Внешние факторы развития

 

Составной частью стратегии китайских реформ является политика открытости внешнему миру. С конца 70-х гг. внешнеэкономическая открытость считается в Китае необходимым условием модернизации страны, что резко контрастирует с культивировавшейся в предыдущие десятилетия идеологией экономической автаркии.

 

 

Динамика и структура внешней торговли

 

Объем внешней торговли КНР увеличился с 20,6 млрд. долл. в 1978 г. до 325,1 млрд. долл. в 1997 г. (см. приложение табл. 3), и соответственно КНР переместилась по этому показателю с 32-го на 10-е место в мире. Если в дореформенный период доля экспорта в ВНП страны составляла 4 – 5%, то в середине 90-х гг. – более 20%. Это очень высокий показатель для такой крупной страны, как Китай.

Значительные сдвиги произошли и в товарной структуре экспорта. Если в 70-е гг. в ней доминировала продукция сырьевых отраслей, то в годы реформы устойчиво росла доля продукции обрабатывающей промышленности (с1/3 в конце 70-х гг. до более 85% во второй половине 90-х гг.). Правда, речь идет, как правило, о продукции низкотехнологичных, трудоемких отраслей. До середины 90-х гг. ведущей статьей китайского экспорта были текстиль и готовая одежда. Только в 1995 г. на первое место по доле в экспорте вышла продукция машиностроения и электроники (её доля составила 29,4% в 1995 г. и 32,5% в 1997 г.). Но и в данном случае имеются в виду прежде всего товары массового потребительского спроса (радиоприемники, магнитофоны, часы и т.д.), а также отдельные комплектующие и узлы для компьютерных производств, сосредоточенных в других странах.

Динамика оборота и баланса внешней торговли в целом соответствует динамике внутреннего макроэкономического цикла. Периоды инфляционного перегрева обычно характеризуются резким возрастанием спроса на импортные товары как потребительского, так и инвестиционного назначения. К тому же на ранних, относительно экономически благополучных стадиях цикла, как правило, осуществляются очередные меры внешнеторговой либерализации. Поэтому в периоды ускорения экономического роста обычно происходит быстрое увеличение объемов импорта, и возникает дефицит торгового баланса. В периоды активной антиинфляционной политики спрос на импортные товары ограничивается, нередко вводятся дополнительные количественные ограничения импорта, и, как следствие, образуется положительное сальдо внешнеторговых операций.

 

 

Реформа внешнеторгового регулирования

 

В целом можно сказать, что либерализация системы внешней торговли в Китае – это долговременный процесс, допускающий возможность тактических отступлений. Китайское правительство никогда не стремилось добиться благосклонности международных деловых кругов за счет быстрого снятия тарифных и количественных барьеров на пути импортных товаров и услуг. Разумная протекционистская защита национальных производств неотъемлемой частью индустриальной политики КНР. Показательно, что накануне начала переговоров о вступлении Китая в ГАТТ в 1986 г. ставки импортных пошлин по большинству товарных групп были резко увеличены с тем, чтобы создать китайской стороне поле для последующих переговорных уступок.

В дальнейшем меры и м п о р т н о й л и б е р а л и з а ц и и осуществлялись поэтапно, и это обычно приурочивалось к началу очередного раунда переговоров с ГАТТ (как известно, с 1995 г. – ВТО). Из последних по времени шагов в этом направлении следует упомянуть начатый в 1993 – 1994 гг. переход к распределению импортных квот на условиях открытого конкурса; постепенную отмену нетарифных ограничений и особенно – происшедшее в апреле 1996 г. самое крупное за весь период реформ снижение импортных таможенных пошлин (оно коснулось более 4000 категорий товаров). В результате последней меры средняя величина импортного тарифа снизилась с 36 до 23%, но при этом она всё ещё остается примерно в 1,5 раза выше, чем в большинстве развивающихся стран. Сохраняющийся достаточно высокий уровень протекционистской защиты китайского рынка вызывает недовольство западных стран.

Впрочем, до недавнего времени это отнюдь не мешало устойчивому росту китайского экспорта. В области э к с п о р т н о г о р е г у л и р о в а н и я либерализация также носит постепенный характер. В КНР действует не регистрационный, а разрешительный порядок выхода предприятий на внешние рынки. На середину 90-х гг. право на самостоятельное ведение экспортных операций имели только около 2,5 тыс. предприятий (не считая предприятий с иностранными инвестициями, которым это право дается автоматически). Остальные национальные производители должны вести операции через специализированные государственные внешнеторговые компании (их насчитывается несколько тысяч). Более решительные действия с целью упрощения доступа предприятий к внешнеэкономической деятельности стали предприниматься с середины 1998 г., после того, как азиатский финансовый кризис повлек за собой сокращение спроса на китайские экспортные товары и ухудшение их ценовой конкурентоспособности из-за девальваций валют в соседних странах.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: