Зоны совместного предпринимательства

 

Весьма разнообразна и китайская практика создания зон совместного предпринимательства. Существует несколько их видов. В созданных в начале 80-х гг. на юго-восточном побережье Китая с п е ц и а л ь н ы х э к о н о м и ч е с к и х з о н а х (Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь) экспортная направленность промышленности сочетается с развитием сельского хозяйства, финансового сектора, туризма и т.д. В 1988 г. ещё одной (пятой по счету) такой зоной стал остров Хайнань. Созданные в 1984 – 1992 гг. в 14 «открытых» городах восточного побережья Китая так называемые зоны экономического и технического развития ориентированы, прежде всего, на технологическую модернизацию сложившихся индустриальных комплексов. Сформировавшиеся в 1985 – 1988 гг. «открытые» приморские зоны (в дельтах рек Янцзы и Чжуцзян, на юге провинции Фуцзян, на полуостровах Ляодун и Шаньдун) занимают значительную часть сельских районов соответствующих провинций; в них развиваются главным образом экспортные трудоемкие отрасли промышленности.

В начале 90-х гг. было положено начало созданию так называемых зон высоких технологий – научно-производственных парков, функцией которых является разработка принципиально новых технологий и материалов, организация экспериментальных мелкосерийных производств. В настоящее время в КНР насчитываются 52 такие зоны. С 1992 г. в стране создается сеть зон свободной торговли (свободных таможенных зон), специализирующихся на экспортно-импортных операциях. Сейчас существует 13 таких зон: 12 – в морских портах восточного побережья и ещё одна – в Чжанцзягане, порту на реке Янцзы. Тогда же, в 1992 г., началось формирование приграничных открытых зон, в том числе на границах с Россией (в Хэйхэ, Суйфэньхэ, Ханьчуне и Маньчжоули). Их главная функция – развитие сферы услуг, связанных с трансграничной торговлей.

 

 

Российско-китайские экономические связи

 

Благоприятные в целом предпосылки для развития российско-китайского экономического сотрудничества определяются:

· взаимодополняемостью экономик двух стран (Россия обладает мощным потенциалом отраслей тяжелой промышленности; Китай за годы реформ добился весомых успехов в развитии отраслей, производящих потребительские товары);

· сохраняющимся технологическим влиянием России в Китае, так как значительная часть промышленной базы КНР была создана при содействии СССР;

· политическим сближением России и Китая, особенно заметным на фоне фактической стагнации в отношениях обеих стран с Западом.

 

Динамика и структура взаимной торговли

 

Однако имеющиеся возможности пока используются не в полной мере. Происходивший в 1992 – 1993 гг. бум двусторонней торговли (см. приложение табл. 4) был во многом обусловлен ситуационными факторами. С одной стороны, у российских предприятий имелись значительные излишки материальных запасов, которые были получены ещё в рамках советской системы централизованного снабжения и теперь могли использоваться для экспорта в Китай. С другой стороны, политика российских властей по открытию внутреннего рынка в целях преодоления его дефицитности создала условия для роста импорта в Россию китайских потребительских товаров.

Однако уже в 1994 г. в российско-китайской торговле наметился спад, а возобновившаяся было в 1995 – 1996 гг. тенденция к росту вновь прервалась в 1997 г. На сокращение объемов торговли в 1994 г. существенное воздействие оказали введенные в КНР в ходе антиинфляционного урегулирования количественные ограничения на импорт некоторых инвестиционных товаров (черные металлы, стройматериалы и т.д.). Аналогично в 1997 г. новый спад в торговле был вызван во многом предпринятыми в КНР мерами по протекционистской защите собственного производства удобрений. Но эти события только лишний раз подтверждают фундаментальную проблему современной российско-китайской торговли – узость её товарной структуры.

Российский экспорт в настоящее время состоит преимущественно из сырьевых товаров, и он в сильной степени чувствителен к колебаниям конъюнктуры китайского рынка. Традиционного высокая в советские времена доля машинотехнической продукции в экспорте Китая снизилась с 45% в 1992 г. до 18% в 1996 г. В свою очередь, в российском импорте из Китая около 80% приходится на продовольственные и потребительские товары. Имевшиеся ранее на российском рынке свободные ниши для такой продукции уже давно заполнены, к тому же за последние годы у российских потребителей сложились устойчивые негативные стереотипы в отношении качества китайских товаров.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: