Назначение карьерного транспорта обеспечить доставку вскрышных пород в отпал, горной массы из карьера к месту переработки или на склад, передачу материалов от одного агрегата к другому в перерабатывающем цехе и из перерабатывающего цеха или склада готовой продукции к месту дорожных работ (внешний транспорт). Кроме того, он должен обеспечить бесперебойность, экономичность и безопасность работ. Выбор транспортных средств производится в зависимости от условий эксплуатации карьера, объема работ, дальности возки, времени производства работ, климатических условий и себестоимости перевозок.
Разнообразие горногеологических и горнотехнических условий месторождений, разрабатываемых открытым способом, определяет возможность применения большого вида и схем карьерного транспорта. Вес виды карьерного транспорта можно разделить на две группы: прерывного действия (рельсовый, безрельсовый транспорт и землеройные машины) и непрерывного (конвейеры и гидравлический транспорт).
|
|
В карьерах используют землеройные машины: одноковшовые экскаваторы, канатные скреперы, тракторные скреперы и бульдозеры. Наиболее часто применяют одноковшовые экскаваторы, которые работают непосредственно в отвал, или выполняют переэкскавацию вынутой породы. Большое распространение находят самоходные скреперы. Для выполнения вспомогательных горнотранспортных операций широко используют бульдозеры.
Конвейерный транспорт в карьерах представлен стационарными и передвижными конвейерами, специальными конвейерными установками — отвалообразователями. По роду перевозок различают транспорт вскрышной — для перемещения вскрышных пород и добычный — для транспортирования полезного ископаемого.
Карьерный транспорт резко отличается от транспорта промышленных предприятий фабрично-заводского типа. Характерными особенностями карьерного транспорта являются: массовость перевозимых грузов; непостоянство положения дорожных трасс в карьерах вследствие продвижения вскрышных и добычных уступов; специфичность условий транспортирования, зависящих от залегания полезного ископаемого и системы ведения горных работ; повышенная прочность транспортных средств, вызываемая условиями погрузки, крупностью кусков и значительной объемной массой горной породы; относительно короткие расстояния перемещения; большие технологические простои подвижного состава в транспортном цикле. Кроме отмеченных особенностей, каждый вид карьерного транспорта имеет свои технические и эксплуатационные особенности, вытекающие из специфики производства открытых горных работ.