Государственные должности

 

Переход управления государством к принцепсу произошел благодаря наделению его высшей властью imperium, избранию на важнейшие должности, созданию им отдельного от магистратур чиновничьего аппарата, обеспечиваемого образованием собственной казны принцепса, и командованию всеми армиями.

Принцепсы избираются в нарушение республиканских традиций одновременно консулами, цензорами и народными трибунами (Октавиан 13 раз избирался консулом, 3 раза цензором и 37 раз народным трибуном). Как консул он мог, воспользовавшись правом интерцессии, отменить решение любого магистрата, как цензор — формировать сенат из своих сторонников, как трибун — наложить вето на постановление сената или решение магистрата. Кроме того, Октавиан получил звание понтифика — верховного жреца, ведавшего отправлением религиозных культов.

Первоначально власть принцепса не была наследственной. Юридически он получал власть по решению сената и римского народа, но он мог указать своего преемника (обычно сына или усыновленного), которого сенат и избирал принцепсом. Вместе с тем все чаще бывали случаи свержения принцепсов и назначения новых в результате дворцовых переворотов, совершаемых с помощью армии. Преемники Октавиана стали пользоваться теми же полномочиями, постепенно усиливая власть принцепса, хотя поначалу им приходилось иногда преодолевать оппозицию сената.

Окончательный переход к доминату датируется 284 годом и приходом к власти Диоклетиана, приказавшего именовать себя Доминусом.

Титулы императора — Август и Доминус подчеркивали неограниченный характер его власти. Как правило, императоры обожествлялись, а некоторые из них после смерти объявлялись богами со своими религиозными культами. Население империи превратилось из граждан в подданных императора, которые стали рассматриваться даже как его рабы — сервы.

Существовавший при принципате совет принцепса превращается в государственный совет — консисториум. Складывается развитый аппарат чиновников, разделенных на ранги, с определившейся иерархией и правилами повышения в должности. С отделением гражданской власти от военной появляются гражданские и военные чиновники. Особняком стоит третья группа чиновников — придворные, возглавляемые играющим большую роль управляющим дворцом императора.

В отличие от принципата старые республиканские учреждения потеряли всякое общегосударственное значение. Римом стал управлять префект, назначаемый императором и подчиненный ему. Сенат превратился в совет города Рима, а магистраты — в муниципальных должностных лиц.

Изменилась и военная организация. В связи с массовыми восстаниями рабов и покоренных народов, а также возросшей необходимостью защищать пределы государства от вторжения германских, славянских и малоазиатских племен, армия подразделяется на подвижные (для подавления восстаний) и пограничные войска. Широкий доступ в армию получают "варвары", порой используется и вооруженная сила их племен.

 

Заключение.

Изучив историю государства и права Рима в определенные периоды, можно сделать некоторые выводы.

1.  История развития Римского государства, римской демократии, служит источником для развития многих современных государств. Ведь именно демократизация политического строя Рима делает его государством, привлекавшим и привлекающим до сих пор внимание многих ученых.

2. Система  сдержек и противовесов в функционировании правящей магистратуры в более широком плане устойчивое, разумное распределение власти между демократией и аристократией, пусть даже и при явном преобладании последней.

3. В массовом сознании правители наделялись всесильными, деспотическими полномочиями не только в силу божественного характера своей власти — царственности, но и в силу отводимой им единоличной роли в поддержании безопасности, правосудия, социальной справедливости в обществе. Устойчивость патриархально-общинных отношений, на базе которых развивались ранние государственные деспотические режимы, формировала в общественном сознании образ правителя-отца, защитника слабых и обездоленных.

4. Стойкая многоукладность, историческая преемственность социальных, политических, правовых форм и институтов, господствующей религиозной идеологии дают основания определить в качестве главной отличительной черты древнеримского общества — традиционность.

5. Одной из основных социальных форм, играющих решающую роль в эволюции древнеримского общества, была сельская община, сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации. В значительной мере она определяла характер политической власти, роль и регулирующе-контрольные функции государства, особенности правовой системы.

Можно также проследить ряд таких особенностей, благодаря которым невозможно отрицать величие римского государства и огромное влияние на ряд современных государств. Оно стало творцом мастерски разработанного в деталях беспримерной юриспруденцией классического периода римского права, которое оказало влияние на весь мир, и которое и сегодня изучается и используется юристами.

 

 

Список литературы.

 

 

1. Батыр К.И. Всеобщая история государства и права: Учебник для вузов. Проспект, 2000.

2. Иловайский Д. И.«Древняя история. Средние века. Новая история»

3. Крашенниникова Н.А.,Жидков О.А. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. - М.1997.

4. Крушило Ю.С. Хрестоматия по истории древнего мира. М. 1980.

5. Кузищин В.И. История Древнего Рима -М: Высшая школа 1982г.

6. Кузищин В.И. Хрестоматия по истории Древнего Рима - М.: Высшая Школа, 1987.

7. Новицкий И.Б. Римское частное право: Учебник - М.,1999.

8. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права.- М.: Юристъ, 1996.

9. Черниловский З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М: Гардарика, 1996.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: