеют 2х игроков, которые делают ходы. Один ход игрока – одна стратегия. Несколько ходов – несколько стратегий.
После определения колчества ходов каждый игрок получает выигрыш в соответствии со своей матрицей выигрыша.
Конечная бескоалиционная игра 2х игроков полностью определяется 2мя матрицами выигрышей 2х игроков. Поэтому такие игры называются ещё биматричные.[11]
Решением игры является пересечение множеств решений одного игрока и множеств решений другого игрока.
Если каждый игрок будет применять свои стратегии, исходя только из матриц своих выигрышей, то их оптимапльные средние выигрыши будут совпадать с их выигрышами при ситуации равновесия.
4. Статистические решения или игры с «природой».
На практике часто приходится сталкиваться с принятием решений. Этими причинами могут быть случайный спрос, полнота и сроки долгосрочного планирования, любые форс-мажорные обстоятельства.
Здесь имеет место игра с природой, т.е. нет сознательной и намеренно действующей стороны.
В зависимости от условий внешней среды и уровня информированности ЛПР различают следующие классы задач принятия решений:
1. в условиях риска;
2. в условиях неопределенности;
3. в условиях противодействия конфликтующей стороны.
Если ЛПР не располагает статистикой и не имеет возможности построить функцию риска, то в этом случае решение ЛПР должно искать, задаваясь качественными или количественными показателями (относительными), которые характеризуют уровень неопределенности природы.
В играх с природой имеют место следующие виды решений:
1. при известных вероятностях природы;
2. выбор решения при неизвестной статистике, но известных абсолютных или относительных значений показателей качества решения;
3. выбор решения при неизвестной статистике, но известных принципах оценивания результатов действия природы на показатель качества.