Историко-географические особенности устройства России

В дореволюционный период.

В дореволюционной России существовало несколько административно-территориальных единиц, которые были впоследствии упразднены большевиками, и, которые послужили прообразом современных административно-территориальных единиц. Это – волости, уезды, губернии и генерал-губернаторства.

Волостью в Древней Руси считалась вся территория земли (княжества); полусамостоятельный удел; сельская территория, подчиненная городу. С конца XIV в. — часть уезда. С 1861 — единица сословного крестьянского управления.

Уездом с XIII в. признавалась совокупность волостей, тяготевших к какому-либо центру. Управлялся княжескими наместниками, с начала XVII в. — воеводой. С начала XVIII в. входил в состав губернии, с 1775 низшая административная, судебная и финансовая единица; полицейско-административная власть осуществлялась исправником.

Губерния – основная административно-территориальная единица в России с 1708. Делилась на уезды. Некоторые губернии объединялись в генерал-губернаторства. К 1917 было 78 губерний, 25 из них отошли к Польше, Финляндии, Прибалтийским государствам.

Генерал-губернаторства существовали в России с 1775 по 1917. Включало одну или несколько губерний или областей; управлялось генерал-губернатором.

В 1909 г. на Дальнем Востоке из состава Приморской области были выделены самостоятельные области — Камчатская (была упразднена в 1856 г.) и Сахалинская (центр — Александровск-Сахалинский). В апреле 1914 г. на юге Сибири к России была присоединена территория нынешней Тувы под названием Урянхайский край в составе Енисейской губернии. В 1914 г., кроме губернского и областного деления, большинство областей (они располагались обычно на окраинах империи) входило в состав 4 генерал-губернаторств (Иркутского, Приамурского, Степного, Туркестанского). Было 5 областей в Кавказском наместничестве (учреждено в 1844 г., ликвидировано в 1881 г. и вновь восстановлено в 1905 г.). Области войска Донского, Уральская, Тургайская были самостоятельными на правах губерний. С 1865 г. часть губерний превратились в «земские» — в них был введен институт местного управления (земства). В 1865 г. земскими стали Воронежская, Казанская, Калужская, Костромская, Курская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Пензенская, Полтавская, Псковская, Рязанская, Самарская, Санкт-Петербургская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Харьковская, Херсонская, Черниговская, Ярославская; в 1866 г. — Владимирская, Екатеринославская, Орловская, Саратовская, Симбирская, Смоленская, Таврическая, Уфимская; в 1867 г. — Вятская и Олонецкая; в 1869 г. — Бессарабская; в 1870 г. — Вологодская и Пермская. В 1875—1882 гг. земские учреждения существовали в области войска Донского. Итого 34 губернии. Средний размер губернии (области) в Европейской части страны (за вычетом губерний вдоль западной границы) в 1917 г. составлял 95 тыс. км2, а в Азиатской — 630 тыс. км2.

В первой четверти ХХ столетия.

Определенно можно сказать, однако, что число уровней в иерархиях административно-территориального устройства в политически стабильных и экономически процветающих государствах не больше трех, максимум четырех (государство-штат-графство; государство-земля-муниципальный округ; и т.п.). Увеличение количества уровней административно-территориального деления, как правило, приводит к конфликтам между уровнями. Число уровней в иерархии административно-территориального деления в СССР составляло 5 (в республиках с районным делением "СССР-республика-район- город-поселение"), и 6 (в республиках с областным делением:"СССР-республика-область (край)-город-район-поселение"). Распад СССР, также как регионализацию России, можно рассматривать как структурную деформацию иерархий административно-территориального устройства, сопровождающуюся уменьшением количества уровней. Феноменологическое многообразие форм распада (этнические, региональные, политические, территориальные и т.п. конфликты) скрывает единое структурное основание этих процессов – принципы организации социального пространства на административном рынке и конфликты между иерархизированными уровнями и единицами административно-территориального деления в ходе трансформации административного рынка.

В пятиуровневой структуре административный район может быть "старше" города, что влечет за собой существенные различия в их политическом поведении и свойствах системы в целом. Это не структурное свойство административно-территориального деления, а функциональное, связанное в первую очередь с тем, что в городах базировались промышленные предприятия союзного и республиканского подчинения, а потому более значимые с точки зрения Центра. В то же время, в районах базировались этноспецифичные (и потому более значимые для руководства республик) производства.

В целом система административно-территориального деления была построена так, чтобы минимизировать количество и типы конфликтов, разрешаемых на низших уровнях административно-территориальной иерархии.

В общем, административно-территориальное деление СССР было весьма логичным. Конфликты были институализированы в системе представительских органов власти, где решались с большим или меньшим успехом.

Современное государственное устройство России.

Российская Федерация характеризуется рядом особенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или несколько государств в единое союзное государство. Однако образование Российской Федерации шло совсем другим путем. Россия не является федерацией, созданной как объединение несколько государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих территорию России. Эти государства, а так же национально-государственные образования и были признаны ее субъектами. Именно поэтому Российская Федерация с самого начала своего создания являлась одновременно и национальным государством русского народа, составляющего подавляющее большинство ее населения и давшего имя республики, и основанной на автономии, объединившей в своем составе русский и многие другие народы.

Порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возникновения эта федерация носила договорно-конституционный или договорный характер, поскольку она была создана не в результате заключения договора между ее субъектами, а на основе того, что ее провозгласила Конституция.

Не обладая классическими признаками федеративного государства, Россия как федерация вызывала немало споров. Однако главным аргументом в защиту ее федерального характера служили не те или иные формальные признаки федерации, а воля ее народов, выразивших желание рассматривать свое государство в качестве федеративного.

Ныне Российская Федерация в большей мере походит на классическое федеративное государство, чем ее предшественник - РСФСР. В настоящее время субъектами Российской Федерации являются не только бывшие или настоящие автономии, но и области, края, города федерального значения. Таким образом, в настоящее время не часть, как это было прежде, а вся территория Российской Федерации складывается из территорий ее субъектов. Однако, несмотря на изменение многих ее черт, Российская Федерация была и осталась конституционно-правовой федерацией.

Российская федерация сохранила все основные особенности административно-территориального устройства СССР и, вместе с ними, те отношения, которые привели к распаду СССР. Это в первую очередь различие между областями (аналоги республик СССР с областным делением) и республиками (аналог республик СССР с районным делением) и специфическое несоответствие их внутренних иерархий между уровнями "район-город". Данная система административно-территориального деления досталась России в "наследство" и практически не обеспечивала устойчивого развития в новых экономических условиях.

Давно назревшая необходимость изменения административно-территориального устройства страны предопределила современный этап ее кардинального реформирования. Первым шагом в этом направлении стал Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2000 г. о создании 7 федеральных округов и утверждение Положения и полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Федеральные округа, не затрагивая основное (конституционное) административно-территориальное деление, являются в настоящее время стратегической формой укрепления вертикали государственной власти в России. В дальнейшем федеральные округа будут выступать как основа современной территориальной организации хозяйства и административно-территориального устройства Российской Федерации.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: